Севастопольские ученые совместно с сибиряками ищут безопасный способ борьбы с обрастанием судов и гидротехнических сооружений водорослями и другими морскими организмами. Сегодня эту задачу решают добавлением в краску токсичных добавок, но это вредит экологии.
Ученые из Института физики прочности и материаловедения Сибирского отделения РАН предлагают использовать оригинальные комплексы наночастиц, которые уничтожат желающих обосноваться на корабельном днище или, к примеру, подводной части причалов, но будут безвредны для остальных морских обитателей.
В лаборатории молекулярной и клеточной биофизики СевГУ на эту тему в 2020 году уже велись пилотные исследования. Они доказали эффективность некоторых из предложенных композиций частиц. Однако более точное исследование требует дополнительных средств, и они были получены от Российского научного фонда (РНФ). Это самая престижная грантовая программа в области исследований в России, отмечает СевГУ.
«Главной задачей исследования станет доказательство низкой токсичности соединений.
Коллеги в Томске будут работать с пресноводными организмами, а мы с морскими, используя полигон Черноморского НИИ технологии судостроения в Севастопольской бухте. Там уже экспонируются образцы с экспериментальными составами, и мы контролируем процесс обрастания», — говорит ведущий научный сотрудник лаборатории Андрей Мосунов.
Задача, которую предстоит решить севастопольцам, — как соединить наночастицы и реальные краски в стойкие и активные покрытия.
«Метод, который предлагали коллеги, не удовлетворял условиям эксперимента в агрессивной морской среде. Покрытие быстро механически уничтожалось. Одновременно с этим при введении в стандартные корабельные краски возникали проблемы с растворимостью, густотой и так далее. Поэтому помимо биологических и физико-химических исследований нужно найти технологию внесения этих наночастиц в краску, чтобы с этим можно было бы уже выходить на рынок», — объяснил Андрей Мосунов.
Финансирование научных исследований – 6 млн в год в течение трех лет с возможностью продления на два года.
Обсуждение (20)
Хотел предложить для кораблей и судов регулярно проводить докование с чисткой днища пескоструем (раз там всё равно обрастание происходит, значит яды в красках не очень-то работают, и не так уж силён вред, наносимый окружающей среде), но тут увидел сумму....
Сибиряки - главные спецы по морской флоре и фауне! Ведь у них в Сибири море сплошь и рядом
Так целый институт был в районе Радиогорки.Сидели и годами следили за тем,как обрастает.И ничего не изобрели? "Сколково" из СССР.
Они заочники
to Serggio: Да, за время исследования и сумму отпущенную на него, половину того что сейчас в бухте можно отдоковать и для них проблема гарантированно (в отличии от перспектив исследования) будет решена, хотя бы на некоторый срок.
( В Севастополе ищут способ решить вечную проблему кораблей и моряков) У моряков тоже обрастает?
А моряки теперь тоже обрастают?)
Есть регламент докования судна. Чтобы его изменить, нужна ооочень серьезная комиссия и кто ее создаст?) У военных свои требования.
Суда сначала постройте, хотя бы начните. Вы что красить собрались товарищи??? Морское дно???
ДОК под Кузнецова уже достали)??
Serrgio - 100000+
to Аллегро: ну это ж эдеффективные менеджеры и оптимизаторы. Мало им дока с Адмиралом Кузнецовым - влезьть всюду норовят, без мыла..
В теплых морях обрастает быстрее.
Год после дока - и всё в ракушках... Даже забортный манифолд оброс изнутри. После кингстона. Насосы срывает в балласте... Теперь и сибиряки репу чешат.
Задача, которую предстоит решить севастопольцам, — как соединить наночастицы и реальные краски в стойкие и активные покрытия.
Я валяюсьТут пенсию в телевизоре сравнить с натуральной и соединить с ценами на ЖКХ, не хватает ума,а туту наночастицы.........Это ими скоро зарплату выдавать будут?
Сибирь по пресной воде тему отрабатывает, написано же. А вообще с таким скепсисом науку не двинешь, не практическую, ни тем более фундаментальную. "Кому она нужна нах, какая от нее польза".
to nucho: ;
Ну да У старыз моряков весь зад в ракушках
Нашли проблему) Давно уже существуют специальные краски и, согласно международным требованиям, судно докуется каждые пять лет, где производится очистка и покраска корпуса (помимо других обязательных работ) А вот что бы покрасить один раз при постройке и что бы не обрастал корпус до списания на иголки - такого еще не придумали... И вряд ли скоро придумают....
В мировой морской торговле проблема обрастания судов это миллиарды енотов убытков судовых компаний. И тратят на исследования и разную краску деньги огромные десятки лет. И толку ноль. Пусть сибиряки попробуют. Вдруг получиться.
Нам бы хоть для начала возродить на нормальном уровне ремонт судов, не говоря об их постройке. А то что то там изобретают... а на чем испытывать то будете?
to SeaCat2019: да в этих вопросах мы отстаем лет 10, кроме военных технологий. Имею ввиду промышленные масштабы себестоимости ЛКП.
Бред полный
Да, советские краски были вредными. Суть была в том, что водоросль приклеевшись к корпусу сразу от этих ядов сдыхала. Но есть и зарубежные антифоулинги. Суть работы этой необрастайки в том, что приклеевшись к краске водоросль отделяет микронной толщины чешуйку НЕ ЯДОВИТОЙ краски и вместе с ней отпадает. Они есть разной твердости на различную скорость движения. Есть даже скоростные варианты для гребных винтов. На счет докования.. В маленьком доке сутки стоят от 30 тыр. в день. Это для рейсового катера. Док побольше - астрономия. Подняться в Севастополе - трындец, как дорого. Лям за поднятие 35 метрового судна на пару недель - счастье. Это только подъем - спуск, стоянка. Стоимость импортного грунта и краски на такие размерения подводной части в районе 400 тыс. руб, если экономить. Есть еще тонкости с признаниями Регистров. Не все новые прогрессивные краски разрешено применять.
Традиционный дедовский метод борьбы с обрастанием судов вредит морю.
При том объеме всякого гавнища, которое мечет в Море наш Город, Балаклава и все прибрежные населенные пункты - вредом регистровой необрастайки можно пренебречь. А краску "импортную" разработать методом "обратного инжиниринга" (Нам не привыкать) Изобретение "велосипеда" за 6 лямов в год - воровство.
А чё красить то собрались, музейный флот на минной стенке?
На "Енисее" мидии размером с кулак. Так от них хоть польза есть - воду фильтруют в бухте.
"Енисей" - севастопольская недвижимость. Лет двадцать дока не видел?
А контролировать целевое использование средств они не пробовали?