2455

Эзотерические киберактивисты из Telegram

Массовая миграция киберактивистов в телеграфисты – медицинский факт.
Эзотерические киберактивисты из Telegram

Учрежденный полгода назад интернет-проект под названием "Проект", возглавляемый прошедшим стажировку в США бывшим главным редактором оптимистического канала "Дождь" Романом Баданиным, был движим честолюбивыми целями. Как сообщил Баданин, "У меня простая и звонкая цель – стать главным расследовательским медиа в России".

В качестве первого звонкого шага "Проект" опубликовал разыскания, касающиеся "Телеграмм"-каналов, из которых следовало, что власти РФ чрезвычайно увлечены финансированием телеграфистов (по большей частью скрывающих своим имена под псевдонимами). Далее следовали имена, пароли, явки и расценки, т. е. кто, кому и почему.

Не претендуя на то, чтобы оценить подлинность приоводимых конкретных имен и денежных сумм, заметим, что подозрения такого рода могли возникнуть не только у главного расследовательского медиа в России, но и всякого мало-мальски любопытного стороннего наблюдателя, не располагающего никакой информацией для служебного пользования.

Массовая миграция киберактивистов в телеграфисты – медицинский факт. То, что телеграфисты регулярно сходятся мыслями и публикуют варианты, явно восходящие к некоторому прототексту, называемому также "методичкой" – факт не менее медицинский. При этом весьма часто единодушное осуждение, а равно единодушное восхваление у них вызывают никому не интересные лица и события, совершенно не подходящие для бескорыстного гнева или бескорыстной радости. Для гнева или радости, достойно оплаченной – тут возможны варианты.

Наконец, еще Ф. Энгельс отметил, что "Маркс открыл закон развития человеческой истории: тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д.". А равно и киберактивизмом. Тогда как многие видные телеграфисты не имеют легальных доходов -- при том, что пьют полную чашу жизни.

Какие-то, возможно, получили богатое наследство, какие-то нашли клад – но не все же.

Тут, кстати, нужно напомнить о странной детали из разысканий "Проекта". Согласно расследователям, жалованье телеграфистам выплачивается биткойнами. Возможно, это просто расследовательский бред, возможно, работодатели совсем заболели цифрой, но возможно, использование криптовалюты связано с тем, что, имея ряд недостатков по сравнению с валютами фиатными (рубль, доллар, евро, тугрик etc.), криптовалюта в то же время предпочтительнее для черных транзакций – следов не сыщешь.

Впрочем, в любом случае основания для праведного гнева тут нет. Всякая птичка своим носиком кормится, тем более, что кормовая база журналистики (и не только в России, но и во всем мире) в последние годы катастрофически сократилась. Не на большую же дорогу с кистенем им идти. Жить захочешь – не так раскорячишься.

Опять же и рептильная пресса никак не является новым изобретением. Журналистику вообще называют второй древнейшей профессией – и напомнить ли, какую называют первой? Всякая власть (да и оппозиция тоже) стремится в меру своих возможностей завести себе не только коллективного пропагандиста и коллективного агитатора, но также и коллективного организатора. Во всяком случае еще с конца XIX в. термин "рептильная пресса" в ходу – и весьма.

Но странность телеграм-проектов не в желании завести себе карманную машинку мнений – кто же не хочет? – а в аудитории для этой машинки. Прежде все властители, заводящие себе лояльные СМИ, исходили из того, что "Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет". То есть видели цель в максимальном охвате аудитории.

Тогда как новые телеграфисты принципиально эзотеричны, занимаясь исключительно взаимоопылением и взаимоподсиживанием. Внешняя аудитория их не интересует вообще. И это при том, что практически все казенные средства на прокорм пишущей братии уходят на телеграфистов. То есть на сугубый междусобойчик.

В самом деле удивительно – но только если мыслить в понятиях эпохи массовых газет, которая началась только со второй половины XIX в. От этой временной точки и далее массовая аудитория была действительно важна, и ее завоевание было первоочередной целью.

Но если посмотреть, что было лишь немного раньше, мы увидим совершенно телеграфную картину – столь же эзотерическую. Действительно, если властителям и судиям народное мнение глубоко безразлично, отчего же и не быть эзотериками.

"Война и мир" начинается с приема в салоне "известной Анны Павловны Шерер, фрейлины и приближенной императрицы Марии Феодоровны", где работает та же говорильная машина, интересная петербургскому свету образца 1805 г. и совершенно неинтересная крестьянам, мещанам и прочим податным сословиям империи. То же и в "Горе от Ума" в сцене бала в доме Фамусова. Такие фигуры, как Антон Антоныч Загорецкий, Репетилов, заядлые сплетники г-н N. и г-н D., будто явились в гости к Фамусову из "Телеграма", роль и функция у них примерно те же, что же до слуг Фильки, Фомки, буфетчика Петруши, не говоря уже о деревенских крепостных – так не для них г-н N. и г-н D. стараются.

Есть высший (ну, и полувысший, а также светская обслуга) свет – и больше ничего нет. Низшие сословия свету не интересны.

Сейчас мы пришли к в принципе сходной картине, разве что Анна Павловна Шерер и Антон Антоныч Загорецкий не были знакомы с электрическим интернетом. Впрочем, с точки зрения пользователя дело нехитрое, быстро бы освоили и стали бы знатными придворными киберактивистами.

Максим Соколов

Поделитесь с друзьями:

Комментарии

Profile picture for user bovi
551

Поржал. Россейская журналистика  довралась до того, что  аноним с телеграма по умолчанию более доверенный источник. После этого бежит, и пытается рассказать как телеграмм ей безразличен и что "Они тоже продажные"