Гибель флагмана черноморской эскадры советского военно-морского флота линкора «Новороссийск» в Севастопольской бухте долгое время была покрыта завесой тайны. Об этой трагедии принято было молчать. С того страшного дня прошло ровно 62 года, в честь чего в Севастополе прошел митинг «Реквием» и другие памятные мероприятия.
В первую очередь ветераны, выжившие члены экипажа и родственники моряков отправились на Михайловскую батарею, где состоялась экскурсия, посвященная истории линкора «Новороссийск» и его жестокой участи.
Члены экипажа, их осталось всего девять, слушали внимательно, иногда вносили поправки в слова экскурсовода и с трудом сдерживали слезы.
Среди них были те, кто служил на корабле, но волей случая отсутствовал на нем в ту страшную ночь. Николай Мусков был тогда молодым матросом, служил на линкоре с мая 1952 по апрель 1954 года. Он был направлен на учебу на командира отделения, в это время линкор и затонул, а Николай «так и остался в учебном отряде». Сейчас он капитан 2-го ранга в отставке. Он долго не отходил от фотографий, где они со своими сослуживцами, радостные, на палубе линкора. Смотрел и вспоминал свою службу.
Напомним, что 29 октября 1955 года в Северной бухте Севастополя затонул флагман черноморской эскадры советского военно-морского флота линкор "Новороссийск". До 1948 года корабль входил в состав итальянского ВМФ под названием «Джулио Чезаре». Погибли более 600 моряков. Согласно официальной версии, под днищем корабля взорвалась старая донная немецкая мина.
Но существуют и другие версии, неофициальные, но очень популярные. Многие утверждают, что ответственность за гибель "Новороссийска" несут итальянские, английские и даже советские диверсанты.
«Ничего не доказано, ничего толком не ясно, трудно определить настоящую причину гибели «Новороссийска», итальянцы молчат», - отмечает ветеран линкора Николай Мусков.
Тяжелей всего из присутствующих было Николаю Бритончуку, мичману, председателю совета ветеранов линкора «Новороссийск». В ту ночь он был там.
Рассказывая и описывая те страшные события, ветеран не удержал слез, были долгие немые паузы. Он помнит все в деталях, как будто это было вчера.
На палубу линкора Бритончук вступил 24 апреля 1950-го года и служил на нем до конца. Николай убежден, что взрыв произвели итальянские диверсанты, ведь у них был мотив.
«Мы были здоровые моряки, за день натрудились, и сон наш был крепкий. Только дежурные всегда были на своих местах. И вот в носовой части корабля происходит страшный взрыв, он разрубил двойное дно корабля, и пробил 8 палуб», - вспоминает член экипажа.
На корабле потух свет, была дана аварийная тревога. Весь личный состав занялся борьбой с водой, которая заливала линкор.
«И вот эта сила воды, которая поступала, ломала все вокруг, сбивала с ног аварийные команды... Это было несчастье. Мы думали, что все будут спасены из тех, кто не попал под взрыв. Несмотря на наше упорство, через два с половиной часа после взрыва корабль набрался воды, на правый борт накренился, потерял устойчивость, опрокинулся вверх килем и похоронил все аварийные партии и многих, кто был на верхней палубе», - рассказал Николай Бритончук.
«Новороссийск» стал братской могилой для моряков.
После экскурсии автобусы доставили всех на братское кладбище к Свято-Никольскому храму, где состоялся траурный митинг. В память о погибших на линкоре «Новороссийск» под звуки оркестра к мемориалу возложили венок, после чего произошло отдание воинских почестей.
«Говорят, время лечит. Может, оно и лечит, но не всё. Нас осталось лишь 9 человек, и то - трое дальше своего порога не ходят. Выражаю всем тем, кто сегодня нашел время прийти, своё теплое сердечное спасибо», - сказал напоследок выживший в ту роковую ночь Николай Бритончук.
Анна Пронина
фото автора
Обсуждение (4)
Даа это черная страница нашей истории ВМФ скорбим!
Какие фотографии... Каждая - как повесть.
Какая на фиг мина!Это был подрыв-пора уже сказать открыто!!!!!!!!!!!!!!!
to Даккар (Севастополь): Просто закусывай. Чем такую глупость говорить - лучшее жевать.