пт, 15/07/2022 - 17:49

Дедолларизация экономики: почему для РФ это не будет «лёгкой прогулкой»

Павел Кухмиров о насущной проблеме.

Минфин США временно разрешил операции с бывшей структурой «Газпрома» в ФРГ. При этом Минфин отмечает, что существуют исключения из этого правила: запрещены транзакции, нарушающие санкции США против России, в частности — операции, в которых участвуют фигуранты санкционных списков.

В свете некоторых последних действий США может сложиться иллюзия, что они начинают «медленно, по чуть-чуть» отступать от собственных санкций. На самом деле это — не более чем самообман. В реальности они продолжают манипулирование инструментами санкционного давления, и все манёвры осуществляются ими исключительно в собственных интересах. И манипуляции финансовыми инструментами здесь одни из основных. В связи с чем вопрос снижения зависимости экономики РФ от доллара встаёт ребром.

«Дедолларизация» экономики — насущная необходимость. В её рамках надо понимать, что все сегодня существующие инструменты являются весьма рискованными. Западная «отмена» РФ в контексте мирового кризиса превращает инвестиции из категории просчитываемых и предсказуемых действий в разряд казино.

С позиции российских банков американский доллар и евро видятся как токсичные активы: нормально работать с валютными вкладами собственных клиентов возможностей больше нет. Вследствие этого банки активно начали предлагать населению иные варианты инвестиций. Которые, впрочем, так же являются рискованными и низколиквидными, но уже с точки зрения не банков, а клиентов.

В зоне риска также находятся и переводы валюты на счета в иностранные банки: открываемые по российским документам счета и карты могут, под американским давлением, быть одномоментно заблокированными. Вполне вероятно, что киргизские и казахские банковские карты могут быть закрыты значительно быстрее, чем на 5 лет раньше это случилось с прибалтийскими счетами компаний, аффилированных с российскими резидентами. 

И это при том, что прибалтийские банки были изначально ориентированы на российских клиентов, в отличие, скажем, от турецких, экстремальный наплыв россиян для которых явился только дополнением к их обычной работе. Только за 2015-2016 годы в банках Латвии доля вкладов россиян составляла до 60 процентов, доходы же от экспорта финансовых услуг были равны 446 миллионам евро. Тем не менее их это не остановило.

Переход в работе с инвесторами на альтернативные валюты, такие, как юань, гонконгский доллар или турецкая лира, тоже видится рискованным. Тем более что курс той же турецкой лиры за минувший год просел относительно доллара в 2 раза. Так что даже инвестиции в рубль на этом фоне просто верх надёжности и доходности. А ещё это может обернуться банальной покупкой низколиквидных активов: какую-нибудь рупию можно будет продать исключительно безналично, да и то в самом банке, а такие операции бывают убыточны.

Что до рынка акций и облигаций компаний таких стран, как РФ и Китай, то он всегда являлся высокоспекулятивным, перенасыщенным инсайдерскими играми и прочими подобными вещами.

Золотые слитки всегда являлись низколиквидным активом. Что до более высоколиквидных инструментов, то в их разряд можно включить «металлические вклады», ETF и акции золотодобытчиков. Но и они в данный момент стали довольно рискованными, потому что цены на самом рынке определяют прежде всего ETF и золото Центробанков. Надо помнить, что такое золото в промышленности практически не используется, а в качестве драгоценных накоплений и монет имеет спред чуть ли не до 50 процентов. Да и Центробанки в кризисные периоды начинают его распродавать, что роняет цены до 30 процентов.

Ну и инвестиции в недвижимость — последний в этом списке и один из самых любимых инструментов. Для россиян сейчас это, пока что, едва ли не единственный выход.

Всё это говорит о том, что дедолларизация не будет «лёгкой прогулкой». Но проводить её всё равно придётся.

Читайте по теме: Запад обходит свои же санкции, но возникает вопрос к действиям России

Павел Кухмиров

Теги:
Читайте также: