вт, 22/05/2018 - 08:32

Валерий Володин отметил 70-летие

Директор знаменитого севастопольского музея «35-я береговая батарея» Валерий Володин разменял восьмой десяток.

19 мая 70-летие встретил Валерий Володин. В последние годы его судьба неразрывно связана с музейным историко-мемориальным комплексом «35-я береговая батарея».

Там и было записано это интервью ровно три года назад, весной 2015-го. В рамках проекта телеканала НТС «Лица города» Валерий Иванович рассказал о своем жизненном пути и своих принципах – все сказанное им актуально и сегодня.

Удивительная история удивительного (интересного) человека. Его судьба, как и судьба его семьи, неразрывно связана с любимым Севастополем, городом, ставшим для Валерия Ивановича Володина путеводной звездой.

– Валерий Иванович, оглядываясь на прожитые годы, что Вы считаете самым большим достижением в своей жизни?

– Такой вопрос… Прожито очень много, и на каждом этапе жизни что-то было самое важное. В моей жизни, если по военной службе, – то, что я был привлечен в создание совершенно новых автоматизированных систем боевого управления Военно-Морского флота. Более того, был в числе первых. И на Северном флоте мы создавали первый объект. А если взять другую жизнь, то, конечно, батарея. Другого здесь нет, потому что это не просто батарея, а это еще и судьба моего отца, здесь, на этой батарее». История 35-й береговой батареи долгие десятилетия оставалась скрытой от миллионов людей. Страшные события июля 1942-го года словно пытались стереть, засыпать обломками искалеченных человеческих судеб и навсегда вычеркнуть из истории.

Читайте также: Валерий Володин о правде, лжи, тихом голосе Чалого и о том, как иногда важно вовремя поставить печать

«То, что произошло с отцом здесь в последние дни Обороны Севастополя – это было табу, это была закрытая тема для десятков тысяч, которые здесь оказались, чтобы не испортить жизнь следующему поколению. Они никогда не рассказывали, что происходило. И мы с братом узнали о том, что было с отцом, когда были офицерами. Если бы мы это узнали раньше, то нужно было заполнять анкеты, и в этой анкете указать, были ли ваши ближайшие родственники в плену или на оккупированной территории в период Великой Отечественной войны. Если да – то тогда конец любой карьере. И мы бы не поступили в военные училища, я в нашу Голландию, а брат – в училище Нахимова».

Капитан-лейтенант Володин, как и все советские военнообязанные люди, стал партийным. И его отец, Иван Петрович Володин, отнесся к этому очень ревностно. 

«Я приехал в Севастополь, он сказал: «Садись, сын, разговаривать будем!». Вот тогда я узнал, что произошло. Тогда он привез сюда на своем «Запорожце».

Тогда и состоялось первое знакомство молодого офицера с последним плацдармом Второй героической обороны Севастополя. В 2003-м году началась настоящая борьба за право сохранить поколениям память об одном из самых трагических эпизодов Великой Отечественной войны – о том, что произошло здесь, на побережье мыса Херсонес, где погибли или были пленены более 80 тысяч человек. В 2005-м году Алексей Михайлович Чалый, генеральный директор промышленной группы предприятий «Таврида Электрик» собрал в мастерской народного художника Украины Станислава Александровича Чижа инициативную группу и озвучил идею «спасения» этой территории. Он предложил создать здесь мемориал, чтобы современники могли поименно назвать тех людей, которые были забыты на протяжении 70 лет.

Смотрите также: Почти полдень: директор МИМК «35-я береговая батарея» Валерий Володин в студии ForPost

«Алексей Михайлович и Алтабаева Екатерина Борисовна, члены, учредители наблюдательного совета всего, что здесь строилось, они так, ножом к горлу: «Надо объект сдавать, надо его запускать. Ты должен бросить свою работу!». Для меня это было крайне тяжело. Все, чем я занимался профессионально последние 25 лет, нужно было бросить, идти сюда, вводить объект, делать экскурсионные маршруты, делать объект узнаваемым».

И им это удалось. В жизни Валерия Ивановича Володина 35-я батарея – не единственная победа.

«Знаковый объект. Памятник Екатерины. Он создавался членом правления Чижом, но все работы, связанные с его созданием, были возложены на Фонд Черкашина, поэтому и судили нас дважды те власти за этот памятник. Слава Богу, суд пришел к нормальному решению. Мы с Семеновой Раисой Петровной не были осуждены».

Семья Валерия Володина в Севастополе – со времён Крымской войны. Отец — участник обороны Севастополя. Деды погибли при защите города.

«Такая вот севастопольская семья наша, очень давняя. Все дружно вместе живем. И то, что происходит в городе, все сильно переживают. Особенно, весна 2014-го года. Она начиналась Алексеем Михайловичем Чалым и командой. И для нас очень интересный факт, что заявка на тот самый первый митинг 23-го февраля, она шла за подписью 35-й батареи, где ответственным за проведение митинга называл себя Володин. То, что касается работы моей здесь – ну, что можно сказать: выходных нет, отпусков нет. Что может сказать семья? Не ругают!»

Вот такой он, обычный севастополец, жизнь и судьба которого неразрывно связаны с любимым городом.

Опубликовано по заказу БФ "35-я береговая батарея"

Читайте также: