вс, 24/06/2018 - 12:00

Всё, что нужно знать о Концепции общественных пространств Севастополя

Московским архитекторам дали задание облагородить облик Севастополя в сжатые сроки.

В минувшую пятницу членам архитектурно-художественного совета по вопросам эстетического оформления, городской среды, благоустройства, наружной рекламы и озеленения были представлены первые результаты работы над Концепцией развития общественных пространств города Севастополя в отношении зданий, элементов благоустройства, элементов улично-дорожной сети.

Синхронизировать разсинхронизированное

Контракт на разработку Концепции департамент архитектуры и градостроительства заключил с ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» (г. Москва) 29 декабря прошлого года. Принимать первые результаты и обосновывать необходимость работы пришлось уже новому главе департамента – Марине Раковой.

«Мы все с вами видим, насколько интенсивными темпами вкладываются средства в благоустройство города, в строительство объектов социальной инфраструктуры. И, конечно, в этом ритме иногда случаются ситуации разсинхронизации действий. Поэтому в конец прошлого года губернатор дал департаменту архитектуры поручение заказать работу, которую мы сегодня будем обсуждать. Все хотят видеть некие стандарты, единые подходы и ориентиры для государственным заказчикам и ко всем, кто на территории города проектирует общественные пространства, занимается капитальным ремонтом фасадов и строительством новых объектов», - объяснила Марина Владимировна.

Окончание работы запланировано на октябрь 2018 года. Однако провести ее обсуждение решено было заблаговременно. На сегодняшний момент завершен второй этап работы. Его результаты участникам архитектурно-художественного совета представили главный архитектор проекта Юлия Барковская и архитектор Гульнара Сафарова.

Социолог и архитектор Валентина Мельникова рассказала о проведенных социологических исследованиях, по итогам которых удалось прийти к важным выводам: например, что историческая часть города «наиболее функционально насыщена». Второе не менее важное открытие – что в Севастополе имеют место представители всех социальных слоев.

«В принципе, уже по структуре проведения свободного времени мы говорим о том, что это горожане, которые себя ведут как горожане. В будни большая часть свободного времени уходит на пребывание дома, с семьей, и на хозяйственные заботы. Но часть времени они проводят и в природной среде, а самое главное, что они повышают свой культурно-образовательный потенциал. В выходные дни увеличивается доля тех, кто проводит время с друзьями и с партнерами с наиболее высоким культурным потенциалом. Много времени, естественно, тратят и на интернет – это у нас новшество, которое наблюдается в последние годы», - сообщила докладчица.

Просим прощения у уважаемых социологов, но о том, что в морском городе очень важны набережные и пляжи, известно и так. Два других выступления были более содержательными, однако тоже вызывали вопросы. Первое, о чем спросил депутат Заксобрания Вячеслав Горелов, - так для чего все-таки была проделана эта работа?

«Прежде всего для того, чтобы проекты, которые вам приносят на рассмотрение, соответствовали какому-то минимальному уровню, чтобы вы в вашей работе не отвлекались на мелочи. Иногда люди, не понимая специфики города, выносят на обсуждение Совета какие-то предложения, которые не соответствуют даже базовым вещам», - ответила Гульнара Сафарова.

Географические открытия Правительства Севастополя: Парк Коммунаров и набережная в Казачьей

Стать «соответчиком» вызвалась и глава департамента архитектуры.

«Мы на эту тему много спорили, в том числе и внутри департамента, когда я уже увидела, что этот контракт есть и что работа будет выполнена. Я считаю, что в этой работе есть толк следующего порядка: она – методика для проектирующих. Многие очень ценные проектные решения, если мы найдем согласие по ним, можно было бы уложить в Правила благоустройства, и это стало бы законом. Сколько мы ломаем копий, обсуждая проекты благоустройства! Мы задаемся вопросами – а почему такое мощение, а почему хай-тек в историческом центре и так далее. Нам всем хотелось бы получить конкретный инструмент. Но меня другое смутило», - призналась Марина Ракова.

Смутили Марину Владимировну несколько раз повторенные слова Гульнары  Сафаровой о том, что авторы не предлагают конкретных решений.

«Нам, может быть, как раз хотелось по отдельным узлам или каким-то принципиальным для города территориям закрепить эти решения», - сказала она.

Вячеслав Горелов обратил внимание на несуразности в историческом обосновании работы. В частности, авторы объявили началом Крымской войны 1856 год. Сообщается также, что город был разрушен трижды – в 19 веке, во время Гражданской войны и интервенции и в годы Великой отечественной войны. В легкий ступор ввели депутата и использованные обозначения мест города.  

«Парк Коммунаров – сквер напротив площади Восставших. Территория пляжа Скалки на территории Херсонеса – это меня просто убило. Там нет пляжа! Сквер на набережной в Казачьей бухте – там набережной нет!» - процитировал и прокомментировал Горелов.

Все эти несуразности, считает депутат, далеко не пустяк.

«Чтобы понять, куда мы движемся, необходимо точно изучить исторический базис Севастополя, его архитектурную и градостроительную динамику», - объяснил он  свою придирчивость.

«Название парков и пляжей мы получили из администрации. Список у нас есть. Он у нас такой», - объяснила Гульнара Сафарова. 

Не согласился Вячеслав Горелов и с предложенной периодизацией застройки Севастополя. Председатель Союза архитекторов Севастополя Сергей Комаров попытался понять, к чему именно будет обязывать Концепция проектировщиков.

«Мы рекомендуем вам выбирать элементы, которые по материалам и колористике будут поддерживать единый стиль города. Но пространство для творчества сохранится», - ответили ему.

«Ограничения по материалам и габаритам будут очень и очень на руку городу. И фасады приведутся в порядок, если обязать бизнес следовать этим рекомендациям», - сказала Гульнара Сафарова.

Пусть решают эстетствующие

Комаров попросил также назвать уже присущие Севастополю элементы, которые кажутся авторам Концепции достойными сохранения (Гульнара Сафарова в своем выступлении упомянула, что такие есть). Такими были названы скамейки и «исторические урны». Члены Градсовета тут же вспомнили, что были в Севастополе урны и с гербом города.

«Это прекрасно», - отреагировала Гульнара Сафарова, явно не поняв настроения задававшего вопрос Валерия Дорошко.

«И с лавровым венком были - в разные годы и такое делалось. Вы считаете, это достойно?» - продолжал Валерий Николаевич.

Юлия Барковская пояснила - речь идет не о точном копировании элементов, а о сохранении единого стиля. За разработчиков Концепции вступилась Марина Ракова. Она предложила признать, что некие «стандарты и ориентиры» все-таки нужны, иначе получается «слишком много вкусовщины», и попросила гостей ответить, как им нравятся ограждения, которые сейчас устанавливаются вдоль севастопольских дорог. Видно было, что этот вопрос для нее эстетически важен. И ее нетрудно понять: вид этих ограждений производит на чувствительную душу примерно такое же впечатление, как скрежет железа по стеклу.

Гульнара Сафарова от оценок воздержалась, сказав, что они в зону внимания авторов Концепции не входят. Зато дорожная тема привлекла к разговору главу департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Игоря Титова. Он выразил мнение, что для дорожников Концепция будет полезна: лично ему вид ограждений и других элементов дорожной сети безразличен, поэтому пусть свое слово скажут «эстетствующие». Вед даже ливневку можно сделать совершенно по-разному, и это отразится не только на виде улицы, но и на стоимости ремонта.

«В результате мы можем увидеть в сельской местности дорогу излишне симпатичную. И такое разбитие на категории - сама идея - кажется мне интересной. Мы могли бы проектировщикам задавать некие ориентиры. А я вот, например, не знаю, плитка на тротуаре должна быть разноцветная или одного цвета. А может быть, вообще асфальт. Соответственно я не настраиваю на это тех, кто проектирует. А что касается ограждения, оно должно быть просто повсеместно, потому что с точки зрения обеспечения безопасности движения стоит на втором месте после освещенности пешеходных переходов. И мне, честно говоря, с точки зрения моего функционала примерно все равно, какое оно - главное, чтобы через него не слишком легко было перемахнуть. Поэтому давайте предложения, но смотрите на нормативы, чтобы от них не отрываться», - предупредил главный по дорогам.

«Вот, по сути, ответ на вопрос - надо или не надо. Если бы здесь были еще коллеги из департамента городского хозяйства, вы бы услышали примерно то же самое», - сказала Ракова.

Скрежещущий диссонанс

Директор ГБУ «Парки и скверы» Александр Федяков признался, что у него впечатления двоякие. С одной стороны, некие стандарты действительно нужны, и они всегда были. А с другой…

«Что меня настораживает? Открываешь эти томики, начинаешь смотреть картинки. Предложения очень спорные! Большой город, огромная территория, много разных факторов, которые влияют на его особенности. При этом в одну кучу сбиваются стратегия по озеленения города, стратегия по освещению, по благоустройству и так далее. Это гигантская, неподъемная работа! И для чего она делается - чтобы стандартизировать все? Чтобы мы три- четыре элемента выбрали и ими манипулировали? Это убиение города», - сказал Федяков.

Можно обозначить, что в исторических местах делать можно, что нельзя, что обязательно, что необязательно, - считает он. Но многое из предложенного на сегодняшний день «очень неуклюже» и «не соответствует городу».

Марина Ракова попросила привести примеры - что зацепило больше всего и что приветствовалось бы в качестве обязательного.

 «Вот здесь у нас между двумя домами идет наверх Синопская лестница», - стал объяснять  Александр Викторович. - «Так вот там предлагается посадить деревья и сделать такой дворик а-ля Петербург или Самара. Вот нарисовано, я же вижу. И осветить его, разбив шашечками. Это такой скрежещущий диссонанс в нашей городской среде!».

В то же время польза от Концепции, подчеркнул он, безусловно может быть. С ее помощью, в частности, могут приобрести гармоничный вид уникальные севастопольские подпорные стенки, которые во многом определяют образ города. Но вот рекомендации по освещению, опять-таки вызывают сильное сомнение.

«Огромное количество вопросов навалено кучей, и сразу дается конкретное решение», - пояснил суть своих претензий глава ГБУ. - «Опасно конкретику применять в методологической, нормативной документации!».

Спор продолжался бы еще долго, если бы его не прекратила Марина Ракова.

«Разговор важный - обменялись мнениями, выяснили, в каком направлении нужно работать. Если у кого-то есть возможности и силы, я вас прошу - положите ваши замечания на бумагу. Сегодня 100%-й защиты Концепции не произошло - мы все это понимаем. Будут предложения, будут замечания, материалы нужно дорабатывать», - сказала она.

«Вот у нас есть департамент архитектуры, вот есть проектировщики. И тем, и другим эта Концепция позарез нужна. Поэтому я и хочу понять, что у вас в голове», - еще раз обратился к разработчикам Сергей Комаров. - «С самого начала, на мой взгляд, работа ведется не в том направлении. Не надо нам показывать, сколько трещин у нас на асфальте. Сначала надо разобраться в общей структуре общественных пространств города. И социология здесь вообще не нужна. Она меняется, и у нас менялась несколько раз. Закрылись заводы, закончилась работа, - вся социология перешла на рынок. Не стало у людей денег - они перестали ходить в рестораны и стали пить под забором. Вот и другая социология общественного пространства! В этой работе нужно конкретное исследование - что у нас в городе происходит».

Вячеслав Горелов еще раз попросил авторов доработать историческое обоснование и периодизацию застройки.

«Замечания есть и у нашего департамента», - поддержала Марина Ракова. 

«Мы пытаемся устранить дисгармонию»

После того, как заседание закончилось, некоторые его участники поделились с корреспондентом ForPost впечатлениями.

«Я стал понимать, зачем это нужно. Конечно, городу нужен некий стандарт, чтобы можно было сказать проектировщику: зачем ты нам предлагаешь такой фонарь, он красивый, но к стилистике Севастополя никакого отношения не имеет. Но тут есть один очень важный момент. В этой работе содержится некоторое зонирование. Я бы поступил по-другому. Я бы сказал - рекомендуемые стандарты для исторического центра города такие, для спальных районов - такие», - сказал Вячеслав Горелов.

Совершенно иначе, уверен он, должна выглядеть архитектурная периодизация застройки города и сам подход к ней.

«Я бы на месте авторов в первую очередь изучил историческое наследие Севастополя, понял, какой была архитектурная и градостроительная политика за тот или иной период и как мы дошли до жизни такой. Тогда можно было бы выстраивать рекомендации на будущее», - поясняет глава комитета Заксобрания по градостроительству.

Член Совета, директор Севастопольской художественной школы Александр Бурцев тоже считает, что Концепция нужна.

«Когда мы на Градсовете рассматриваем проекты общественных зон, реконструкции парков и скверов, мы иногда такое видим! Как будто это сделано людьми, которые совершенно не знают нашего города, нашей среды. В этом смысле Концепция полезна, но над ней еще нужно работать, устранять многие шероховатости», - считает он. 

Разговор с главным архитектором проекта Юлией Барковской подтвердил главное подозрение корреспондента ForPost: многие проблемы авторов объясняются выданным им техзаданием.

«У нас очень сложное техническое задание - оно сделано так, словно мы рассматриваем кусок улицы, а не огромный и сложный город. Первый этап работы продолжался месяц, на второй было отведено три месяца. В масштабах города это очень тяжело. Мы пытались минимизировать проблемы, минимизировать типологию, чтобы просто понять, что вообще в городе происходит», - рассказала Юлия Валентиновна.

Логично было бы предположить, что реакция членов Совета ее задела, однако оценка прошедшего заседания оказалась неожиданной.

«На мой взгляд, заседание прошло прекрасно. Мы должны были послушать, что нам скажут местные архитекторы и заказчики и донести до них свою точку зрения, потому что иногда привлечение человека со стороны бывает полезно. Мы не стараемся навредить городу, мы стараемся сделать его более цельным. Сейчас он, к сожалению, дисгармоничен - при том, то у вас богатая городская среда. Не случайно люди приходят гулять именно в историческую часть города: она расчищена, она удобна, а чем от нее дальше… Хотя вчера я проезжала по улице Горпищенко - там высажены молодые деревья, которые стригутся. Ну это прекрасно! Я вижу, что люди следят и стараются», - заметила Юлия Валентиновна.

Вопиющая дисгармония, по ее мнению, начала царить в городе лет 15 назад - раньше Севастополь всегда отличался своей органичностью.

«Наша работа направлена на устранение этой дисгармонии. Но мы по времени не успеваем копать глубже», - посетовала главный архитектор проекта.

Одним словом, многие вопросы следовало бы задавать тем, кто разрабатывал техзадание. Напомним: обсуждение Концепции обещают сделать открытой на всех этапах работы. А итоговый результат должен появиться в октябре этого года.

Ольга Смирнова

​Фото автора

Опубликовано по заказу БФ "35-я береговая батарея"

Читайте также: