пн, 19/02/2018 - 14:25

Андрей Филонов: «С детства хотел стать мэром Евпатории»

Самый яркий муниципальный руководитель Крыма – глава администрации Евпатории рассказал ForPost о закрытии «Казантипа», открыл своё самое трудное решение и сравнил себя с Путиным.

Глава администрации Андрей Филонов – очень заметная фигура в крымской политике. Он в самом расцвете сил. Не боится резко высказать своё мнение по непопулярным вопросам. Активен в соцсетях.

Филонов готов общаться на любые темы, но, как нам кажется, всегда гнёт  свою линию. При этом он позиционирует себя как открытый управленец, для которого общественное мнение – не пустой звук.

На недавних слушаниях по строительству комплекса «Аква Евпатория» в посёлке Заозёрное вы сравнили свою работу с рабством – почему?

– Должность чиновника такого ранга предполагает огромную ответственность за город и его жителей и полнейшую зависимость тебя как управленца от того, что происходит. Ты просто перестаёшь принадлежать самому себе, своей семье, не можешь нормально планировать своё личное время: вся твоя жизнь, твои мысли, действия подчинены другой задаче.

Ты постоянно должен быть на связи. Тебя могут поднять среди ночи, если что–то случилось, и ты моментально должен принять правильное решение. Это трудно понять и объяснить, пока сам не окажешься в такой ситуации.

Не забывайте, что с 2014 года крымские чиновники работают фактически в экстремальном режиме. Переход в новое законодательное поле, отстройка новой системы власти, разработка и принятие базовой для города документации, блэкаут… У меня только сейчас появилась возможность в полную силу сосредоточиться на вопросах стратегического развития города.

Отвечая на Ваш вопрос, вспомнил известную цитату Владимира Путина о своей работе: «Я пахал, как раб на галерах с утра до ночи. И делал это с полной отдачей сил».

У меня несоизмеримо меньший участок работы и ответственность, но я его очень хорошо понимаю!

Если вы сравниваете свою работу с рабством, то почему до сих пор занимаете должность?

– Есть такое понятие, как детская мечта. С детства хотел стать мэром Евпатории и много сделал, чтобы эта мечта осуществилась. Возможно, это звучит немного наивно, но я пришёл на эту работу, чтобы сделать город лучше, заложить тот фундамент, который позволит руководителям, пришедшим после меня, продолжать его развивать.

Мой любимый девиз: «Настоящие достижения даются ценой сверхусилий». Я его придерживаюсь по жизни. Хочу сделать всё, что могу на этом месте: реализовать программу ФЦП по Евпатории, восстановить для города статус всероссийской детской здравницы, благоустроить дворы, парки, скверы, привлечь инвесторов в город.

Что не успею – доделают другие.

Вы на своей должности кем являетесь – хозяйственником, который должен сам решать все городские вопросы или менеджером, который организовывает работу и команду?

– Как говорится в поговорке, я и швец, и жнец, и на дуде игрец. А если говорить серьёзно, на этой должности сегодня невозможно быть менеджером в чистом виде и давать указания команде, не выходя из кабинета.

Если я вижу, что подчинённые не могут решить проблему, – вникаю в неё сам и вместе ищем решение. Не считаю зазорным для себя пройти по подъездам вместе с руководителями управляющих компаний и посмотреть, как ведётся ремонт, что по этому поводу люди говорят. Или без предупреждения заехать на стройку, проверить, как работают.

Одновременно с этим использую современные методы управления. Например, мы первые из муниципалитетов в Крыму применяем в работе «Планировщик». Это программа, которая минимизирует время на рассылку поручений подчинённым, постановку задач, облегчает контроль за их исполнением. Можно даже делать рассылку с телефона где–то в пути.

Евпатория в лучших по проектному управлению. Активно учимся новым передовым управленческим технологиям, в том числе и я сам обязательно нахожу для этого время.

***

Андрей Филонов родился в 1974 году в Кемеровской области. В восемь лет с семьёй переехал в Евпаторию. Прошло 36 лет. За плечами опыт работы в детском театре «Золотой ключик», несколько высших образований, предпринимательская и общественная деятельность, служба советником по туризму при главе Крыма Сергее Аксёнове и самое свежее достижение – должность главы администрации Евпатории, фактически пост мэра, к которому стремился с детства.

Многодетный отец, спортсмен.

Может посмеяться не только над своими критиками, но и над самим собой.

***

На тех же слушаниях по «Аква Евпатории» вы рассказали, что в город заходят дутые инвесторы. Вы научились сходу отличать реального инвестора от «липового»?

– А Вы отличите сходу, например, реального профессора от «липового»? Уверен, что нет. Ведь борода, очки и умные фразы еще не являются доказательством профессорского звания. Так и тут.

На первой встрече все красиво говорят и много обещают. А вот дальше начинается большая работа. Опять же, я никогда не принимаю единолично решения по инвесторам. В Крыму есть несколько официальных структур, которые занимаются инвестиционными проектами, все эти вопросы обсуждаются и решаются коллегиально.

Фестиваль «Казантип» в Поповке тоже мог быть инвестпроектом. Он был точкой притяжения туристов рядом с Евпаторией, от чего город выигрывал. Правильно ли поступили крымские власти, изгнав фестиваль с полуострова?

– Скучаете…? (улыбается.)

Давайте называть вещи своими именами. «Казантип» всегда был независимым! Многим чиновникам, по понятным причинам, это не давало покоя.

Крымские власти не изгоняли фестиваль с полуострова. По сути, проект стал жертвой межличностного конфликта одного из учредителей с человеком, облечённым властью и решившим использовать данную власть в наведении порядка по своему миропониманию, то есть исходя из своих личных ценностей и взглядов.

Запретить всегда легче, чем вникнуть в суть происходящего, направить развитие проекта в нужное русло. Фестиваль ведь в последние годы сильно изменился: повзрослел, стал более массовым и креативным.

Политики разного уровня сегодня ищут форматы работы с молодым поколением. Но надо понимать, что молодёжь – она очень разная… И надо уметь работать с каждым молодёжным сообществом, с каждой субкультурой.

Чем сейчас Евпатория может притягивать людей, кроме моря и памятников?

– А разве море и, как вы выразились, памятники – это плохие магниты притяжения? По данным наших опросов отдыхающих, 60% из них едут в Евпаторию ради моря и пляжей. Наш город входит в двадцатку самых древних – ему более 25 веков. У нас есть, что показать, туристическое направление активно развиваем. В рамках ФЦП заканчиваем закольцовку экскурсионного маршрута «Малый Иерусалим», реконструировали две улицы и завершаем мощение между храмами.

Не забывайте о лечебном направлении нашего курорта. К нам ведь едут не только отдыхать, но и лечиться. Работают санатории, где лечат множество заболеваний, проводятся уникальные операции. Другой вопрос, что большинство из них нуждается в модернизации. Над этим работаем вместе с правительством республики.

В рамках поручения президента о возрождении Евпатории как всероссийской детской здравницы разрабатывается концепция создания федерального курортно–оздоровительного центра. Это будет приоритетный национальный проект. Он позволит привести в порядок флагманов нашей курортной отрасли – десятку ведущих детских здравниц.

Ряд евпаторийских здравниц передаётся правительством российским регионам, например, санаторий «Юбилейный» – Башкортостану, детский лагерь «Пионер» – Ингушетии под программы модернизации.

Развивается у нас и кулинарный туризм, этнотуризм, событийный туризм.

Сэлфи Филонова на общественных слушаниях в Евпатории

Общественные активисты – это инструмент, движущая сила для развития города или сила, с которой приходится считаться, чтобы избежать конфликтов и репутационных потерь?

– Без сомнения, общественники – это движущая сила для развития города. Работать с общественностью в Евпатории я начал давно, когда стал самым молодым депутатом горсовета. Меня выбрали из нескольких более опытных претендентов благодаря моей общественной активности. Именно тогда я понял, что общественность – реальная сила. Меня многие бабушки во дворах знают ещё с того времени.

От людей никогда не прячусь. Городской ежегодный марафон «Чистый двор – уютный город» помог выявить активистов во дворах. Теперь это – наши помощники, «агенты чистоты». Через соцсети пригласил к совместной работе на благо города всех активных горожан. Сейчас они уже объединились в группы по направлениям и работают над решением важнейших городских проблем вместе с чиновниками. Такого опыта нигде нет. Учимся взаимодействовать друг с другом в процессе. Спорим, ругаемся, но двигаемся вперед. Отладим этот механизм, и он будет работать эффективно.

Возвращаясь к тем же слушаниям – судя по ним, вам важно заручиться поддержкой общественности. Пусть и, как сказала ваш оппонент, вашей группы поддержки. В каких случаях вы готовы пренебречь общественным мнением?

– Пренебрегать общественным мнением нельзя! Дело другое, что люди имеют разные точки зрения, и это нормально. Всеобщий «одобрямс» уже ушёл в прошлое. Решает большинство. Остальные вынуждены принимать это решение. Это нормальный подход.

Слушания по «Акве» были открытыми и прозрачными: в зал можно было зайти даже в процессе, всё фиксировалось видеокамерами и транслировалось в прямом эфире. Впервые на слушания пришло много молодых людей, предприниматели. Дали высказаться всем, а оппонентам проекта даже по несколько раз. Голосовали тоже открыто. Сейчас создаётся группа общественников «Аква» по контролю за реализацией проекта.

Что не так? Искренне считаю этот проект перспективным и нужным городу.

По вашему мнению, кто должен решать судьбу Евпатории: пенсионеры – или молодёжь, бюджетники – или бизнес, активные горожане – или чиновники?

– Судьбу города решают все евпаторийцы, независимо от их возраста и статуса. Так повелось, что пожилые люди более консервативны и боятся перемен, а молодёжь открыта для всего нового и прогрессивного. Опять же, в каждом правиле бывают исключения.

Для объективности принимаемого решения аудитория подобных публичных слушаний должна быть разновозрастной, а не пожилой, как это часто бывает.

Должность главы администрации Евпатории – конечная точка в вашей политической карьере или вы пойдёте выше?

– Сложно сейчас ответить на этот вопрос и что–то прогнозировать. Знаю точно, что эта работа мне дала огромный управленческий опыт, который, безусловно, в жизни всегда пригодится.

Чем вы ограничены, кроме, понятное дело, законов и служебных правил, в своей управленческой и политической деятельности?

– Как любой нормальный человек, я ограничен моральными и нравственными нормами. Это первично, а потом уже – законы и служебные инструкции.

Назовите самое трудное в вашей жизни – бизнесмена, политика, управленца – решение?

– Наверное, решение сойти с дистанции на выборах городского головы Евпатории в 2010 году. Я конкурировал с тогдашним мэром города, и по всем проведённым опросам мои шансы победить были очень высоки. Однако «старшие товарищи» в Симферополе очень убедительно попросили меня не участвовать в выборах, намекнув, что сделают всё, чтобы я не прошёл. В тех условиях с существующей властной системой было бороться бесполезно.

Конечно, я очень переживал. За мной были люди, которые поддерживали меня, верили в меня – целая общественная организация. Работу с общественностью во дворах, их благоустройство мы начали уже тогда, 8 лет назад, не имея никаких властных полномочий и бюджетных средств. Мы все искренне хотели изменить наш город, построить новую Евпаторию. Тогда это не получилось.

Идеи «Новой Евпатории» удалось реализовать после возвращения Крыма с состав России.

Вы своих пятерых детей – от совсем маленького и до студентов – в будущем пустите в политику?

– Я с большим уважением отношусь к своим детям и их мнению. Если они вырастут, и кто–то серьёзно захочет пойти в политику – я приму этот выбор.

Скажите честно, с вашей работой, вашим графиком, вы – хороший отец?

– Как говорит моя жена, я – хороший отец с постоянным дефицитом свободного времени.

Вы готовы ради своей семьи бросить политику и, как вы сравнили, рабство в администрации?

– Например, пойти в отпуск по уходу за ребёнком вместо жены? Говорят, что законодательство это сейчас позволяет. Не вижу в этом необходимости. Я придерживаюсь традиционной точки зрения о том, что мужчина должен «пахать» и обеспечивать свою семью.

Уйти из политики? Не считаю себя политиком – скорее, хозяйственник и «прораб».

Власта Пидпалая

Фото из личного архива Андрея Филонова

Теги:
Читайте также: