ср, 12/09/2018 - 19:05

В Херсонесе всё спокойно: в музее-заповеднике ответили на обвинения севастопольских учёных

Руководство «Херсонеса Таврического» ответило на обвинения в разрушении музея-заповедника в угоду коммерциализации и культурно-массовой деятельности.

Как утверждает директор музея-заповедника Светлана Мельникова, никакой опасности памятнику происходящее на территории Херсонеса не представляет — и обвинения авторов письма в редакцию ForPost, о котором мы рассказали неделю назад, безосновательны.

А судьи кто

Недоумение и досаду по поводу происходящего в Херсонесе высказывают и обычные севастопольцы: почти всем не нравятся жёсткий пропускной режим, временные ограничения на вход (в прежние годы территория была более доступна), бесчисленные билборды с цитатами великих, не имеющих к Херсонесу никакого отношения, но нарушающих атмосферу места, и многое другое. Но самую серьёзную тревогу, конечно, вызывают новое строительство на территории памятника мирового значения и формирующаяся традиция устраивать здесь фестивали, сопровождающиеся размещением многотонных конструкций. Именно с ними и связаны основные претензии к руководству музея-заповедника.

Ответ директора «Херсонеса Таврического» Светланы Мельниковой начинается с сообщения, что разработка проекта «Исторический парк — Херсонес Таврический» была осуществлена по инициативе Фонда «Моя история». Между фондом и Государственным музеем-заповедником «Херсонес Таврический» по согласованию с Министерством культуры РФ заключён договор, предусматривающий «работу по благоустройству музея-заповедника, реставрации объектов культурного наследия, проведению знаковых культурно-массовых мероприятий, лекций, научных конференций и др.». Музей-заповедник, как подчёркивается в ответе, «не является распорядителем финансовых средств по проводимым работам и, в соответствии с договором, получает по итогам проведения работ их результаты и оборудование в дар».

Читать по теме: Учёные бьют тревогу из-за происходящего в Херсонесе 

Эти слова можно истолковать как признание того факта, что от музея-заповедника в данном случае зависит очень мало (если вообще что-то зависит). Однако Светлана Мельникова обращает внимание на участие, которое принимали в проекте сотрудники «Херсонеса Таврического».

«Данный проект был подготовлен при участии учёных Государственного музея-заповедника. С участием представителей музея был подготовлен информационный контент, проведено обсуждение всех аспектов данного проекта. Проект в целом был подготовлен по заказу Фонда с учётом всех особенностей территории особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации и объекта, включённого в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, в соответствии с действующим законодательством», — говорится в ответе.

Далее следует напоминание: судить о степени воздействия на памятник объектов, появление которых на территории Херсонеса так тревожит севастопольцев, могут лишь те, кто обладает «специальными знаниями» и является аттестованными экспертами «именно в данной сфере». Именно такие специалисты, подчёркивается в письме, и принимали все сомнительные, на взгляд горожан, решения:

«Работы по организации фестиваля проводились в соответствии с Актом государственной историко-культурной экспертизы (далее ГИКЭ) от 22.05.2018 на раздел проектной документации „Художественный проект благоустройства и приспособления территории.

Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» в рамках проведения временного Фестиваля «Исторический парк — Херсонес Таврический»”, обеспечивающий меры по сохранению объекта культурного наследия федерального значения „Древний город Херсонес Таврический”. Государственную историко-культурную экспертизу провели три эксперта: Беляев Леонид Андреевич, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии Российской академии наук, член-корреспондент РАН; Замжицкая Ольга Михайловна, искусствовед, руководитель сектора Научного отдела ФГУП Центральные научно-реставрационные проектные мастерские, научный сотрудник Государственного института искусствознания; Свирина Елена Викторовна, архитектор».

Читать по теме: В Херсонесе заявили об отсутствии нарушений при проведении оперного фестиваля

Кроме этого, продолжает автор письма, экспертами было сделано предложение о необходимости проведения археологических раскопок на участке в районе между воскресной школой и башней Зенона.

«Археологами музея-заповедника были проведены археологические работы (раскопки и разведки), руководитель экспедиции — кандидат исторических наук, главный научный сотрудник отдела „Городище и Некрополь” Туровский Евгений Яковлевич. Для выравнивания поверхности, где необходимо, при подсыпке использовался геотекстиль. Далее проект вместе с экспертизой прошёл согласование в Министерстве культуры РФ. Экспертами Минкультуры России с учётом мирового опыта показа памятников археологии, в целях снижения антропогенной нагрузки на памятник, упорядочивания потоков посетителей,​ повышения их безопасности во время пребывания и защиты самого памятника было рекомендовано заменить предусмотренные первоначально в редакции проекта дорожки из отсева дорожками-настилами».

Временные меры и дело вкуса

Но дорожки дорожками, а как быть с главным — строительством на территории Херсонеса новых объектов? Здесь опять следует ссылка на специалистов Минкульта: все работы, выполненные в рамках проекта, отвечают утверждённой Коллегией министерства концепции развития музея-заповедника.

«Все установленные в настоящее время конструкции (настилы, информационные киоски и т.п.) имеют статус временных конструкций, установлены на период проведения фестиваля и могут быть демонтированы в кратчайшие сроки, при этом установка проведена способом, не наносящим урона археологическому наследию. Размещённые в настоящее время дизель-генераторные станции также являются временными, т.к. токонесущие линии, которые проложены в музее-заповеднике, физически и морально устарели, не имеют достаточно мощностей для обеспечения работы современного оборудования, которое было установлено в рамках проекта. На данный момент ведутся работы по переходу на городское электроснабжение необходимой мощности для переподключения оборудования, необходимого для обеспечения работы проекта „Исторический парк — Херсонес Таврический”, после чего генераторы будут демонтированы».

Отдельно упомянута «бронзовая группа у башни Зенона», которая кажется неприемлемой учёным, шокированным происходящим в Херсонесе:

«Так называемая „бронзовая группа у башни Зенона” является обычным для многих музеев мира элементом навигации, т.к. представляет собой объёмный макет Херсонесского городища с показом существующих памятников и иных объектов, а также древних памятников, научные реконструкции которых нам известны. Данный макет создавался при участии учёных музея-заповедника и дорабатывался с учётом их замечаний. Нагрузка от веса макета распределена по площади её установки таким образом, что на поверхность оказывается минимальная нагрузка. Согласованным проектом… учтены все размещённые в рамках него объекты, конструкции, аппаратура и т.д. Установленные в рамках проекта элементы не оказывают непосредственного воздействия на памятники археологии, установлены без внедрения в культурный слой. Точки соприкосновения установленных конструкций, настилов и т.п. с поверхностью земли отделены слоем геотекстиля».

Тут хочется спросить: и что, обычный для многих музеев мира элемент навигации необходимо было поставить именно в этом месте и именно таким образом? Что касается баннеров с цитатами, то «приведённые их характеристики», как подчёркивается в письме, носят оценочный характер. И если кому-то они не нравятся, то другие, напротив, очень довольны.

«…В социальных сетях достаточно много положительных откликов о проводимых реновациях, в музей поступали трогательные сообщения, что прогулка по аллее музея с цитатами мудрейших людей прошлого и современности помогла преодолеть человеку депрессию и по-другому взглянуть на жизнь. Что касается количества и компоновки штандартов с цитатами, то это не окончательный вариант размещения данных конструкций, а предложенное Фондом „Моя история” видение. У музея есть свои предложения по их систематизации в будущем, при этом мы обязательно учтём высказанные в различных источниках замечания на этот счёт», — обещают авторы.

Тут у корреспондента ForPost появилось непреодолимое желание попытаться предотвратить губительные намерения руководства музея систематизировать конструкции. Вдруг меньшего числа штандартов не хватит, чтобы вылечить чью-то депрессию?? Однако мне повезло меньше — ни одного радостного отклика на рощу из штандартов я не встретила. Впечатление такое, что на каждого излеченного (верю, что они всё-таки есть) приходится десяток тех, кого прогулка по Херсонесу, напротив, в депрессию вогнала. Однако читаем дальше.

«Важно отметить, что рамках данного проекта решаются многие стоящие перед музеем десятилетиями задачи — реставрация объекта культурного наследия, уникального памятника античной и средневековой фортификации „Куртина 19, Башня 16”, вывоз многотонных археологических отвалов, что предписано положением о проведении раскопок, реконструкция входной группы, расчистка территории цитадели от мусора и сорных насаждений, установка новой навигации на территории музея, установлены современные элементы навигации — электронные информационные киоски».

Спору нет, долгожданная реставрация и расчистка от мусора — это здорово. Но не покидает ощущение, что в нагрузку к этим благам идёт то, что благом для Херсонеса отнюдь не является. Словно внуки ремонтируют бабушке квартиру с условием, что будут раз в неделю устраивать там рок-вечеринки. Однако право второй стороны, то есть руководства музея-заповедника, высказать свою точку зрения, священно, и не будем на него посягать.

Кадровый вопрос

Заключительная часть ответа посвящена кадровым вопросам: как подчёркнуто в письме учёных, люди, отдавшие Херсонесу не один год своей жизни, из-за несогласия с позицией руководства уходят из музея-заповедника один за другим. Среди них есть как уволенные, так и ушедшие по собственному желанию. И этот пункт оказался единственным, который в ответе не оспаривается:

«По инициативе работодателя с июня 2016 года по настоящее время из числа уволенных сотрудников только с 3% был расторгнут трудовой договор по инициативе работодателя (2 человека уволено по сокращению штатов, 1 человек — за прогул). Все уволенные лица из числа научных сотрудников расторгали трудовой договор по собственному желанию либо по согласованию сторон, один научный сотрудник был уволен в связи с признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности (п.5 части 1 ст.83 ТК РФ). Отметим, в штат музея-заповедника с 2016 года было принято несколько научных сотрудников, в том числе имеющих степень кандидата исторических наук».

Далее следует информация о создании в музее новых научных подразделений (отдел «Хора Херсонеса» и отдел междисциплинарных исследований), возрождении Херсонесского сборника, о запланированной публикации не менее 2 монографий научных сотрудников и о том, что число проведённых музеем в последние годы научных мероприятий, в том числе международных, растет.

«За 2016-2017 гг. сотрудниками музея было опубликовано 177 статей, тезисов и докладов. Музеем-заповедником активно ведутся археологические исследования. Раскопки на участках музея осуществляются как под руководством сотрудников музея, так и в рамках совместных экспедиций и экспедиций ведущих научных учреждений страны, к примеру, Государственного Эрмитажа».

Заключительная фраза ответа сообщает нам, что «в связи с обращениями граждан Министерством культуры Российской Федерации были проведены проверки соблюдения законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия и в рамках государственного надзора за объектами культурного наследия, нарушений не выявлено».

Возможно, это кого-то успокоит.

Ольга Смирнова

Фото: Светлана Косинова, Татьяна Руснак, 

 

Читайте также: