Дата запуска атомной станции в Хинкли-Пойнт в Великобритании снова перенесена.
Эпопея по строительству новых энергоблоков атомных электростанций в Европе продолжается. Компания из Франции EDF, которую привычно ассоциируют с едва ли не максимальным уровнем компетенции на планете в том, что касается сферы мирного атома, уже почти десятилетие возводит несколько новых энергоблоков АЭС в Великобритании. Перспектив завершения этого процесса не просматривается.
Дата ввода в эксплуатацию нового реактора АЭС «Хинкли-Пойнт» в очередной раз перенесена, и теперь данное событие состоится минимум в 2029 году. Также «скорректировалась» и стоимость: с 31 в 2015 году до 34 миллиардов фунтов стерлингов (более 43 миллиардов долларов) сейчас. При этом Россия, например, строит энергоблоки АЭС в среднем за срок до 5 лет с ценой до 5 миллиардов долларов.
Управляющий директор АЭС «Хинкли-Пойнт» Стюарт Крукс попытался оправдать происходящее, ссылаясь на сложности непредвиденного характера.
«Так же, как в ситуации с иными крупными проектами инфраструктурного свойства, было обнаружено то, что гражданские работы в области строительства идут более медленными темпами, чем мы рассчитывали; также мы вынуждены были столкнуться с инфляцией, дефицитом квалифицированной рабочей силы и стройматериалов, также имели место сбои, связанные с ковидом и Брекситом», — заявил Крукс.
В реальности же проблемы у французской EDF, равно как и у американской компании Westinghouse, начались по причине безумного политического курса их правительств, которые уже начиная с 90-х годов приняли исключительно «умное» решение о том, что будущее принадлежит «зелёной энергетике». И что от атомных электростанций могут быть только проблемы, как от Чернобыля.
И паузы буквально на десять лет оказалось достаточно для ухода старых опытных кадров, при том, что новые кадры не пришли. То есть Европа и Запад в целом оказались в той же кадровой ситуации, что и Россия после всё тех же «святых 90-х». Только причины были разные.
При этом проблемы, которые возникли и у EDF, и у Westinghouse, вряд ли имеют отношение к каким-то непростым решениям в сфере инноваций, реализуемым впервые. Нет. Их новые энергоблоки были вполне успешно возведены в КНР и уже выведены на уровень полной мощности. Цена и сроки их возведения в КНР были вполне сопоставимы с аналогичными российскими энергоблоками. Иными словами, проблемы имеют место быть именно с европейскими и американскими подрядчиками, а отнюдь не с проектами реакторов.
На примере европейкой EDF и американской Westinghouse наглядно видно, до какой степени легко и просто могут быть утрачены технологические компетенции в жизненно важных отраслях и какой долгий срок и высокая цена потом потребуются на их восстановление.
Павел Кухмиров