пт, 06/05/2022 - 19:10

Что Россия восемь лет делала с импортозамещением

Смогут ли базовые отрасли экономики развиваться без русских гвоздей?
Что Россия восемь лет делала с импортозамещением

В России восемь лет действует Программа импортозамещения, на реализацию которой только в прошлом году выделили более 330 млрд рублей. К 2024 году в базовых отраслях экономики должны появиться высокопроизводительные экспортно-ориентированные сектора.

Но амбициозные планы натолкнулись на рифы — в чём причина и как удержать их на плаву, разбирался ForPost.

И никаких гвоздей

Согласно Программе импортозамещения, принятой 15 апреля 2014 года, первоочередная задача — заместить импортное оборудование в промышленности, провести модернизацию технологической базы и обеспечить приток инвестиций в обновление основных фондов и увеличение производственной мощности.

Средства на эти цели выделяют немалые: за последние пять лет в импортозамещение, по словам вице-премьера Юрия Борисова, было вложено два триллиона рублей.

Премьер Михаил Мишустин считает, что это дало результаты: с 2018 по 2021 год доля отечественной продукции на рынке, по его словам, «заметно выросла». Наиболее эффективно налажено производство продуктов: россияне полностью обеспечены мясом, рыбой, зерном и другим продовольствием.

Но неожиданно страшную правду об импортозамещении открыла спикер Совфеда Валентина Матвиенко: в России до сих пор не удалось заместить гвозди — они импортные.

Не может пока страна обходиться и без импортной одежды — так считает ведущий «Модного приговора» Александр Васильев. В начале марта он заявил, что у нас производят только текстиль, о выпуске добротной одежды речи не идёт, а русского стиля как такового нет.

Проблемы возникли и с производством мебели, сообщил ForPost профессор кафедры экономики труда и управления персоналом РЭУ им. Г. В. Плеханова Павел Журавлёв.

«Столько несостыковок, несоответствий и ошибок. Почему так произошло? Всё это время было проще ввозить готовую мебель из-за границы, продавать её и иметь с этого 40–50% прибыли. Ещё Карл Маркс сказал: «Нет такого преступления, на которое не пойдёт капиталист ради 100% прибыли». Здесь то же самое. Для того, чтобы что-то производить, нужно прилагать усилия, решать массу проблем. Проще купить готовое, перепродать и получить гарантированную прибыль», — сказал Журавлёв.

Ранее этичный хакер Сергей Вакулин рассказал ForPost, что власти «ни на шаг не приблизились к импортозамещению в IT-сфере». Замены иностранному софту нет, хотя «было достаточно времени на решение этой проблемы».

Мифы и рифы

Судя по тому, как реализуется Программа импортозамещения, осталась масса нерешённых проблем, считает политолог Алексей Макаркин.

«Последние 30 лет все исходили из того, что серьёзных ограничений в отношении российской экономики не будет. А раз так, то глобальное импортозамещение не потребуется», — отметил он в беседе с ForPost.

Ещё один риф, по его словам, на который налетело импортозамещение, связан с «советским» менталитетом чиновников.

По словам Макаркина, во времена СССР «была целая плеяда специалистов, которые специализировались на корректировке планов». Они умудрялись в разгар года сдвинуть план в сторону уменьшения показателей, и предприятие получало гарантированную премию за выполнение невыполненного.

«Отчётность о выполнении планов, которые не выполнялись, взяли на вооружение российские чиновники. Они отчитываются по старым проверенным рецептам», — сказал политолог.

Так, с 2015 года власти пытаются наладить выпуск автомобилей с российскими комплектующими. В отчётах чиновники неоднократно отмечали: локализация производства достигла 70%. Все были довольны. И никто не обращал внимания, что АвтоВАЗ на 68% принадлежит французской Renault Group.

«Недостающие детали покупали в Азии. По ним также отчитывались. Это не Запад, а значит, импортозамещение достигнуто. Неожиданно для наших чиновников Китай стал учитывать санкции США в отношении России и перестал поставлять комплектующие. Возникли проблемы», — уточнил Макаркин.

Ранее ForPost уже писал о сложной ситуации в российском автомобилестроении. Подробнее — в материале «Берегись автомобиля: повторит ли российский авторынок судьбу кубинского».

Работа над ошибками

Эксперты отмечают: после введения «безумных» западных санкций власти занялись донастройкой Программы импортозамещения. В середине марта премьер-министр Мишустин поручил Минпромторгу и Минфину проработать механизмы поддержки компаний, занятых изготовлением компонентов для автопрома.

Чтобы работа была выполнена на «отлично», необходимо учесть ряд важных моментов.

«Сейчас нужны политическая воля и дешёвые кредиты для бизнеса по ставке не более 5%. Также нужен прозрачный механизм по отслеживанию потока денежных средств по Программе импортозамещения. А то вверху миллиарды, а до человека, который занимается производством, доходят копейки. Так быть не должно», — считает профессор Павел Журавлёв.

Нужно урегулировать и налоговое законодательство. Импортозамещением чаще всего занимаются малые и средние предприятия, им нужны налоговые льготы, отметил собеседник ForPost.

Ставку на малый бизнес делает и спикер Совфеда Валентина Матвиенко. В одном из своих выступлений она потребовала предоставить ему свободу:

«Если не будет свободы бизнесу, я возьму плакат и пойду к правительству с плакатом. У нас народ такой предприимчивый. Дайте им возможность (заниматься бизнесом). Парламенты, проследите за этим, пожалуйста. Свободу бизнесу! И тогда экономика такими темпами попрёт, что никакие прогнозы не нужны будут».

Журавлёв считает, что если власти дадут экономическую свободу, то в рекордно короткие сроки удастся наладить импортозамещение на уровне 70%. При таких показателях «страна сможет не только обходиться без Европы и США, но и строить дома отечественными гвоздями».

Дело за малым: ввести Юрьев день для предпринимателей, на котором так настаивает спикер Совфеда.

Читайте также: Почему закрытие доступа к Times New Roman не такая смешная санкция, как кажется

Роберт Вочовский

Теги:
Читайте также: