Не успели оплакать уничтоженную усадьбу Ильинское — у чиновников новая инициатива, напрямую касающаяся культурного наследия. А в частности, Ростуризм планирует расширить маршрут «Золотое кольцо России», включив в него Рязанскую и Тульскую области. Этой новостью одарила мир Юлия Рыбакова, советник главы Ростуризма.
Для стороннего наблюдателя в этом сообщении нет ничего особенного. Мало ли, мол, какие города в «Золотом кольце», — пусть и Тула будет, и Рязань, что нам, «Кольца» жалко, что ли. Но люди, имеющие мало-мальское представление о маршруте, сохранности памятников культуры на нём и устройстве туризма, — в ужасе. Попробую объяснить, почему.
В последние годы внутренний российский туризм расцветает, и причиной тому не только закрытые границы и коронавирус. Я сама за пару лет побывала во всех древних русских городах не один и не два раза, наблюдала ситуацию изнутри.
Начинать надо издалека — с 2010 года. Именно тогда был принят закон об исторических поселениях. По этому самому закону историческими поселениями на данный момент являются 42 города. А до 2010 года их было более пятисот! Что это означает? Это означает, что большинство древних русских городов, такие как, например, Углич, Переславль-Залесский и многие другие из федерального бюджета не финансируются. Сохранение памятников культуры и архитектуры в них — проблемы местных муниципалитетов, а не федеральных чиновников.
Исключение составляют лишь памятники, находящиеся под охраной ЮНЕСКО, но их ничтожно мало.
Все, кто бывал в любом из городов «Золотого кольца» и немного отклонялся от туристического маршрута, не дадут соврать: стоит отъехать от самых популярных мест — увидишь и рушащиеся дома 17-18-19 веков, и разбитые дороги, и запустение. Денег у местных муниципалитетов не на всё хватает, но они стараются. И в последние годы правда стало значительно лучше.
Те места, которые попадают под федеральные программы, сразу можно издалека опознать по «золотым скамейкам» и модным веяниям, которым москвичи давно дали ёмкое название «урбанина».
Несколько лет назад муниципалитеты всех 9 городов, входящих в маршрут, организовали НКО — Союз городов Золотого кольца России. Это та самая организация, которая курирует туристические маршруты по «Золотому кольцу», привлекает туристические потоки. Восстанавливает, в том числе, исторически ценные места. Так энтузиасты восстановили дачу Коровина в Охотино, сделав из неё музей.
Туристов на маршруте стало чуть не в два раза больше, цифры эти есть в открытых источниках, любой может ознакомиться.
У муниципальных властей стала появляться мало-мальская возможность поддерживать исторически ценные объекты за счёт туризма.
И ровно в этот самый момент некая Юлия Рыбакова (бывшая ярославская чиновница, к слову) оценила всю коммерческую привлекательность маршрута. И решила перекроить его по-своему, несмотря на протесты как местных муниципалитетов, так и Союза городов Золотого Кольца.
Речь даже не о том, что «Золотое кольцо» — известный во всём мире бренд. И исторически в него входят города Северо-Восточной (Ростово-Суздальской, Владимиро-Суздальской) Руси. Те области, которые находятся южнее Москвы, в средневековье относились к поокским княжествам. Крепости на южном порубежье Руси и земли вокруг них называли в древности «Пояс Богородицы»; они — что угодно, только не «Золотое кольцо».
Но дело не в незнании чиновниками истории. А в том, что ответственность за туризм в древнейших и откровенно разрушающихся, бесконечно ценных русских городах могут, я убеждена, нести только те люди, которые вкладывали силы, время и средства в их восстановление. Люди, которые находятся внутри проблем, в прямом смысле — стоят ногами на той самой земле, за которую отвечают.
А не московские свеженазначенные чиновники, не способные, в силу географических особенностей, элементарно оценить ситуацию.
Вот что говорит Наталья Владимировна Булах, исполнительный директор Союза городов Золотого кольца:
«Инициатива может привести к размыванию знаменитого туристического бренда. Мы знаем, что многие города, находящиеся достаточно далеко от маршрута «Золотое кольцо», думают о том, как в него войти: всегда легче «сесть» на готовый раскрученный бренд, чем создавать что-то новое. Возможно, они рассчитывают на федеральные субсидии. К сожалению, для Национального проекта «Золотое кольцо России» до сих пор не выделялось никаких средств».
Но решать, как всегда, не нам. Да и новость эта уступает в повестке футболисту Артёму Дзюбе с его нехитрыми радостями.
Надеюсь, хоть сколько-то человек услышат и если не повлияют, то хотя бы в нужный момент не промолчат.
Читайте по теме: Иван, родства не помнящий
Мария Дегтерева
Обсуждение (2)
Какая неожиданная тема.
Если по существу, то ведь «Золотое кольцо» — именно «бренд» (тьфу! противное заморское слово), туристический маршрут, возникший (придуманный) в советское время — в отличие от «Пояса Богородицы». Включение в туристический маршрут новых городов не кажется мне абсурдным, более того — это нормальный, естественный процесс.
Другое дело — чтó (и как) включать, какие города (и сёла). И что — не включать.
Пусть не обижаются туляки, здесь я согласен с автором. Но чем «плоха» Рязань?! Идейно, смыслово она вполне вписывается в Кольцо; скажу больше: уж если доводить мысль, как говорится, до абсурда, то скорее Москвы (строго говоря, Сергиева Посада) не должно быть в «Золотом кольце», а Рязань — должна (я не рязанец).
Ладно, с Москвой — просто недобрая шутка провинциала; но с какой стати среди основных традиционных городов маршрута — Иваново?! Рядом — Шуя, лет на 300 старше областного центра. Чем, собственно, Шуя «хуже» Сергиева Посада?..
Я уже слышу «голоса из зала»: а где — Тверь?!?! Да, вот будут у нас (когда-нибудь) хорошие дороги — включим и Тверь. А там и Вологду — славный город.
Маршрут и «бренд» — не догма, а... ну да — руководство к действию.
У нас каждый город- это достопримечательность.