Россия

ВМФ России получил точную инструкцию к применению

Новая Морская доктрина подразумевает усиление ВМФ России.

ВМФ России получил точную инструкцию к применению

Аналитики продолжают обсуждать новую Морскую доктрину, подписанную президентом России. Все более заметны явственные отличия этого фундаментального для России документа от его предыдущего варианта. Особенное значение новая доктрина имеет для строительства и применения Военно-морского флота – но не только для этого.

Первое, что отличает новую российскую Морскую доктрину от старой – то, что теперь этот документ – основа для планирования. Это указано в тексте дословно. Наше государство ищет свое место в мире, и в новом документе это отражено. Также доктрина связана с другими стратегическими документами: например, со Стратегией научно-технического развития Российской Федерации и рядом других. То есть теперь это рамочный документ, отталкиваясь от которого, можно составить какой-то конкретный план.

Вторым важным моментом является появление в доктрине такой вещи, как угрозы, и эти угрозы также названы прямо. Среди таких угроз, прежде всего непрекращающиеся попытки США достичь доминирования в Мировом океане, стремление этой страны достичь военного превосходства над РФ на некоторых направлениях, рост военного могущества других стран. В доктрине прямо названо угрозой стремление США и их союзников ограничить доступ России к морским коммуникациям, то есть по факту подвергнуть блокаде. Теперь это не какие-то спекуляции журналистов, под констатацией этой угрозы стоит подпись президента.

Также доктрина прямо указывает как на угрозу претензии «некоторых стран» к российским островным территориям. Страна, которая имеет претензии к нашим островным территориям, одна – Япония. Названы угрозой и иностранные попытки действовать в Арктике, и сам факт того, что на нашу страну оказывается информационное и силовое давление.

Какие риски видит руководство России, согласно новой доктрине?

В доктрине обозначены и риски, которые имеет сегодня Россия с точки зрения морской деятельности. Среди них: недостаточно развитый торговый флот, зависимость России от морских коммуникаций, санкции, наложенные на отечественное судостроение, недостаточное количество военно-морских баз, слабый научный флот и ряд других. В старом документе ничего этого не было, но сейчас констатация проблем сделана. Это крайне важное признание.

    И действительно, доля России в мировом судоходстве непрерывно падает. Да, наша страна – не нулевая величина на рынке перевозок, а спад медленный: сотые доли процента от мирового тоннажа в год. Но он есть, и он постоянен.

Попытки Запада вводить блокаду против нашей страны показали, что торговый тоннаж России очень нужен, причем специфический, под свои задачи, и это тоже нашло отражение в документе. Как видно, руководящие документы избавляются от синдрома «у нас все хорошо, потому что у нас не может не быть все хорошо». И это очень хорошо.

Что еще нового в доктрине?

Фундаментально остались теми же ключевые функциональные направления, а именно морской транспорт (включая трубопроводный), освоение ресурсов Мирового океана, научная и военная деятельность. Раскрывается каждый пункт в новой доктрине несколько иначе, чем в старой, но смысл похож.

    Зато изменился порядок описания региональных направлений. На первое место теперь поставлена не Атлантика (включая все моря Атлантического бассейна), а Арктика.

Арктика теперь признана важной не только с точки зрения коммуникаций (например, выхода флота в океан), но и как богатый углеводородами регион, который является зоной коммерческого и военного противостояния.

Фундаментально важным является попадание в доктрину как необходимости развития информационного обеспечения вообще, так и конкретные планы прокладки в Арктике оптико-волоконных линий связи. Опять озвучены некоторые районы Арктики, в которых должна вестись и будет вестись «морская деятельность», в их перечень попал, например, Шпицберген и Новая Земля. Россия четко показала, что Арктика теперь на первом месте, что мы признаем угрозу, которую там несет в себе присутствие западных стран, и будем всему этому противостоять, одновременно пытаясь заработать. Опять же, в отличие от прошлой редакции доктрины,

    Тихоокеанское направление теперь важнее, чем Атлантическое, и идет сразу же за Арктикой. Здесь новое в том, что Россия будет искать возможность найти пункты базирования в Тихоокеанском регионе, чего раньше в списке задач не было.

Кроме того, упомянуто то, что необходимо снижать угрозы для РФ, просто не расписано какие, но и так понятно – ВМС США и японцы, других угроз тут у России нет. Озвучена необходимость ввести в действие мощности по сжижению природного газа. Это тоже шаг вперед, за сжиженным газом – будущее мирового газового рынка, и России было бы крайне выгодно в нем участвовать. Также планируется внедрение глубоководных комплексов добычи газа, чего тоже в доктрине ранее не было, хотя про такие планы Газпрома говорилось уже давно.

На Атлантическом направлении опять появляется необходимость иметь базы на удалении от своих берегов, а именно в Средиземном море. Тартуса России явно не хватает, и доктрина озвучивает необходимость дополнительных баз. В остальном цели России, согласно новой Морской доктрине, похожи на те, что были прописаны в старой. На Индоокеанском направлении впервые названы партнерами Иран и Саудовская Аравия, плюсом к Индии (ранее упоминалась только она). Это безусловно положительные изменения.

Положительным является и то, что меры по обеспечению морской деятельности в новой доктрине тоже расписаны подробнее, чем раньше. Но самые фундаментальные изменения приобрели военные разделы доктрины.

Военный уклон

Дело даже не в том, что военная составляющая доктрины расширена, хотя и это важно. Ранее в РФ было два основополагающих документа в части морской деятельности страны. Первый – «Морская доктрина» – обозначал цели страны на морях в общем. Второй – «Основы государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года» – описывал видение руководства России того, какие задачи и как должен решать Военно-морской флот. Так вот, красной нитью в «Основах» прописано то, что ВМФ, вообще говоря, не совсем для войны. По крайней мере, задачи ВМФ описывались несколько уклончиво. Смотрим предназначение флота согласно «Основам»:

 «12. Военно-морской флот... предназначен для обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации и ее союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности на глобальном и региональном уровнях, отражения агрессии против Российской Федерации с океанских и морских направлений.

13. Военно-морской флот создает и поддерживает условия, необходимые для обеспечения безопасности морской деятельности Российской Федерации, обеспечивает ее военно-морское присутствие, демонстрацию флага Российской Федерации и военной силы государства в Мировом океане, принимает участие в борьбе с пиратством, в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам Российской Федерации, осуществляет заходы военных кораблей (судов) Российской Федерации в порты иностранных государств, защиту государственной границы Российской Федерации в подводной среде, в том числе противолодочную, противоподводно-диверсионную оборону в интересах безопасности Российской Федерации».

И это не шутка – невозможно найти документ, введенный в действие ранее 2022 года, в котором ВМФ России напрямую обозначается как инструмент ведения боевых действий. Невозможно найти никакой стратегический документ, в котором сказано было бы прямо, что флот, он, вообще говоря, для войны и должен к ней готовиться. Потому что его просто не было. Флот был для чего угодно, для сдерживания и предотвращения, для заходов в иностранные порты, для демонстрации флага, но не для того, чтобы непосредственно воевать, побеждать и уничтожать противника, если это вдруг станет необходимым.

    Конечно, и сдерживание тоже нужная вещь, но, увы, иногда оно проваливается по инициативе решившего воевать противника, а иногда надо ударить первым. И вот этого в российских доктринальных документах не было. А это, в свою очередь, вело к совершенно определенным практикам и строительства флота, и его применения.

Новая Морская доктрина положила конец этому странному явлению. В разделе IX «Порядок использования инструментов национальной морской политики для защиты национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане», в пункте 103 наконец-то появились слова: «при необходимости применяет военную силу». Кто-то скажет, что это мелочь. Но если внимательно вникать в военные программы ВМФ, то видно, что именно о ведении войны там упоминалось не всегда – и причиной во многом было именно описанное выше целеполагание.

Возвращение к нормальности

Отдельно стоит упомянуть и то, что в доктрине сильно вырос раздел, касающийся мобилизации судов в военный флот в случае войны. Это должно было быть так, с учетом международной обстановки, и теперь это так и есть. На войне тоннажа в любом случае не хватает, а раз наш флот теперь именно для войны, то и этими вопросами власти собираются заняться куда глубже и интенсивнее, чем раньше. И это тоже правильно.

И об авианосцах. То, что руководство РФ хочет такие корабли, никогда не было секретом. В доктринальных документах они тоже давно есть, те же «Основы» содержат в себе планы создать Морской авианесущий комплекс (корабль, самолеты, тренажерный комплекс – все вместе). Зачем нужны авианосцы, тоже вполне очевидно. Но очевидно и то, что их сегодня в России негде строить. В России нет полноценной верфи, где можно было бы построить корабль хотя бы на уровне китайского «Фуцзянь», не говоря уже о чем-то подобном американскому «Нимицу». Новая доктрина не только констатирует этот факт, но и прямо указывает, что это будет исправлено.

Новая Морская доктрина – шаг вперед для нашей страны в части целеполагания. Теперь ее необходимо подкрепить реальными делами. И здесь – огромное поле для работы. Идущая на Украине специальная военная операция сейчас занимает всеобщее внимание, но надо понимать, что следующие войны могут быть совсем другими. Сегодня надводные силы ВМФ России меньше, чем у Японии. Для реализации новой Морской доктрины это стоило бы исправить. Подождем практических действий в этом направлении.

Александр Тимохин

Источники
937
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (5)

Profile picture for user seawave
200

Основное в этой доктрине проходит жирной канвой и на первом месте:

.....Зато изменился порядок описания региональных направлений. На первое место теперь поставлена не Атлантика (включая все моря Атлантического бассейна), а Арктика. Арктика теперь признана важной не только с точки зрения коммуникаций (например, выхода флота в океан), но и как богатый углеводородами регион, который является зоной коммерческого и военного противостояния...

Как видно запасы разведанных в СОВЕТСКОЕ время и освоенных углеводородных месторождений и успешно присвоенных олигархами подходят к концу. Надо осваивать новые. А они находятся в Арктической зоне, на которую притендуют несколько стран, в том числе США, у которой на данный момент самый большой флот. И вести борьбу за новые территории с сильным игроком очень сложно. (противостояние Китая и США это показало). А при нынешнем состянии флота РФ это весьма проблематично. Это не флот Советского союза, который успешно развалили и распродали корабли в 90-е годы. Мерзавцу Ельцину (выступившему в Конгрессе США 17 июня 1992 года и произнесшему в Конгрессе США  - Господи благослови Америку! ) можно только вынести вердикт - Иуда и предатель!

https://www.youtube.com/watch?v=uACsKQAxTXU

И следующее:

......И об авианосцах. То, что руководство РФ хочет такие корабли, никогда не было секретом. В доктринальных документах они тоже давно есть, те же «Основы» содержат в себе планы создать Морской авианесущий комплекс (корабль, самолеты, тренажерный комплекс – все вместе). Зачем нужны авианосцы, тоже вполне очевидно. Но очевидно и то, что их сегодня в России негде строить. В России нет полноценной верфи, где можно было бы построить корабль хотя бы на уровне китайского «Фуцзянь», не говоря уже о чем-то подобном американскому «Нимицу». Новая доктрина не только констатирует этот факт, но и прямо указывает, что это будет исправлено.....

Прошло почти 30 лет после развала СССР и вот проснулись - с флотом надо что-то делать! То что происходило в 90-е с теми же авианесущими крейсерами СССР и вобще с кораблями ВМФ, можно назвать только предательством! Другого слова нет.

В 90-е годы, перед развалом Советского Союза, на флоте СССР насчитывалось 6 действующих и один строящийся авианесущий крейсер.

Проект 1143 «Кречет» был создан Невским проектно-конструкторским бюро. Строительство велось на Николаевском судостроительном заводе с 1970 года. Последний корабль проекта 1143 «Ульяновск» погиб первым. Авианосец, который планировалось оснастить ядерной силовой установкой и паровой катапультой, даже не был спущен на воду. Заложенный в 1988 году, он был разобран прямо на стапеле в 1992-м.Такая же судьба постигла корабль серии «Новороссийск». Авианесущий крейсер был заложен в 1975-м и через три года спущен на воду. В 1982-м году авианосец вошёл в состав Тихоокеанского флота. Служил в течение 11 лет, а в 1993 году был выведен из состава флота. Корабль был продан в Южную Корею и в 1997 году его разделали на металл.

Еще один корабль серии изначально получил название «Харьков», потом был переименован в «Баку», в 1990-м был назван «Адмирал Флота Советского Союза Горшков», но сейчас известен под именем «Викрамадитья». Авианосец входит в состав ВМФ Индии. После введения в эксплуатацию «Баку» был принят в состав Северного флота. По окончании службы в 2000 году был продан Индии,

Другой корабль серии, как и его собрат, сменил несколько имён. Изначально он назывался «Рига», но позднее сменил имя на «Варяг», потом на «Ши Лан», в наши дни носит имя «Ляонин» и входит в состав ВМФ Китая. «Варяг» был заложен в 1985 году, спущен на воду тремя годами позднее, но достроен только на 70%, а при разделе СССР отошёл Украине.В 1998 году фирма, базирующаяся в Макао и имеющая связи с Народной армией Китая, купила недостроенный корабль. Фирмой было заявлено, что корабль превратится в плавучий отель и казино.Но позднее авианосец был выкуплен у фирмы правительством Китая и поставлен на достройку на верфи Даляня. В 2012 году корабль вошёл в состав ВМФ Китая.

30 лет прошло и новая доктрина....

Profile picture for user UINSHEDOW
2383

То есть не отжимать предприятия под супермаркеты надо, а восстанавливать и запускать? Не уничтожать прибрежные заводы для ремонта и обслуживания ВМФ, как 54 завод и завод на Катерной, а сберечь нвдо было? Нет? Не отжимать у Севморзавода территорию, а перезапустить модернизировав завод? Не дать сухим докам пропасть? Артиллерийский завод запустить полностью и набрать и выучить молодых специалистов? А не стариков использовать получающих там копейки? Ремез уничтожен и построен вместо него при Украине супермаркет зря? Муссон тоже супкрмаркетом сделали зря? Территорию порта под в Камышах тоже зря под супермаркет отдали уже сейчас? Завод Молот должен снова заработать на флот? На Восставших КБ изучавшее подводные аппараты типа "Бентос" под офисы отдали зря? Ужали территорию Ащерыбы на Новороссийской зря? Кто флот обслуживает, ремонтирует? Один 13 завод?)))) Да уж. А база подлодок в Балаклаве? Ой-ой-ой. У нас же почему-то флот меньше японского. А Украине Крым с флотом в подарок это как? Может менять что-то пора? Не делать ремонты и реконструкции по пять раз, а один раз и хорошо? Прекратить воровство на этом? 

Восстановить предприятия? 

Яхтами и хатынками ведь не отобъётесь! И как показала история уже, всё это и ворованные деньги легко отжимают заграничные "партнёры". И защититься нечем.))) 

Недалёк час, когда и детишки за бугром заложниками станут. Да это же так! Так может надо не на заграничные счета воровать?! А строить свою сильную страну? Давать людям работу и достойную оплату труда? А не гнать гастриков, которые точно при шухере свалят к себе! Может пора понять что не стоит продавать Родину?!

Profile picture for user UINSHEDOW
2383

Хватились блин. Может и кластеры сейчас совсем не время и не место строить? Кто от врагов защитит? Хор мальчиков - кастратов с песенкой про перчик?

Profile picture for user Мишка Квакин
1049

Как жаль, что в этом опусе не нашлось места для утопленного сколько то там лет назад плавдока в Южной бухте.

Profile picture for user Andrey L
607

Вся беда в том, что национализированные предприятия РФ даже после вливания в них миллиардов продолжают чахнуть до тех пор, пока их снова не приватизируют.

После этого в эти ООО с частью акций у государства, государство начинает снова вливать деньги. В случае успешного развития предприятия основные барыши получают частники.

Примеров по всей России масса. СМЗ может ожидать та же участь.

Главное за день

Восстанавливать севастопольские памятники станет проще?

Некоторые виды работ можно проводить и без госэкспертизы, считает Екатерина Алтабаева.
19:00
3
301

Казаки-разбойники: как украинцы помогали России освободить Крым от Турции

С 1654 года запорожские казаки официально воевали на стороне Российского государства.
18:16
1
337

Почему командира подводной лодки из Севастополя зачислили в состав ВМС Великобритании

Удивительная история «Алросы» — главной подводной лодки ЧФ в 90-х и 2000-х годах.
20:01
3
27038

Самый известный паровоз Севастополя умирает среди ведомств и полномочий

Несмотря на многолетние усилия, его реставрацию начать пока не удалось.
12:00
19
2291

Как севастопольцам не нарваться на большой штраф за недопуск газовщиков

С сегодняшнего дня начинают действовать новые правила техобслуживания.

20:00
81
9346

За незаконный коттедж на «даче командующего» потребовали четверть миллиарда

Часть «дачи командующего» при Украине увели из госсобственности.
19:00
18
11597