чт, 21/09/2023 - 20:00

Балет в Севастополе показал своих и чужих на Западе

Как Севастополь столкнул француза и австрийку на теме отношения к России.

История увольнения из Баварского государственного балета примы Приски Цайзель после её выступления на гала-концерте в Севастополе неожиданно заиграла новыми красками. Пожалуй, жителям города-героя будет интересно узнать имя Лорана Илера — руководителя балетной труппы мюнхенского театра, который своими поступками показал, как, отталкиваясь от Севастополя и русской культуры, можно достигать личностных карьерных целей, потакая русофобской власти.

Приска Цайзель (Prisca Zeisel) — австрийка, Лоран Илер (Laurent Hilaire) — француз. Их профессиональные пути пересеклись в Мюнхене в апреле 2022 года, а разошлись — после Севастополя в июле 2023-го. Они оба в балетном смысле в значительной степени воспитаны русской культурой, но относятся к ней совершенно по-разному.

Лоран Илер приехал в Россию в 2016 году, а в 2017-м — уже возглавил балетную труппу МАМТ (Московский академический музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко). Тогда Севастополь и Крым уже как три года были в составе России, и Илера, надо полагать, это факт совсем не смущал. Иначе как он мог согласиться на высокооплачиваемую работу, финансируемую правительством Москвы, на служебную квартиру в центре российской столицы и многие другие блага, дарованные ему российской властью.

Лоран Илер, в тот момент именитый, но безработный европейский балетмейстер, был поддержан российской властью, получив не только высокую должность во втором по значимости балетном театре Москвы, но и готовую профессиональную труппу с цельным самодостаточным репертуаром. И многие его звёздные артисты, среди которых Оксана Кардаш (балерина МАМТ, заслуженная артистка РФ), Жанна Губанова (солистка МАМТ), Сергей Мануйлов (премьер МАМТ, заслуженный артист РФ) спокойно приезжали в Севастополь выступать в гала-концертах. Тогда эти обстоятельства смущений у него не вызывали.

Собственно, Лоран Илер прекрасно отдаёт себе отчёт, что в Севастополе создаётся федеральный театр оперы и балета и что выступать в его гала-концертах среди лучших в этой профессии — очень почётно. Знает Илер и руководителя севастопольской оперы Андрея Уварова (народный артист России), поскольку сам, будучи артистом балета, выступал с ним на одной сцене или как минимум пересекался на мировых гала.

Невозможно залезть в голову к Илеру, но, казалось бы, нормальный человек должен быть благодарен за такие возможности и стране, и её культуре. Более того, Россия Илеру многое дала и до этого в балетной труппе Парижской оперы, которой в 1983–1989 годах руководил советский артист балета Рудольф Нуреев. Именно Нуреев пригласил Лорана Илера в Opera de Paris в статусе этуаль (фр. étoile — звезда). И, конечно, работая с Нуреевым, Илер много соприкасался с музыкой русских композиторов, с русскими хореографами и артистами балета.

С таким багажом можно было ожидать от Илера открытия на сцене МАМТа имён новых российских хореографов, насыщения труппы новыми российскими артистами, постановки новых больших и сложных балетов. Но всего этого почти не случилось. Он возил из Европы вышедшие в тираж полвека назад одноактные балеты, восстанавливая связи и работая на собственную репутацию на Западе.

И каков финал? Уволившись 27 февраля 2022 г. из МАМТа и переехав в Мюнхен, Лоран Илер попал в новые обстоятельства, в которых он решил отменить ранее возможную для себя ситуацию и запретить впредь ездить в Севастополь и Крым своим артистам.

Надо сказать, что увольнение балерины Приски Цайзель задело свободолюбивую немецкую прессу. Ведущие газеты и журналы Германии писали об этом как о большой утрате для немецкой культуры и как об ошибке со стороны Илера. Немецкие коллеги даже ссылались на материал нашей редакции.

Вот цитата из крупнейшей ежедневной газеты Германии ddeutsche Zeitung:

«Критик из российской службы новостей ForPost был явно поражён. В номере от 27 июля он восторженно отзывается о выступлении балерины Приски Цайзель на гала-концерте в Севастополе: „Дуэт Приски Цейзель и Дмитрия Соболевского стал настоящим открытием”».

Другое издание, Magazin r Ballett, написало, что Приска Цайзель заслуженно была лучшей в Баварском балете и что она танцевала более выразительно и страстно, чем многие артисты за последние годы. В материале «Знаменитый танец в Крыму» журнал отмечает, что «теперь деньги имеют право голоса» и что «почему-то международная профессиональная практика артистов балета в глазах некоторых стала преступлением».

Немецкие журналисты прямо указывают, что Приска Цайзель поехала в Севастополь, и не в первый раз, выступать в престижном гала-концерте во время собственного отпуска, когда её труппа — коллектив Баварского балета — была на каникулах.

Но раньше это было возможным и для артистов, и для театра, и для Илера. А теперь — нет.

В одних обстоятельствах Лорана Илера устраивали деньги от российской власти, которая, как он считает, аннексировала Крым и Севастополь, а в других — его артистка не может позволить себе выступить в русском Севастополе перед российской публикой. И это один и тот же человек.

Увольнение Приски Цайзель после выступления в Севастополе — это пример полярности взглядов западного человека на Россию и на её вклад в мировую культуру.

С одной стороны, мы видим не говорящего по-русски Лорана Илера с его потребительским подходом: выкачать из России ресурсы, получить материальную выгоду и сменить флаг, когда задует встречный ветер. Он использовал Севастополь как стену, оттолкнувшись от которой можно стать ближе к «пищевой базе».

И с другой стороны — Приска Цайзель, выучившая русский язык, благодарная русская культуре, понимающая значение русских композиторов и хореографов для мировой культуры. Для неё Севастополь — очевидно, город, где можно выражать смыслы, преумножать достижения искусства. Она считает великой школу русских педагогов и балетмейстеров и была рада с ними работать. Она приехала в Севастополь — на Крымский полуостров — на землю, которая есть часть русской культуры, чтобы танцевать для зрителей, для жителей Севастополя и Крыма — носителей и наследников этой культуры.

Они оба в культурном смысле ловили рыбу в русской воде. Но какой разный улов.

Сергей Абрамов

Читайте также: