На днях в Крыму открылась вторая линия производства подсолнечного масла методом холодного отжима. ForPost побывал на заводе и узнал, как выжимают семена, где может пригодиться шелуха, и почему маслоперерабатывающие заводы не помогают снизить цены в магазинах.
Из семечка в масло
В небольшом посёлке Калинино Красногвардейского района с утра и до позднего вечера стоит гул машин. Здесь, среди широкой и тихой степи, расположился первый в Крыму завод по производству подсолнечного масла холодного отжима.
«Нам принципиально важно открытие подобных объектов, так как они позволяют перерабатывать крымское сырьё на полуострове, а не вывозить его в другие регионы. Объёмы переработки масла в Крыму крайне малы, поэтому такое предприятие значительно сдвигает баланс в нашу сторону», — отметил министр сельского хозяйства Республики Крым Денис Кратюк.
Первая линия производства, по словам чиновника, была запущена ещё в феврале 2023 года. А на днях появилась и вторая: новый цех запустили в работу на глазах у журналистов.
Чтобы включить все машины, работникам потребовалось меньше минуты. Пара щелчков — и бетонный короб, наполненный всевозможными механизмами, загудел, как пчелиный рой. В воздухе повис густой и маслянистый запах дроблёных семян подсолнечника, стойко напоминающий о халве.
Как рассказал изданию оператор пресс-машины Денис Соловей, цех имеет замкнутую систему работы. Сырьё находится в бункере, откуда первым делом попадает на сепаратор. Этот агрегат помогает очистить зерна от крупного мусора — засохших лепестков подсолнуха и веточек. Мусор падает в мешки, а зёрна попадают на вибромашину, похожую на длинный поддон.
«Очищенные от лишней пыли семечки с помощью потоков воздуха поднимаются в трубы и попадают в рушку (дробилка для семян — Прим.). Рушка их дробит, дополнительно очищает от лишней пыли и отсеивает мусор», — объяснил Денис Соловей.
Затем начинается настоящая магия: очищенное и раздробленное сырьё по трубам попадает в гигантскую машину, которая представляет собой нечто среднее между прессом и мясорубкой. Здесь из семян с помощью давления и трения выжимают всё масло. Для равномерного отжима всю массу периодически помешивает огромный винт — шнек.
Горячий холодный метод
Над затейливым агрегатом клубится ароматный пар, вокруг хлопочут операторы. Несмотря на то, что метод отжима называется «холодным», оказываемое на семена давление и трение всё равно разогревает их и способствует выработке пара.
Из ванной, установленной под прессом, свежевыжатое масло попадает сперва в бочки, а потом — на фильтры. После фильтрации чистый продукт попадает в большой резервуар для хранения.
По словам руководителя группы компаний Сергея Бычкалова, куда входит и данное предприятие, технология холодного отжима несколько уступает горячему в объёмах производства, но позволяет сохранить все полезные свойства продукта.
«Холодный отжим — это добыча масла трением и давлением, а горячий отжим — это когда зерно жарят и нагревают до больших температур, из-за чего многие полезные вещества испаряются. Сейчас у нас работает уже две линии холодного отжима, мы первый в Крыму подобный завод», — заметил он.
Предприниматель отметил, что в Красногвардейском районе есть ещё одно производство, занимающееся созданием подсолнечного масла. Но там используют горячий отжим. Больше, как уточнил Сергей Бычкалов, маслоперерабатывающих заводов в Крыму нет.
Для лотка и котла
Интересно, что предприятие в селе Калинино ещё и является безотходным. Как уверяют сотрудники, потенциал сырья тут используют «по полной». Так, помимо масла, цеха производят сушёный жмых и пеллеты.
«Жмых используется в качестве кормовой добавки для животных, он очень питательный. А пеллеты вообще вещь универсальная: ими можно топить котлы или использовать в качестве биотуалетов для людей и животных», — рассказал ForPost помощник руководителя предприятия Сергей Герасин.
Чтобы получить жмых, каких-то особых усилий не требуется — он просто накапливается после отжима семян. Рабочие собирают его в отдельные резервуары.
А вот чтобы превратиться в пеллету, шелухе семян подсолнечника приходится совершить ещё одно путешествие по трубе с воздухом. Так шелуха попадает в гранулятор, где с помощью воды, температуры и давления её запечатывают в маленькие капсулы-цилиндры. За час машина производит до семисот килограммов пеллет.
«У такого сырья очень большая теплоотдача, а себестоимость низкая. Выбросы углекислого газа тоже минимальные, запаха нет. Отличное сырьё для котла», — поделился соображениями Сергей Герасин.
Куда уходит масло?
По словам руководства предприятия, все те же процессы по созданию масла, жмыха и пеллет можно проделывать и с другими масличными культурами, например, рапсом, льном, соей. В будущем их тоже будут использовать на производстве, уже в третьем цехе, который будет специализирован под создание комбикорма.
Однако сейчас завод всё же сосредоточен на работе с семенами подсолнечника. За год предприятие производит около 14 тысяч тонн масла и 21 тысячи тонн жмыха.
«Наша цель — это первичная переработка крымского сырья на территории полуострова. В создание двух линий с общей мощностью производства 35 тысяч тонн в год было вложено порядка 150 миллионов рублей инвестиций. Третью, комбикормовую линию на 40 тысяч тонн мы только планируем создать», — поделился планами один из инвесторов предприятия, Павел Лебедев.
Несмотря на появление новых для региона технологий производства, Крыму пока ещё далеко до выхода на самообеспечение. Кроме того, как рассказал руководитель группы компаний Сергей Бычкалов, почти вся продукция, производимая в селе Калинино, уезжает в Краснодарский край, Херсонскую и Белгородскую области.
«Жмых мы продаём в Херсонской области, там есть на него спрос. А масло как полуфабрикат идёт на дезодорацию и рафинацию в Краснодарский край и Белгород», — объяснил предприниматель.
Поэтому, как отметил министр сельского хозяйства Республики Крым Денис Кратюк, ожидать падения цен на растительное масло в ближайшем будущем крымчанам не стоит.
Пока в регионе стараются нарастить производство растительного масла, масло из животных жиров продолжает дорожать, а его объёмы — сокращаться. Как сообщал ForPost, в этом году в Крыму по сравнению с прошлым годом произвели на 12% меньше сливочного масла. Виной тому сокращение числа хозяйств, которые производят именно молочную продукцию. Из-за этого страдают не только заводы, но и крестьянско-фермерские хозяйства.
Елена Фокина
Фото автора
Обсуждение (3)
Жмых по другому еще называется макуха. Это отжатые и спрессованные в брикеты семечки, практически без масла. На самом деле масла там немного, но остается, они съедобны и на вкус вполне приятны и питательны. Пацанами в пятидесятых годах, имея крепкие зубы, и слегка размачивая - грызли их с удовольствием. Да и взрослые не отставали. А молочная каша из таких семечек - объедение. Так что и в продажу гурманам их можно запускать.
А как прекрасно горит в печке шелуха от семечек. Теплотворная способность - не хуже, чем у угля и хороших дров. Печка докрасна нагревается. И в доме наступает лето. На сегодняшний день - мечта, в наших домах с экономным центральным отоплением...
а отфильтровать и расфасовать? создать прибавочную?
как бы хорошо ,но новеллы нет
d dd,
Прибавочные точнее можно создать на переработке жмыха и остатков растений. Получать лигнин и целлюлозу. Из последней вырабатывать глюкозу. Из смеси целлюлозы, глюкозы и дрожжей выпекать хлеб без глютена и крахмала. Но на это не хватает соображения видимо. Проще продавать пеллеты...
А лебедева гнать нужно с полуострова и из России на укру.