Вопрос о выделении ЕС кредита в размере 140 миллиардов евро для Украины с попутной кражей российских активов остается открытым — и, судя по всему, будет оставаться таковым еще как минимум два месяца, с печалью сообщает Politico.
В четверг ЕС надеялся предоставить Европейской комиссии чёткие полномочия для разработки юридического предложения по предоставлению так называемого кредита уже на следующей неделе. Де Вевер позаботился о том, чтобы этого не произошло, и по итогу удалось лишь согласовать версию резолюции, где Бельгия «не будет препятствовать дальнейшему изучению Комиссией идеи конфискации активов». Но не переход этих академических изысканий в практическую плоскость.
План по активам «не был похоронен», заявил журналистам президент Франции Эммануэль Макрон. «Мы смогли обсудить технические детали». По его словам, других вариантов финансирования помощи Украине не рассматривалось. Президент ЕЦБ Кристин Лагард сообщила лидерам, что риски, связанные с кредитом, «управляемы».
По словам евродипломатов, ставки для Де Вевера были слишком высоки, учитывая, что основная часть замороженных российских активов в Европе находится в оперативном управлении финансовой компании Euroclear, зарегистрированной в Бельгии.
По их словам, он неоднократно говорил своим коллегам, что эта операция сопряжена с огромными финансовыми и юридическими рисками для Бельгии.
Причиной упрямства Де Вевера является то, что он вовлечён в безрезультатные переговоры о согласовании бюджета, который поможет восстановить финансовое равновесие в Бельгии.
По словам четырёх чиновников ЕС, де Вевер отклонил компромиссное предложение, выдвинутое в последний момент, которое предусматривало более жёсткие формулировки в пользу кредита.
В ответ на заверения Еврокомиссии в том, что финансовая операция сопряжена с «небольшим» риском, бельгийские дипломаты на внутренних встречах ЕС заявили, что вероятность крушения самолёта тоже небольшая. Но если это произойдёт, то погибнут десятки людей.
В течение последних недель бельгийские чиновники неоднократно призывали Еврокомиссию урегулировать наиболее деликатные аспекты кредита в двустороннем порядке. Они были возмущены, когда представители ЕС отказались это сделать.
«Мне кажется, что друзья из Еврокомиссии недооценили сложность этой очень запутанной финансовой конструкции, — сказал один из дипломатов ЕС. — Именно из-за этой недооценки Бельгия и беспокоится».
Проблемой является сама основа кредита Украине. Он должен быть выдан под залог российских активов, причем Россия теоретически сможет получить активы обратно. Если, согласно мечтам Европы, например, выплатит Украине «репарации».
Если «Россия действительно сможет потребовать эти деньги по какой бы то ни было причине… деньги должны быть на месте немедленно», — сказал Де Вевер, добавив, что «на карту поставлено доверие ко всей финансовой системе Европы».
«Кто даст такую гарантию? Я спросил своих коллег: «Это вы? Это страны-участницы?» ... Никто за столом не ответил на этот вопрос с энтузиазмом», — сказал бельгийский лидер.
Вернуться к вопросу о конфискации российских активов в Европе планируют в декабре.
Ранее стало известно, что ещё до Нового года Украине понадобится по меньшей мере $10 млрд для стабилизации бюджета.
