сб, 15/07/2017 - 09:30

В Севастополе начали экологическую спецоперацию по спасению фисташек

Спустя год после начала уничтожения краснокнижных деревьев фисташки туполистной в Севастополе, власти обратили внимание на проблему и ищут путь спасение деревьев вместе с общественностью.

Напомним, как уже писал ForPost, в феврале 2016 года в Севастополе подтвердили факт массового уничтожения краснокнижных деревьев фисташки туполистной, когда было установлено, что между Античным проспектом и улицей Челнокова «произведена засыпка строительным грунтом 23 деревьев фисташки. А в марте 2017 года ForPost информировал об итогах расследования: спасли два дерева, выкопав их из-под 100 кубометров строительного грунта. При этом на соседнем участке, где также есть деревья фисташки, начали строительство детского сада, возводящегося по линии ФЦП.

«Целью сегодняшней встречи является ознакомление с состоянием краснокнижной туполистной фисташки. Чтобы выработать план сохранения её в районе», – сказал член регионального ОНФ Григорий Донец.

Сделать парк

Кроме «фронтовиков» и общественников, решать судьбу фисташек на место их произрастания – в район между Античным проспектом и улицей Челнокова прибыли чиновники. Наблюдал за «сходом» и корреспондент ForPost.

По словам Юрия Дмитренко, начальника отдела проверок управления земельного контроля по Гагаринскому району, в 2016 году по обращению граждан инспектор выезжал на этот земельный участок, составляли акт обследования, обнаружили гаражи, несанкционированную парковку и заправку. Гаражи в итоге демонтировали, всё остальное осталось.

«Ничего, – говорит Григорий Донец, – так как я являюсь членом правительственной комиссии по работе с генпланом, я настоял на том, чтобы вся эта территория относилась к природоохранной зоне. На этом месте есть реальная возможность сделать парк».

Вспоминая, как фисташку засыпали грунтом, активистка Регина Матвеева указывает на большое зелёное дерево, растущее в крупной яме: « Эта фисташка, кремневая, её нельзя вырвать, только взорвать. Смотрите, она растёт в воронке, это мы спасли её от сноса. Так, ее ствол бы срубили и положили бы дорогу».

Фисташку пересадили

Переходим на место стройки детского сада. Регина Матвеева обращается к Алевтине Гайдуковой, заместителю директора ГАУ «Севастопольский лесхоз».

– Мы видели здесь деревья, где они теперь?

– Их не срубили, а пересадили на «Максимову дачу».

– А вы знали, что эти деревья пересаживать нельзя?

– Мы не нашли ни одного документа, запрещающего это делать.

– У них корни 15 на 40 метров, как вы могли их выкопать? Вы срезали только верхний ярус?

– Компания «Вавилон» получила в установленном порядке разрешающие документы на добычу краснокнижных растений туполистной фисташки. Разрешение было выдано Москвой на её пересадку и двухлетний уход. По можжевельнику – пересадка с двухкратной высадкой. У нас нет законодательного акта, запрещающего пересаживать фисташку. В указе есть условия, при которых мы должны её пересадить: летний период и прохладная погода, пересадка с комом. Мы соблюли все требования. Пересажено 23 фисташки и 46 кустов можжевельника.

Общественник Регина Матвеева и эколог Наталья Мильчакова полагают, что деревья не выживут из-за пересадки.

Фисташка погибла и никто не виноват

Едем дальше, на место строительства будущей школы.

«Строители вываливают отходы рядом с деревьями, – ругается Григорий Донец. – Как я понимаю, это грубое нарушение законодательства по сохранению природы».

Член общественной палаты указывает на недостроенное здание за рощей, предлагая снести эту конструкцию (она не консервировалась и восстановлению не подлежит) и на её месте построить школу, а фисташковую рощу не трогать. 

Представитель прокуратуры, который также принял участие в фисташковом рейде, упомянул, что протокол по поводу отвалов составлялся по КоАП статье 8.2 «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления». Кстати, дело не возбуждали, вынесено постановление об отказе, так как виновный говорит, что отсыпал грунт, но деревьев там не было, – говорит представитель прокуратуры, –доказательств никаких нет.

Песчаный мыс «помечен чёрным»

Едем на мыс Песчаный. Видим фисташковые деревья, мусор, окружающий их, а перед ногами – забетованный кусок земли, который Регина Матвеева назвала «чёрной меткой».

«Значит, люди пытаются захватить этот участок земли, – заявляет Григорий Донец. – Этот берег – до памятника Андрея Первозванного  – можно превратить в пляж и не в ущерб природе».

Ситуацию усложняет тот факт, что мыс Песчаный в данный момент не имеет статуса природоохраняемой зоны. Член общественной палаты предлагает установить на участке видеонаблюдение, за мусор брать штраф, чтобы обезопасить территорию с фисташками.

«Нужно обозначить контроль над краснокнижными деревьями, – итожит Донец. – Для этого многого не надо, я специально пригласил на наше выездное заседание представителей Гагаринского муниципалитета, они готовы поставить изгороди, таблички, готовы силами «Рубежа» и полиции организовать зональную охрану – на первом этапе этого достаточно».

Нужно ли присваивать данной территории статус природоохраняемой, Виталий Легодкин, заместитель начальника Севприроднадзора, сказать не смог, сославшись на необходимость научного и экологического обследования. Сейчас идёт утверждение документа о схеме развития особо охраняемой природной территории.

Кстати, как отмечает Лилия Бондарева, кандидат биологических наук, на этой территории есть также и другие объекты красной книги. Например, можжевельник колючий, некоторые виды ковылей и другие растения. Уникальность растений в том, что они могут сами себя восстанавливать, самостоятельно существовать, если их не трогать и не застраивать.

«Сохраняя фисташковые растения, мы поддерживаем биоразнообразие, – заключает Лилия Бондарева. − А ведь эта проблема поднята уже на мировом уровне, потому что человек наступает на природу. Также мы сохранили бы объекты культурного наследия и растительного мира». 

Александра Кузовенкова

Фото автора

Теги:
Читайте также: