вт, 15/05/2018 - 20:16

Депутаты отказались ограничивать права Контрольно-счётной палаты Севастополя

Контрольно-счётная палата Севастополя по-прежнему будет иметь оперативный доступ к информации о происходящем с бюджетом города.

Завершился третий акт трагикомедии с внесением в заксобрание Севастополя законопроекта, существенно ограничивающего полномочия Контрольно-счётной палаты. Несмотря на предварительный артобстрел со стороны правительства, депутаты отказались принимать хитрый законопроект.

«Я не силён в арифметике!»

Не далее как вчера мы предположили, что нападки на заксобрание продолжатся: хоть все предыдущие обвинения и оказались необоснованными, пытаться найти новые поводы правительство вряд ли перестанет. И оказались правы.



Сегодня артобстрел депутатских позиций продолжил представитель губернатора в заксобрании Михаил Вавилов. В работе комитетов и комиссий закса он давно не участвует, хотя это его прямая обязанность, но на пленарные заседания пока является.

Сегодняшний спич Вавилова, помимо традиционных заклинаний о бездеятельности заксобрания, содержал точный подсчёт количества выступлений депутатов в СМИ. Трудолюбие для этого требуется нерядовое, но теперь, по крайней мере, понятно, чем занимается Михаил Юрьевич, прогуливая обсуждение законопроектов!

Вторая часть спича Вавилова, посвящённая законопроекту о КСП, была менее цветистой. Представитель губернатора утверждал, что все предложенные правительством правки всего лишь приводят документ в соответствие с федеральным законом и направлены на повышение эффективности деятельности КСП.

Вячеслав Горелов, провинившийся перед правительством Севастополя наибольшим среди всех депутатов количеством выступлений в прессе, попросил Вавилова пояснить, чем он, в таком случае, объясняет заключение прокуратуры, в котором говорится: действующий закон о КСП не противоречит федеральному законодательству? От себя добавим, что закон ещё и позволяет КСП эффективно работать на протяжении нескольких лет.

Кроме этого, подчеркнул Вячеслав Горелов, прокуратура не видит оснований утверждать, будто новая редакция поспособствует более эффективной работе органа независимого финансового контроля!

Представитель губернатора ответил на это философски:

«Заключение прокуратуры — не Священное Писание, его не надо принимать на веру. Прокуратура считает, что не противоречит. А на наш взгляд, противоречит!».

Глава бюджетной комиссии заксобрания Вячеслав Аксёнов обратил внимание коллег на федеральное законодательство — то самое, на которое ссылаются авторы поправок. На уровне Федерации, подчеркнул он, сводная бюджетная роспись предоставляется в течение трёх дней не только в КСП, но и в Госдуму. Авторы же севастопольского законопроекта, напротив, хотят ограничить доступ КСП к информации о манипуляциях правительства с бюджетом.

«Мало того что у нас требования более мягкие, вы и их собираетесь снять. Почему?» — спросил Аксёнов.

Сергей Кажанов остановился на полномочиях КСП в сфере банковских отношений. Действующий закон подразумевает контроль за всеми операциями с бюджетными средствами, предложенный же правительством вариант предлагал существенно сузить возможности КСП.

«Мы знаем, что как раз сейчас развивается скандал, связанный с пропавшими из бюджета 2 млрд. рублей. Каково ваше отношение к такому ограничению прав КСП в этой сфере?» — попросил ответить депутат.

Замспикера Александр Кулагин не удержался от ответа на первую часть спича представителя губернатора.

«Вы говорите об эффективности — скажите, сколько вариантов этого законопроекта вы вносили в законодательное собрание?» — обратился он к Вавилову.

Напомним: этот вариант третий, причём первые два были чудовищны настолько, что их признавали однозначно противоречащими федеральному законодательству все, от юруправления заксобрания и прокуратуры до Главного правового управления при Администрации Президента и Счётной палаты.

«Я не гуманитарий, я не силён в арифметике», — ответил на вопрос заместителя спикера Вавилов.

«У меня больше нет вопросов», — развёл руками Кулагин.

Но Михаил Юрьевич всё-таки ответил.

«Сейчас мы внесли его в третий раз. Это наш законопроект — мы можем его хоть четыре раза вносить, хоть пять, хоть шесть», — заявил он.

Могут-то они, конечно, могут, кто ж им запретит. Но как это сочетается с рассуждениями об эффективности работы?

 

Вред вместо пользы

 

Приступили к обсуждению.

«На мой взгляд, законопроект не направлен на достижение позитивных результатов для города. Хочу пояснить это с помощью цифр из доклада о работе Счётной палаты Российской Федерации за 2017 год. 1 триллион 556 млрд рублей — сумма нарушений, выявленных Счётной палатой РФ. И вторая цифра — 1 триллион 37 млрд рублей. Это сумма предотвращённого ущерба. Обращаю ваше внимание — это две трети от суммы выявленных нарушений. С моей точки зрения, это исключительно важно: работа органа финансового контроля должна быть направлена в первую очередь на предотвращение нарушений. А такое возможно лишь в случае, если КСП имеет возможность оперативного реагирования на ту информацию, которую получает», — сказал Вячеслав Горелов.

Предлагаемые же поправки делали такое оперативное реагирование невозможным. А значит, нарушения оставалось бы только фиксировать, а не предупреждать. И это, подчеркнул Горелов, перечёркивает все заявления правительства о пользе нового законопроекта для города.

«Поддерживать законопроект нельзя ни в коем случае: если внимательно вчитаться в его текст, мы увидим, что так называемое расширение полномочий на деле означает ограничение возможностей КСП», — высказал своё мнение Вячеслав Аксёнов.

 

Александр Кулагин заметил: желание правительства отстранить КСП от контроля за расходованием бюджетных средств не слишком удивительно. Но время, предоставленное представителю губернатора на выступление, стоило бы израсходовать более эффективно: например, рассказать историю исчезновения из бюджета двух миллиардов, переведённых правительством города на счета коммерческого банка перед самым его крахом.

«Куда они пропали, кто это сделал? А может быть, там вообще всё нормально и по закону? Большинство людей черпают информацию в СМИ. А у вас рассказать эту историю руки не доходят», — посетовал Кулагин.

Черту под выступлениями депутатов подвёл Алексей Чалый:

«Я убеждён, что вопрос, который мы сегодня рассматриваем, не является независимым — не помню, какая по счёту, но это часть Марлезонского балета, начавшегося с качественной проверки Контрольно-счётной палатой ГУП „Пансионаты Севастополя”. Это было в сентябре, и за проверкой последовало сокращение бюджета КСП.

А теперь мы наблюдаем уже третью попытку внести на наше рассмотрение закон, так или иначе ограничивающий возможности контрольного органа.

По-моему, это свидетельствует о том, что КСП работает эффективно. А правительство, видимо, чего-то боится.

Его представители приглашались на обсуждение результатов этой проверки, но на обсуждения они не приходят — вместо этого начинается вот такой подход сбоку.

Законопроект вреден для города-героя Севастополя, поэтому я буду голосовать против него и предлагаю меня в этом поддержать».

Позже, отвечая на вопросы журналистов, Алексей Чалый напомнил: речь идёт о проверке хозяйственной деятельности «Пансионатов Севастополя», которая велась по поручению прокуратуры города (а прокуратуре, по нашим сведениям, такое поручение дало ФСБ — именно на это ведомство ссылалась представитель КСП во время заседания бюджетной комиссии, где заслушивались результаты проверки)

 

«Проверка дала непростые результаты, выявлено было большое количество нарушений. После этого на КСП и начали сыпаться кары небесные. Я считаю, что это связанные вещи. И что каждому нужно успокоиться и начать выполнять свои функции в соответствии с законодательством», — сказал Алексей Михайлович.

Обозначил однозначно отрицательное мнение своего ведомства по поводу законопроекта и представитель прокуратуры.

При голосовании один депутат воздержался, остальные голоса разделились пополам: 10 — за, 10 — против. Таким образом, законопроект принят не был.

Во время пресс-конференции Екатерина Алтабаева и Алексей Чалый подчеркнули: принимать какой-либо законопроект в первом чтении, а затем дорабатывать его можно в том случае, если, как выразился Чалый, между первым и вторым вариантом возможна «преемственность духа». В данном же случае в его принятии не было никакого смысла.

«Исправить то, что предлагали коллеги, было невозможно. Но корректировать закон о КСП нужно, и предложение о совместной работе депутатов и правительства над ним я считаю очень правильным. Качественные законопроекты могут быть подготовлены только в результате совместной работы. Именно так мы работали во второй половине 2016-го и первой половине 2017 года, и я призываю коллег из правительства вернуться к этой практике, потому что она даёт качественные результаты», — сказала Екатерина Алтабаева.

Вопрос о том, услышит её правительство или будет продолжать ковровые бомбардировки строптивого заксобрания, остаётся открытым.

Ольга Смирнова

Читайте также: