Открытие грузового сообщения по железнодорожной части Крымского моста действительно позволит существенно удешевить доставку ряда грузов на полуостров, уверены эксперты транспортно-логистической сферы.
Но для того, чтобы в Крыму снизились розничные цены на товары, доставляемые железной дорогой, одного этого фактора определенно недостаточно, предупреждают аналитики. Местным компаниям ещё только предстоит наладить эффективную современную логистику, без которой рассчитывать на снижение цен для конечных крымских потребителей практически не приходится.
Так или иначе, благодаря увеличению транспортной доступности Крыма удешевление ряда товаров на полуострове произойдет, но этот процесс будет растянутым во времени и не слишком заметным обывателю.
Обнуление паромной наценки
Использование железнодорожного сообщения позволит снизить стоимость доставки товаров в Крым на 30-50%, заявил министр транспорта РФ Евгений Дитрих после того, как в конце июня по Крымскому мосту проследовали первые грузовые составы.
В первую очередь речь идёт о такой продукции, как нефтепродукты, зерно, удобрения, металлопрокат, стройматериалы. В год железнодорожная часть Крымского моста способна пропускать более 13 млн тонн грузов, хотя в этом году планируется лишь около 3 млн тонн.
Глава Республики Крым Сергей Аксенов выразил надежду, что запуск железнодорожной части моста прежде всего поможет снизить цены на продукты питания, а также благоприятно отразится на обеспеченности республики строительными материалами. Это, по словам Аксенова, будет способствовать завершению строительства социально значимых объектов в оптимальные сроки и поможет успешной реализации федеральных и региональных программ.
Первым крупным строительным грузом, прибывшим в Крым после открытия прямого железнодорожного сообщения с материком, стали водопроводные трубы, с помощью которых будет реализована временная схема соединения Тайганского водохранилища с системой водоснабжения Симферополя. Как сообщает Крымская железная дорога (КЖД), два состава привезли в общей сложности более 1500 тонн материалов.
Бывший министр транспорта РК Анатолий Цуркин, ныне возглавляющий компанию «Нова групп транспорт», напомнил, что прежде при доставке грузов по железной дороге с использованием паромной переправы при прохождении парома отдельно тарифицировались груженые вагоны (44 тысячи рублей), отдельно порожние (20 тысяч рублей). В итоге доставка вагона в Крым из центральных регионов России обходилась в 150-170 тысяч рублей в зависимости от вида товара.
Теперь, с открытием железнодорожной части моста, по словам Цуркина, она составляет 100-120 тысяч рублей, то есть действительно произошло снижение стоимости доставки на 20-30%.
Стоимость проезда по Крымскому мосту установлена Тарифным руководством 1001 РЖД и не отличается по стоимости от проезда по другим участкам пути, а КЖД приняла свои тарифы на основании Тарифного руководства РЖД. При этом прохождение грузов по Крымскому мосту не предполагает каких-либо повышающих коэффициентов.
Дешевый бензин? Не дождетесь
Главная интрига, связанная с запуском железнодорожных грузовых перевозок, заключается в том, позволит ли это принципиально снизить стоимость горючего, которое, наряду с другими опасными грузами, до недавнего времени доставлялось в Крым через паромную переправу. По этому поводу ещё до открытия железнодорожной части моста сложилось два мнения.
Топливные операторы утверждали, что эффект для конечной цены на нефтепродукты в Крыму будет незначительным — порядка 50 копеек на литр топлива.
Напротив, антимонопольщики заранее анонсировали возможность существенного удешевления горючего. В частности, в феврале руководитель управления ФАС по Республике Крым и Севастополю Евгений Костюшкин заявил, что с введением в строй железнодорожной части моста цены на бензин на полуострове будут отличаться от соседнего Краснодарского края на копейки, а не на рубли.
Однако пока эти ожидания не слишком соответствуют реалиям — полный запуск в эксплуатацию Крымского моста совпал по времени с очередным подорожанием горючего. Крымские заправщики связывают это с ростом цен на нефтепродукты на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, через которую закупаются основные объемы топлива для полуострова.
Для крымских автовладельцев эта аргументация не слишком убедительна, поскольку они много раз слышали о том, что с запуском железнодорожной части моста бензин должен подешеветь.
«Сегодня заехала на АЗС в Красноперекопске и, извините за мой лексикон, охренела от цены на бензин: 52,80 — бензин 95. Это вообще что?!!!!! С.В. Аксенов, где понижение цен?!!!!! Уже и железка заработала!!!!! Наведите порядки в ценах на бензин, продукты!!!!!» — подобного рода сообщений на страницах главы Крыма в соцсетях в последние дни появилось немало.
«Снижение стоимости доставки товаров ещё не означает снижение стоимости самих товаров для конечного покупателя, — прокомментировал ситуацию Анатолий Цуркин.
Он также обратил внимание на то, что трейдеры, безусловно, получат возможность воспользоваться новыми тарифами при доставке нефтепродуктов в Крым, не будут сталкиваться с простоями цистерн на паромной переправе, как раньше.
«Пару лет назад бывший министр топлива и энергетики Крыма Вадим Белик говорил, что фактор переправы добавляет к стоимости литра горючего 2-4 рубля в сравнении с Краснодарским краем. Теперь никаких логистических сложностей, которые влияют на доставку нефтепродуктов в Крым, нет, но стоимость горючего в последние недели растет — литр 95-го бензина подорожал с 49 до 52 рублей», — подчеркнул эксперт.
Судя по всему, добавил Цуркин, произошло искусственное повышение стоимости горючего, чтобы уже от этого уровня отсчитывать «справедливую» цену с учетом новых железнодорожных тарифов. В результате цена опустится примерно до 50 рублей за литр 95-го бензина, и это будет преподнесено гражданам как результат открытия моста, хотя в сравнении с центральными регионами она все равно останется существенно выше.
Коронавирусные коррективы
Снижение железнодорожных тарифов отразится на стоимости доставки в Крым далеко не всех товаров, поскольку многие товары будут по-прежнему доставляться автотранспортом, наиболее явный пример — бытовая техника и электроника, отметил руководитель представительства Национальной ассоциации по цифровой экономике в РК Андрей Неукрытый. Но прежде всего, по его мнению, нужно учитывать ту ситуацию, в которой оказался крымский бизнес после коронавирусного карантина.
«Спрос на продукцию большинства торговых компаний резко упал, а прямые убытки предпринимателям никто не компенсировал — основная форма господдержки заключалась в рассрочке по всем обязательным платежам. Кроме того, у компаний за эти два-три месяца скопились большие остатки товара, которые ещё нужно распродать, прежде чем делать новые поставки, и чтобы покрыть издержки простоя, цены придется держать на прежнем уровне», — пояснил он.
Скажется на конечной цене, продолжил эксперт, и фактор девальвации рубля: «Не только импорт, но и все товары с валютной составляющей неизбежно дорожают. Поэтому возможностей для существенного снижения цен для конечного потребителя практически нет».
Положительный эффект от запуска железнодорожного моста, скорее всего, почувствуют те компании, которые имеют возможность закупать продукцию крупными партиями, но и они пострадали от простоя экономики, добавил Андрей Неукрытый.
В целом же, учитывая то, что запуск грузового железнодорожного сообщения только начат, пока сложно говорить о том, насколько крымский бизнес готов увеличивать доставку грузов по железной дороге, из каких регионов пойдут грузы и т.д.
Для начала, по его мнению, важно, чтобы железной дорогой стали более активно пользоваться логистические компании, обеспечивающие комплексную доставку грузов в Крым. В конечном итоге, все будет зависеть от скорости и частоты доставки.
«Нет сомнений, что доставка нефтепродуктов по железной дороге будет регулярной и быстрой, но по другим видам товаров пока что-либо прогнозировать сложно, эффект будет понятен как минимум через два-три месяца. Если не будет второй волны коронавируса, то контрактовать грузы с использованием железнодорожного транспорта бизнес начиная с сентября должен более активно», — считает Андрей Неукрытый.
Надежда на конкуренцию
После открытия автомобильной части моста тоже не раз звучали заявления о том, что товары в Крыму подешевеют — на практике же цены продолжали расти, напомнил Анатолий Цуркин. Поэтому и сейчас, по его мнению, сложно ожидать, что снижение стоимости логистики приведет к быстрому прямому удешевлению товаров, которые доставляются в Крым по железной дороге.
Проблема, добавил эксперт, заключается и в том, что сразу после присоединения Крыма к России не удалось установить оптимальную стоимость транспортировки через паромную переправу, и это привело к тому, что цены в Крыму сложились на том уровне, который имеется на сегодняшний день, ещё пять-шесть лет назад.
Тем не менее после открытия автомобильной части моста положительным моментом стало то, что многие грузоперевозчики, которые раньше не хотели связываться с паромом, поехали в Крым, и стоимость доставки действительно снизилась, по некоторым группам товаров — примерно на треть.
«Но эта разница, скорее всего, легла в прибыль торговых компаний, которые доставляют товары в Крым, а небольшое снижение цен произошло только после того, как расширилась база доставляемых в Крым товаров (например, стала поступать молочная продукция с коротким сроком хранения) и увеличилась конкуренция в рознице», — продолжил Анатолий Цуркин.
То же самое, считает он, можно прогнозировать и в случае с железнодорожным мостом — эффект незначительного снижения цен будет заметен не раньше, чем через полгода. Для начала должно произойти накопление товарных запасов — прежде всего строительной группы (арматура, цемент, кирпич, газобетон, гипсокартон, лес и т.д.).
Многие из этих товаров, например, газобетон, производятся в Краснодарском крае, и там давно ждали открытия железнодорожного моста. К началу следующего строительного сезона эта группа товаров будет в Крыму в избытке, усилится конкуренция между их продавцами, и цена будет снижаться».
Иными словами, заключил Цуркин, цены на товары в Крыму может снизить только конкуренция, а не само по себе снижение тарифов на доставку. Рано или поздно работающие в Крыму торговые компании научатся работать с минимальной рентабельностью благодаря очень высокому обороту, как в том же Краснодарском крае — крымский бизнес до этого ещё просто не дорос.
Этот же момент подчеркнул и Андрей Неукрытый: «Основная часть крымских компаний относится к микро- и малому бизнесу. Вряд ли предприятия такого масштаба будут выходить на железную дорогу напрямую — им будет проще действовать через специализированные компании, которые доставят небольшую партию грузов автотранспортом. Если доставка по железной дороге будет принципиально дешевле, то бизнес будет пользоваться этой возможностью, но, опять же, через специализированные логистические компании, работающие со сборными грузами».
Логистика на вырост
Снижение железнодорожных тарифов повлияет в первую очередь на доходность оптового звена — у компаний, доставляющих в Крым, например, нефтепродукты и стройматериалы, появится больше свободных средств, отметил управляющий партнер компании «Инфра Проекты» Алексей Безбородов.
Фактически появится возможность развивать в Крыму и Севастополе собственное оптовое звено, поскольку сейчас оно в значительной степени контролируется компаниями, базирующимися в Краснодарском крае и Ростовской области, которые аккумулируют поставки в крымском направлении из центральных регионов России.
Эксперт предупредил, что строительный комплекс Крыма ощутит экономию не сразу. Этот процесс, по его мнению, будет растянут во времени.
«Что касается розницы, то ожидать прямого эффекта от открытия железнодорожного сообщения не приходится — прежде всего потому, что товары в розничное звено в принципе не поставляются по железной дороге», — отметил он.
Но с появлением железнодорожного моста в Крым возникает возможность для создания в ближайшие год-два ряда оптово-распределительных центров и появления самостоятельных оптово-розничных игроков, которые смогут нормально конкурировать с кубанскими и ростовскими компаниями и самостоятельно закупать продукцию для Крыма в материковой России.
Проекты таких центров уже на подходе, заверил Алексей Безбородов: «Так или иначе, оптово-розничные центры будут появляться, прежде всего в пищевом направлении — проекты овоще- и виноградохранилищ, например, уже реализуются. Процесс идёт не очень быстро, но в сравнении с тем пониманием логистики, которое было в Крыму до открытия моста, прогресс уже налицо».
Однако, добавил он, ещё одна проблема заключается в том, что крымский бизнес вообще пока слабо понимает, что такое современная логистика, так как до сих пор живет представлениями о логистике украинских времен.
Эксперт напомнил, что вскоре запустят трассу «Таврида», возможно, не исключил он, после этого произойдёт некий качественный сдвиг.
По данным Алексея Безбородова, уровень контейнеризации на железной дороге увеличивается очень быстро, темп роста составляет порядка 10% в год. РЖД только сейчас посредством своей дочерней компании «РЖД-Терминал» выходят на широкий круг розничных заказчиков.
«Для крымской железной дороги, конечно, нужен особый план развития с акцентом именно на розничный сегмент. Крымская ЖД должна грамотно воспользоваться своим преимуществом экстерриториальности и двигаться в сторону превращения в логистического железнодорожного оператора и перевозчика американского типа, не только содержащего инфраструктуру, но и оказывающего комплексные логистические услуги», — считает он.
Что же касается частного крымского бизнеса, то в наиболее выигрышном положении сейчас оказались те компании, которые смогли сохранить железнодорожные базы с подъездными путями, считает Анатолий Цуркин.
По его словам, многие частные компании готовились к открытию железнодорожного моста — восстанавливали за свои средства пути необщего пользования. Доставка конечным покупателям товаров, которые будут приходить на железнодорожные станции, неизбежно потребует дополнительных расходов на перегрузку. Если же вагон будет прибывать прямо к складу, это даст существенную экономию, что также должно повлиять на цены для потребителей.
Николай Проценко
Фото: function.mil.ru, pixabay.com
Обсуждение (16)
Учитывая жлобство местных торгашей - это нереально. Вообще.
to zitramon: +++
"Было время и цены снижались". Было , да прошло.
Просто крысы привыкли наживаться на крымчанах и гостях полуострова.
Сейчас в Крыму всего миллиона три народа. Каждый в день переплачивает от 10 до 50 р.
Умножайте и получайте от 30 до 150 лямов в сутки.
Кто же такое упустит?
на три рубля бензин подняли, снизят на 50 копеек, будет "великое достижение" властей!! Типа - МОСТ!!!!
Не понимаю, зачем воду мутить в ступе.... одного - двоих торгашей лишить лицензии прилюдно, другие сразу понизят цены... Ума что ли много надо....
При любой логистике и украинской и российской Севатополь последняя точка на карте, и транспортная составляющая ожидаемо влияет на ценообразование.
Только развитие и поддержка собственного производства может весомо улучшить наше положение.
(короче - сами дураки, слабо понимающие что такое логистика)
Логистика значит очень немало. На Кавказе регионы друг друга поддерживают. На Кубани в этом году фруктов нет, зато они уродились на Ставрополье. Кабарда дает очень приличную говядину красных горных коров и качественную молочную продукцию. Все это перемещается между регионами. Бензин дороговат и на Ставрополье (в сравнении с Центром или Севером). Но логистика все равно выравнивает ситуацию. Крым когда-нибудь подтянется с собственным производством, а пока соседние регионы поддержат своей продукцией, которой там в избытке.
to Голландия: +++ География на службе выборов!).......* и палец вверх.
Много текста. И ни о чём. Обещали ранее, что после открытия моста цены поползут вниз, значит никаких длинных и даже коротких текстов быть не может - исполняйте обещанное ранее.
Вспомнился небезызвестный персонаж из телевизора - "Не дождётесь!"....
Монополия цен на товары, когда выигрывает поставщик, а проигрывает потребитель. Прежде всего, тот, чей достаток на уровне потребительской корзины. Случайно поймал информацию, что цена на ходовую рыбную продукцию в Чите (Забайкалье, если не ошибаюсь) в 2 раза дешевле, чем у нас, на опте.
Дорогой бензин для населения - явление чисто политическое и никакой экономикой не оправдывается (если сравнить с ценами на бензин на экспорт). Многие сами за это проголосовали 1 июля, а теперь удивляются.
Даже "низкие" материковые цены на бензин очень сильно завышены относительно стоимости нефти и зарплат. В прошлый раз, когда у меня была зарплата как сейчас, литр солярки стоил 18 рублей, а нефть тогда намного дороже стоила.
рынок диктует цены а не логистика и инфраструктура, будет в Крыму всегда дороже
Не будет дешеветь бензин. РЖД обязало ставить трекеры на каждую цистерну с топливом. Это войдёт в цену бензина. Нет такой задачи - снизить цену на бензин в Крыму. Кстати, на паромной переправе(по которой и поставляется топливо) тоже проблемы - несколко дней поставка бензина в Крым не осуществлялась вообще. Так что ждите повышения цен.
Давайте рассмотрим простой пример.
Про некоторую разницу цен на продовольственные и другие товары в Севастополе и Симферополе все знают, некоторые даже специально на своих машинах ездят "на север" за покупками, говорят, что выгодно.
А какая доля этой разницы вызвана именно топливом и перевозками? Ну вот везет, к примеру, фура 10 тонн товара из Симферополя в Севастополь. Обратно, допустим, порожняя пойдет. То есть проедет 150 км, затратит литров 30 дизтоплива - примерно 1,5 тыс. р. Конечно, еще водителю надо платить, грузчикам, амортизация техники и т.д. Ну пусть рейс будет 10 тыс. р. Да хоть 15. Получается, что килограмм товара из-за перевозки должен быть дороже аж на 1...1,5 р.
Так что да, не в логистике дело...