вт, 13/11/2018 - 09:01

В Севастополе разразился скандал вокруг персональных данных беженцев

О жизни своих подопечных Красный Крест действительно знает опасно много.

Персональные данные беженцев из Донецкой и Луганской областей попали в распоряжение министерства обороны Украины — эта сенсационная новость была озвучена СМИ на прошлой неделе. Особенно подробно о скандале рассказал «Политнавигатор».

Глава регионального отделения Красного Креста утверждает, что всё написанное журналистами — клевета.

Нарушение или преднамеренный слив?

Авторы материала, похоже, не сомневаются — представители Красного Креста в Севастополе действовали намеренно, прекрасно отдавая себе отчёт в возможных последствиях. А последствия очевидны каждому, кто хоть что-то знает о происходящем на Украине вообще и в зоне военного конфликта — в частности. Вот один из примеров, которые приводит «Политнавигатор»: «...Организация СРО РКК (Севастопольское региональное отделение Российского Красного Креста. — ForPost), возглавляемая Н.Ю. Стефалюком, передавала в адрес МККК (Международного Комитета Красного Креста. — ForPost) документы типа „ответ на запрос о розыске”, исполненные на типовых бланках МО Украины, с персональными данными крымчан и проживающих в Крыму граждан ЛДНР, содержащими ФИО разыскиваемых лиц, информацию об их родителях, дату и место рождения, гражданство, национальность, последний адрес проживания, особые приметы, сведения о военной службе (звания, должности, род войск, воинские части) и другие подробности вроде заполненной графы „детали события, приведшие к утрате контакта”».

«Речь <…> идёт не просто о должностном головотяпстве и халатности. Всё говорит о том, что в Севастополе, под крышей Красного Креста, окопалась организация по сбору исчерпывающих сведений о крымчанах, донецких и луганских ополченцах и беженцах, их родственниках, контактах и прочих установочных данных с целью передачи их министерству обороны Украины», — делает вывод издание.

А началось всё с проверки, которую провёл в СРО РКК Роскомнадзор — именно на её результаты ссылаются и «Политнавигатор», и «Вести. Севастополь» (телесюжет на эту тему хоть не изобилует такими подробностями, как у «Политнавигатора», но тоже достаточно красноречив), и другие СМИ. Однако на сайте самого Роскомнадзора информация по поводу проверки настолько скудна, что её можно привести почти полностью.

В пресс-релизе говорится, что плановая проверка, проведённая «в рамках государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации», выявила «нарушения порядка обработки персональных данных». Было выдано предписание об устранении нарушений, однако «внеплановая документарная проверка» показала, что предписание Роскомнадзора выполнено не в полном объёме. Сообщается также, что виновные привлекаются к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Иначе никак

Поскольку тема — серьёзнее не бывает, мы решили не торопиться с выдачей информации и получить от Роскомнадзора подробные разъяснения — что же на самом деле происходит с персональными данными беженцев. Нас попросили направить в адрес ведомства письменный запрос. Запрос мы направили, но ответа пока не получили. Глава же регионального отделения Красного Креста Николай Стефалюк согласился дать комментарий сразу и, по его словам, «с большим удовольствием». Почти всё написанное, утверждает он, не соответствует действительности. Тем более — информация о «типовых бланках министерства обороны Украины».

«Роскомнадзор провёл проверку и сделал нам три технических замечания. По обработке персональных данных замечаний нет», — заявил Стефалюк.

Однако именно о порядке обработки данных говорится и в сухом пресс-релизе ведомства. После напоминания об этом Николай Юрьевич перечислил корреспонденту ForPost три замечания, которые действительно можно признать техническими. А вот сама процедура, с которой сталкивается каждый беженец при обращении в Красный Крест, как выяснилось, выглядит крайне сомнительно. Хотя как её обезопасить, тоже не совсем понятно.

«Мы уже подали везде куда можно бланки, которые мы заполняем, показали замечания, которые сделал нам Роскомнадзор. В бланках, которые подписывают обращающиеся в СРО РКК, есть строка о том, что они дают согласие на передачу их персональных данных Международному Красному Кресту. И каждый из них расписывается за то, что он согласен. А не передавать данные МКК мы не можем — мы получили от них товар, мы должны отчитаться. Есть договорённость между РКК и МКК — мы так работаем все эти четыре года, и это очень строгая отчётность! Человек расписался за то, что получил помощь, оставил свой телефон. Они звонят, мониторят — отдало севастопольское отделение человеку положенную ему коробку или не отдало. Порой проще фуру разгрузить, чем составить какую-то бумажку!» — говорит Стефалюк.

Рассказал собеседник и о том, что находится в несколько раз упомянутых им «коробках», которые получают беженцы:

«Растительного масла две бутылки, две пачки сахара, по две пачки гречки и риса, четыре пачки макарон, по две банки тушёнки и сгущёнки, три банки рыбы, пачка муки, дрожжи к этой муке… Плюс гигиенический набор — шампунь, мыло. Всего 18 кг груза».

«Кто-то уезжает, потом возвращается…»

Ни одной жалобы на разглашение их персональных данных или на что-то ещё, по словам Стефалюка, от беженцев в Красный Крест не поступало. Поэтому сейчас СРО РКК намерено защищать своё доброе имя — по словам собеседника, сейчас юрист этим уже занимается.

«Опровержение мы уже дали, у нас на сайте это есть. Я считаю, это чистейшая заказуха. Поэтому буду обращаться и в спецслужбы, и в суд, буду настаивать, чтобы это было доведено до конца. Пусть скажут, в чём виноваты волонтёры, которые трудятся в Красном Кресте и о которых надо бы доброе слово сказать. А их взяли и <…> облили», — сетует глава регионального отделения РКК.

Сейчас, по словам Николая Стефалюка, помощь Красного Креста получает около 6 тысячи беженцев. Но это количество не постоянное, поэтому в базе данных хранятся сведения о гораздо большем числе людей. Кто-то обустраивается на новом месте и выпадает из поля зрения благотворителей, кто-то приезжает, кто-то уезжает…

«Если кто-то уехал, а потом через три месяца приехал, он называет свой номер, мы включаем компьютер, смотрим, и он получает помощь дальше», — рассказал Стефалюк.

Получается, что севастопольское представительство Красного Креста многое знает о жизни и перемещении своих подопечных. И если до сих пор эти сведения не попали к тем, кто желает беженцам зла, то это отнюдь не означает, что они не попадут туда завтра.

Ответ Роскомнадзора на наш информационный запрос мы опубликуем сразу после его получения.

Ольга Смирнова

Читайте также: