21 февраля 2012 года, в московском храме Христа Спасителя группа Pussy Riot провела свой скандальный панк-молебен. Акция, продолжавшаяся считанные минуты, и последовавший за этим приговор, взбудоражили общественное мнение и, по оценке экспертов, значительно изменили отношения общества и РПЦ.
В первую очередь, стало понятно, что курс церкви на слияние с властью не прибавляет очков ни ей самой, ни государству.
Однако прошел год и страсти во многом утихли, при этом часть общества смирилась с двухлетним сроком заключения, который отбывают участницы панк-группы.
Тем не менее, политолог Алексей Малашенко в беседе с корреспондентом "Росбалта" заметил, что сегодня правильнее говорить не о годовщине акции, а о годовщине кризиса церкви.
"История с Pussy Riot стала своего рода испытанием, "лакмусовой бумажкой" для церкви. И церковь проиграла. Ее реакция оказалась настолько болезненной, что можно даже говорить о каком-то комплексе неполноценности, о явном проявлении слабости. Когда церковное руководство использует всю мощь государственной машины против трех молодых женщин, это выглядит просто несерьезно. Девушки поступили не лучшим образом, но реакция на этот поступок оказалась неадекватной", — сказал политолог.
Он заметил, что сами участницы акции в скандальной ситуации только выиграли.
"Их выигрыш — личный, имиджевый. Они стали героинями, у них в перспективе прекрасное будущее — выступления по всему миру, успех. А церковь сделала еще один шаг в сторону сотрудничества с государством. Вряд ли это можно назвать победой", — подчеркнул Малашенко.
Шеф-редактор "Русского журнала" Александр Морозов в разговоре с корреспондентом "Росбалта" отметил, что суровость наказания так и осталась "проблемой для русской церкви". По его словам, многие священники и миряне, в принципе осуждая акцию, были против двухлетнего срока для женщин, у которых, к тому же, есть малолетние дети.
Но проблема гораздо шире. "Мы видим, что Pussy Riot находятся внутри более широкого контекста ужесточающихся наказаний. Тренд, возникший после третьего избрания Путина президентом, ведет к тому, что наказания за высказывания будут ужесточаться. Об этом же говорит итог судебного преследования участниц акции, и принятие закона о клевете, и другие события последнего времени", — сказал Александр Морозов.
Для многих наблюдателей открытием стала крайне агрессивная реакция воцерковленного сообщества на акцию Pussy Riot. Требования немедленной расправы, включая телесные наказания и даже смертную казнь, озвучивали не только рядовые православные верующие, но и люди, которых принято называть официальными спикерами церкви.
Многочисленные реплики представителей светского общества о необходимости следовать христианским заповедям о добре и милосердии чаще всего оставались без ответа.
Отдельные клирики все-таки пытались сгладить неприглядность этой ситуации. Так священник Дмитрий Свердлов даже написал в своем блоге, что готов извиниться перед участницами акции за озлобление и ненависть многих воцерковленных людей, что вызвало в интернете бурную реакцию.
Читатели благодарили клирика за такой смелый по нынешним временам поступок, а в блогосфере даже началось явное разделение всех служителей церкви на "честных священников" и обыкновенных "попов".
Впрочем, через несколько месяцев после своего выступления Дмитрий Свердлов был запрещен в служении.
Что стало причиной подобной реакции среди людей, которые, казалось бы, декларируют исповедание человечной и мирной религии?
"В целом в обществе агрессивные настроения только пробуждаются, не стала исключением и православная среда", — признает проблему Александр Морозов.
Он связывает это с тем, что власть "словно объявила конкурс на выражение изоляционистских и агрессивных чувств". По словам эксперта, это в некотором смысле даже поощряется.
"Православные оказались в этом же тренде. Если власть будет проводить политику большей изоляции общества, выступать с антизападных позиций, накачивать систему образования патриотическими элементами, то это неизбежно скажется и на православной среде, в которой явно нарастает мировоззренческий раскол", — сказал Морозов.
Он заметил, что общественная агрессия рождается очень легко.
"Надо только показать пальцем в чью-либо строну и сказать — это враг государства или церкви. Такая политика создает чрезвычайно тяжелую обстановку в обществе", — подчеркнул эксперт.
Журналисты и политологи отметили, что за год, прошедший после акции панк-группы, заметно активизировались и так называемые "православные активисты".
В самый разгар конфликта вокруг суда над панк-группой, новостные ленты пестрили сообщениями о выступлениях этих людей: нападение на мужчину, который носил "небогоугодную" майку, избиение женщины на митинге в поддержку Pussy Riot и многие другие хулиганские акции, на которые, впрочем, полиция не всегда обращает внимания.
"Среди священников есть ожидание, что высшее церковное начальство ограничит деятельность псевдоправославных молодых людей, которые выражают совершенно безумные взгляды, ничего общего не имеющие с христианством. Есть надежда, что позиция священноначалия в этом вопросе будет более жесткой", — говорит Александр Морозов, но при этом признает, что до сих пор из патриархии не прозвучало никакого внятного осуждения "церковных активистов".
"Можно сказать, что руки у псевдоправославных агрессивных группировок развязаны, и их голоса начинают звучать все громче. Возникает впечатление, что они выражают те же самые взгляды, что есть у священноначалия" — подчеркнул эксперт.
Впрочем, Алексей Малашенко предложил посмотреть на проблему и с другой стороны.
"Во-первых, любая религия агрессивна по сути, так как претендует на конечную истину. Во-вторых, жесткая политизация, которая особенно видна в исламе и в православии, не может не сказаться на общей обстановке. Там, где религия соединяется с политикой, и политика становится агрессивней, и религия", — сказал эксперт.
Малашенко заметил, что, по его наблюдениям, доверие к церковному истеблишменту не так высоко, как они сами хотят это представить. "Я уже не говорю о бесконечном мелькании по телевидению, которое для них всех достаточно унизительно", — отметил он и напоследок признал, что раньше сам часто ходил в церковь.
"Я туда приходил за некоторым отдохновением. А сейчас, когда я захожу в храм, такое ощущение, что я вступаю в "Единую Россию". Поэтому туда и не тянет", — объяснил Алексей Малашенко.
Наталья Пуртова
" ...многие священники и миряне, в принципе осуждая акцию, были против двухлетнего срока для женщин, у которых, к тому же, есть малолетние дети." А они сами о своих детях думали, когда свои дебильные акции устраивали? Им перед собственными детьми не стыдно?
из Пушкина
Христос воскрес, питомец Феба!
Дай бог, чтоб милостию неба
Рассудок на Руси воскрес;
Он что-то, кажется, исчез.
Дай бог, чтобы во всей вселенной
Воскресли мир и тишина...
Что за задрота малашенко и кого интересует его мнение?
даже не читал...
с моей точки зрения, дело не в цитируемом инциденте, а в том, что
Тренд, возникший после третьего избрания Путина президентом, ведет к тому, что наказания за высказывания будут ужесточаться.
Вот ведь урод...
Религия-это опиум для народа,как говорил великий Ленин.В теперешней ситуации,церковь-это способ зарабатывания офигеннейших по суммам денег. А если по честному,то в библии слово БОГ не правильно было переведено и должно звучать,как спустившиеся с небес.И тогда всё становится понятным.
Церковь просрала "поле возможностей".
"Я туда приходил за некоторым отдохновением. А сейчас, когда я захожу в храм, такое ощущение, что я вступаю в "Единую Россию". Поэтому туда и не тянет", Московская церковь всегда была подпевалой у любой власти. Ещё с хановских времён, в каждом храме, пели за здравие хана.
Московская церковь всегда была подпевалой у любой власти. Ещё с хановских времён, в каждом храме, пели за здравие хана.
Как историк, открою тебе секрет-так поступает ЛЮБАЯ официальная церковь.
to Котейка (Севастополь)
Вы не могли бы сформулировать - за какое такое преступление упекли пусек в тюрьму?
Стыд и позор.
Вот вам ответ ироничных немцев - смешно, но справедливо:
http://s49.radikal.ru/i125/1302/eb/9305cb535904.jpg
Религия-это опиум для народа,как говорил великий Ленин.
"Великий" Ленин этого не говорил. Мнение "принадлежит" Карлу Марксу. И, как бы для справки: во времена написания опуса, опиум был обезбаливающим, и только отдельные любители применяли его как наркотик (фильм "Морфий"). И фраза сразу приобретает иной смысл. Контекст это подтверждает: ..."Религия – это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она – дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа"...
to Просто врач (Севастополь) Церковь просрала поле возможностей .
Ну, как можно о своей церкви? А если Вы чужой - тем более не Ваше дело. Русское православие - суть русского человека, православие нас образовывало, воспитывало,просвещало,призывало к борьбе за родную землю,книги писало, на которых поколения патриотов взрастали. Думаю, не дело "просто врачам" и другим "общечеловекам" судить о наших сакральных вещах.
to Филипп Филиппович
Статья указана в приговоре.
Зарубежный опыт.
- В Германии могут посадить в тюрьму до трех лет или наказать денежным штрафом того, кто публично или, распространяя письменные материалы, оскорбляет религиозные взгляды других лиц.
- В Испании наказывают заключением от 6 месяцев до 6 лет того, кто создает препятствия отправлению культа какой-либо религиозной конфессии.
- В Израиле лишают свободы на три года за осквернение, повреждение или разрушение любого места, которое группа людей считает святым.
- В Сингапуре за осквернение мест молитвы могут посадить на срок до пяти лет.
И так далее...
to Евгений Северный (Севастополь)
Статья есть .
Состав преступления отсутствует.
Имеется гордыня РПЦ и скотство власти.
Я туда приходил за некоторым отдохновением. А сейчас, когда я захожу в храм, такое ощущение, что я вступаю в Единую Россию . Поэтому туда и не тянет .. Я прям плакаль.....
; Так и хочется спросить этого политолога сколько раз он до пусек в храме то был , один? Наверное когда крестился во младенчестве.
to Филипп Филиппович to Евгений Северный (Севастополь) Статья есть . Состав преступления отсутствует. Имеется гордыня РПЦ и скотство власти.
Я так не считаю.Был суд, это его дело определять про состав и преступления.Этим срамным дамам как-то ранее все прощалось,даже скотское "ню" в Зоомузее, ну, и скакали бы в переходах и на троллейбусах,их даже не задерживали с теми же текстами.Чего ж понесло незадачливых в главный Русский храм.Суд счел так, возможно другой судья решил бы по-другому.Даже "гордыня" предполагала - будет что-то вроде исправительных работ или условно.О.Всеволод(Кураев) призывал отпустить их с миром.Власть, как наблюдалось, не вмешивалась.
to Евгений Северный (Севастополь) to Просто врач (Севастополь) Церковь просрала поле возможностей . Ну, как можно о своей церкви?
Опачки! Вы наделены даром проскопического зрения? Что значит "своя церковь"?
Утомлен агрессивными адептами...
Я убежденный атеист. Это честнее, чем менторство.
А если Вы чужой - тем более не Ваше дело.
Сильный ход.
Парировать нечем. 1:0
Русское православие - суть русского человека, православие нас образовывало, воспитывало,просвещало,призывало к борьбе за родную землю,книги писало, на которых поколения патриотов взрастали. Думаю, не дело просто врачам и другим общечеловекам судить о наших сакральных вещах.
Толково. Вы читали Мусу Джалиля?
А кто правее? Никон или Аввакум?
И неужели до крещения русские, пусть, даже, под другим названием, не были русскими?
И что такое "сакральные вещи"? Ковчег завета? Мощи православных святых? Велесова книга? Что нас делает патриотами и русскими? А вы, сами-то, совсем русский? Что вам позволяет судить о сакральном?
to Добрый день ...Московская церковь всегда была подпевалой у любой власти. Ещё с хановских времён, в каждом храме, пели за здравие хана.
Сальве, Капитан Банальность!
Любая церковь-альтер-эго власти.
Сакральность нужно и скать не в православии и других религиях, а по этому Вектору
to Филипп Филиппович
Экай, вы, едкай, батенька,но справедливый...
to Филипп Филиппович а есть выпендрёж и желание прославиться
Вот-вот, только место выбрано не то. Зоомузей было то, Храм - не то.Скорее всего, за место и сидят. Возможно,так и надо.Вы, коллега, судите с позиции частного лица,но суд - это власть, даже если нам не нравится то, что он решил.Тарахтеть можно сколько угодно, но решение вступило в законную силу,надо признавать.Pereat mundus et fiat justicia.
to Филипп Филиппович
Ироничные немцы нормально сажают за решетку за подобные дела у себя дома.И примеры нам услужливые СМИ предоставляли.
to Просто врач (Севастополь) Толково. Вы читали Мусу Джалиля?
А кто правее? Никон или Аввакум?
Читали и "Моабитскую тетрадь"(в детстве еще) и даже кино смотрели в хрущевские времена.Только не понял, для чего эрудицию проверяете. А что касается церковных реформ 17 века - да никто не правее,это рабочая ситуация.Сергий Радонежский тоже не герой был, но стал символом.А русским единым народом наши предки себя ощутили впервые как раз в XIV веке, на поле Куликовом и после него. И снова благодаря церкви и подвижникам. А Вы читали "Клеветникам России"? Оставьте православным их споры.
Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага —
И ненавидите вы нас...
to Евгений Северный (Севастополь)
Мне не нравится, что вы меня, невоцерковленного, считаете в некотором смысле неполноценным.
Не слишком-ли самоуверенно и наставительно?
Церковь, особенно нынче, это уже не объединение верующих, а транслятор указаний.
Самые умные в этой теме Филипп Филиппович и Просто Врач!
С Уважением и мои поздравления с Мужским Праздником 23 февраля!
to Просто врач (Севастополь) ... Церковь, особенно нынче, это уже не объединение верующих, а транслятор указаний.
Особенно забавно выглядит прас-лист на самом видном месте, чтобы лишний раз не спрашивали что по чём...
Менеджеры.
Девчонки - мерзавки. Однозначно! Но!
Мнение атеиста. Государство должно быть как можно дальше от любой религии. Хоть магометаеской, хоть индуистской...
to Линда (Севастополь)
Спасибо, милая дама!
to Филипп Филиппович to Линда (Севастополь)
Самые умные в этой теме Филипп Филиппович и Просто Врач! Спасибо, милая дама!
to Линда (Севастополь) to Филипп Филиппович
Приятный разговор. Столько шарма.
Леность души современного человека: "Я туда приходил за некоторым отдохновением. А сейчас, когда я захожу в храм, такое ощущение, что я вступаю в "Единую Россию". Поэтому туда и не тянет". Как про клубешник какой-нибудь - "не тянет". Да, там нормально не оттянуться. Но ведь "некоторое отдохновение" - это совсем не то, зачем приходят в храм верующие.
to Просто врач (Севастополь)Церковь, особенно нынче, это уже не объединение верующих, а транслятор указаний. Респект!
to Просто врач (Севастополь) to Евгений Северный (Севастополь) Мне не нравится, что вы меня, невоцерковленного, считаете в некотором смысле неполноценным. Не слишком-ли самоуверенно и наставительно? Церковь, особенно нынче, это уже не объединение верующих, а транслятор указаний.
Я считаю, что Вы лишний в этой теме,не дело посторонних судить о внутрицерковных делах.А по-поводу "транслятора" - откровенная антиправославная пропаганда. Нападки на Русскую православную церковь, безусловно,инспирированы идеологическими противниками, и необдуманно подхвачены русскими гражданами определенной ориентации.Я не думаю, что Вы - неполноценный, Вы - чужой.
to Просто врач (Севастополь)
Лично я не путаю Церковь и священников. Русская Церковь породила русский этнос, таким, каким он и по сейчас есть. Ее необъятную деятельность в Истории страны трудно переоценить. А священнослужители,включая высших иерархов - всего лишь слабые грешные люди, со всеми людскими недостатками.
to АВС (Севастополь) (Севастополь)
Если Вы человек нуждающийся и для Вас непосильно заплатить за требы и "аксессуары"(свечки,иконки и проч.) - обратитесь прямо к священнику - Вам всегда пойдут навстречу. Приходы содержатся только на средства прихожан и предприятий самой церкви.