чт, 21/04/2022 - 19:16

Чужая лоза не тянет: крымскому виноделию может не хватить саженцев

Почему в винодельческом регионе возник дефицит «профильного» посадочного материала.

На фоне геополитического обострения стало очевидно, как много отраслевых нюансов в нашей экономике зависят от поставок из-за рубежа. В зоне риска оказались даже традиционные для Крыма виноградарство и виноделие: ведь если европейские партнёры откажутся продавать нашим аграриям посадочный материал, то объёмы закладки новых виноградников могут резко сократиться. ForPost пообщался с экспертами отрасли и выяснил, почему в винодельческом регионе нет питомников, способных удовлетворить внутреннюю потребность в саженцах, и как намерены решать эту проблему.

Спрос без предложения

Проблема дефицита собственного посадочного материала сейчас стала особенно актуальной: по словам крымских виноделов, спрос на отечественные вина ощутимо возрос за последние несколько месяцев.

«Объёмы реализации выросли в связи с тем, что с прилавков уходит недорогое импортное вино, которое подорожало из-за скачка курса валют, — рассказывает владелец и директор винодельческой компании «Дом Захарьиных» Валерий Захарьин. — Возможно, сыграл свою роль элемент патриотизма, и ценители вина стали больше обращать внимание на российские бренды».

Как бы там ни было, теперь виноделам предстоит удовлетворить этот спрос и занять освободившуюся нишу. Чтобы сделать это, необходимо увеличивать площади виноградников — а для этого крымским виноградарям ежегодно требуется около трёх миллионов качественных саженцев.

Местные питомники пока готовы удовлетворить лишь малую долю этой потребности. Как сообщили в региональном Минсельхозе, по данным филиала ФГБУ «Россельхозцентр по Республике Крым», в прошлом году на полуострове было произведено лишь 564 тысячи саженцев.

Сами аграрии нехватку собственного посадочного материала объясняют тем, что долгие годы государство косвенно поощряло импорт саженцев: виноградарям компенсировали затраты на их приобретение. Это давало возможность оперативно увеличить площади посадок, но не стимулировало развитие собственного питомниководства.

Читайте по теме: Крым становится новым полигоном винного лоббизма

Ошибку осознали и исправили лишь в прошлом году, внеся изменения в федеральный закон №468 «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» и разрешив субсидировать закладку виноградников только из отечественного посадочного материала.

Решение, которое стало проблемой

По большому счёту вся история виноделия в Крыму сложилась в советские годы. В те времена наша страна также жила в условиях санкций и ограничения поставок научных продуктов, в том числе и посадочного материала.

«Поэтому руководство Советского Союза приняло решение создать свою питомниководческую базу. Результатом этих решений до 1990 года было то, что в каждом хозяйстве были свои прививочные цеха, свои школки, где укоренялись будущие саженцы и, самое главное, были маточники, как привойных, так и подвойных лоз, — рассказывает начальник филиала ФГБУ «Госсорткомиссии» по Республике Крым Николай Саблин. — Да, посадочный материал был не высочайшего качества, но он позволял заложить свои виноградники. Система была отлажена: хорошо работали наука и производство».

В XX веке развитие виноградарства в Крыму пришлось на похожие условия санкций и ограничений.

После развала СССР производственные цепочки стали разрушаться, питомники пришли в запустение. При этом у отечественных аграриев появилась возможность побывать за границей и увидеть в Италии, Франции, Сербии, Германии, Австрии посадочный материал более высокого качества, выращенный в лабораторных условиях по системе «in vitro», то есть в пробирках. Это были оздоровленные растения, без вирусов, бактерий, спор грибов и микоплазмий. Их использовали для закладки маточников селекционного отбора. Оттуда нарезались черенки подвоя и привоя, которые впоследствии шли на производство стандартного саженца, который даёт не только хорошую приживаемость с равномерным развитием кустов, но при должном уходе и стабильно высокую урожайность.

В итоге аграриям показалось, что проще покупать саженцы за рубежом, чем тратить время и деньги на создание собственной питомниководческой базы.

«Думаете, они нам лучшее отдают?»

Спустя 30 лет тупиковость выбранного пути очевидна. Много вопросов у крымских виноградарей накопилось и к хвалёному европейскому качеству саженцев.

«Приживаемость у их посадочного материала хорошая. Но при этом нередки и случаи завоза к нам разных болезней. Думаете, они нам самое лучшее отдают? Я не верю в это!», — говорит крымский винодел Владимир Жаков.

По его словам, саженцы, произведённые в том же Качинском питомнике, сегодня уже точно не хуже импортных. Однако мощности этого комплекса не могут удовлетворить потребности всех местных виноградарей.

«В Европе есть хорошие маточники подвоя и привоя. Но всё надо контролировать. Зачастую Европа даёт нам саженцы невысокого качества. Я знаю несколько случаев, когда из крупнейших питомников Европы сюда завезли фитоплазму и эскориоз», — подтверждает наблюдения коллеги по цеху Валерий Захарьин.

Все опрошенные производители сходятся во мнении, что в Крыму стоит развивать собственную питомниководческую базу, делая упор на производство автохтонных сортов.

Ставка на «Магарач»

Для создания высокопроизводительного питомника в первую очередь необходимо построить хорошо оснащённую лабораторию «in vitro». По данным Николая Саблина, сейчас на полуострове есть три небольших лаборатории, работающих по такой методике. Наиболее оснащённая находится в селе Маленькое Симферопольского района и принадлежит КФУ имени В. И. Вернадского. Другая находится в распоряжении Никитского ботанического сада.

Третья работает на базе Института виноделия «Магарач». Именно она должна в ближайшие годы решить проблему с дефицитом отечественных саженцев винограда. Как пояснил директор ФГБУН «ВННИИВиВ «Магарач» РАН» Владимир Лиховской, институту выделили 3,2 миллиарда рублей на строительство Научно-технологического центра селекции питомниководства винограда и виноделия. Он позволит ежегодно производить 50 тысяч саженцев категории «оригинальные» «in vitro» и два миллиона привитых саженцев, надеется специалист.

«В этом году мы заготовили подвой и клоны традиционных сортов — Каберне, Мерло, Шардоне, Алиготе — и наших сортов — Кокур Белый автохтонный, Цитронный Магарача, Бастардо Магарача. Планируем сделать 100 тысяч прививок, и получить не менее 50% выхода саженцев, которые должны будем в рамках создания селекционно-питомниководческого центра реализовать, — делится планами Владимир Лиховской.

Общая площадь виноградников к 1 января 2022 составила 20,78 тыс. га.

В 2014 году она составляла 18,3 тыс.га.

По его словам, в 2025 году питомник должен выйти на проектную мощность и начать производить 2 миллиона саженцев в год. Главное, чтобы новый селекционный центр был реально ориентирован на обслуживание интересов сельхозтоваропроизводителей. По мнению Николая Саблина, сейчас существует глобальная проблема разрыва между наукой, которая выполняет сугубо свои задачи, и производством, которое не имеет возможности пользоваться плодами научной работы.

«Учёные создают научный продукт, защищают докторские и кандидатские диссертации. В лучшем случае вводят новые сорта в реестр — и всё, — объясняет эксперт. — Задаю вопрос одному из крымских докторов наук: «Скажите, вот вы ввели в реестр такую-то культуру, ко мне обратятся завтра сельхозтоваропроизводители Крыма, которые хотят этот сорт посадить. Если я направлю их к вам, у вас будет посадочный материал?». Отвечает: «Нет, у нас только в научных целях». Всё. Точка».

Преодолеть разрыв может лишь конгломерат науки, производства и сельхозтоваропроизводителей. Благо в России уже есть примеры подобного сотрудничества, когда научный продукт находит поле для своего применения в производстве.

Павел Верещагин

Фото: msh.rk.gov.ru

Читайте также: