Несмотря на царящую жару, жильцы так называемого дома-призрака почти в центре Симферополя начали готовиться к зиме. Власти Крыма бездействуют.
ForPost неоднократно освещал судьбу дома №1 в Железнодорожном тупике. Невероятно, но факт: с 2011 года шесть семей, около 14 человек, живут без коммуникаций. В жилом здании отключено электричество, вода, канализация и центральное отопление.
Побывавший у них в гостях глава Крыма Сергей Аксёнов назвал придурками тех, кто допустил такую ситуацию. ForPost проверил, что изменилось после визита руководителя республики.
Славное прошлое
Оживлённая улица Гагарина остаётся позади, и мой проводник — управдом близлежащих пятиэтажек Дмитрий Финашкин — уводит вглубь лабиринтов спального района между Московским кольцом и железной дорогой.
«В советские годы здесь построили передовую птицефабрику. Вонь от битой птицы окутывала всю округу», — вспоминает собеседник ForPost.
В 90-е предприятие развалилось, а годы спустя на месте производственных цехов возвели бело-жёлтые свечки новенького ЖК. Теперь о бывшей фабрике ничего не напоминает, кроме двухэтажного общежития на десяток комнат — здесь давали жильё передовым работникам.
Ужасное настоящее
Первое впечатление, которое производит дом №1 в Железнодорожном тупике, — здание нежилое: решётки проржавели, окна заколочены досками, штукатурка на фасаде отвалилась, а на воротах написано слово из трёх букв.
Палисадник завален спиленными ветками абрикоса, обрезками деревяшек, огрызками дверей и рам. По словам Дмитрия, эта бесформенная груда — и есть заготовка топлива на зиму. Рядом видно костровище между двух кирпичей. Так, на открытом огне жильцы порой готовят себе пищу.
Бегущие по небу грозовые облака лишь довершают картину, и ощущение того, что передо мной настоящий дом-призрак, становится полным.
Заходим во двор. Прямо напротив входа в подъезд красуется общественная уборная под раскидистой грушей. Со слов Дмитрия, выгребная яма переполнена, ассенизатора на откачку вызывать никто не спешит, а поскольку канализации в доме нет, то все нечистоты жильцы сливают куда придётся.
На фоне общей разрухи и запустения новенькая урна, скамейка и камера видеонаблюдения, установленные перед подъездом администрацией Симферополя по программе «Комфортная городская среда», выглядят как насмешка.
«До какой степени цинизм! Люди сидят в своём доме в темноте, а у них на улице работает фонарь и работает камера», — считает Дмитрий.
«Призраки» дома
Пока осматриваем дом, к нам подходит одна из жительниц Людмила Марченко, проработавшая 20 лет на птицефабрике.
«Помогите нам, пожалуйста!» — обращается женщина с отчаянием в голосе.
Проходим внутрь. Людмила показывает сложенную из кирпичей небольшую печку прямо внутри полутёмной большой комнаты. Рядом на табуретке стоит кастрюлька. Женщина признаётся, что после того, как ей сложили очаг, «стало более-менее».
Коридор первого этажа заставлен вещами — в темноте сложно разглядеть, что именно там находится. На лестничном пролёте сохранились чугунные батареи центрального отопления, а также видны два электрощитка. Как поясняет другая жительница Татьяна Сидельникова, один из щитков ведёт к видеонаблюдению во дворе, а второй — установил интернет-провайдер «на будущее».
Весь коридор второго этажа заставлен пятилитровыми баклажками с водой. Это запасы жильцов. По словам Татьяны, набирают живительную влагу на источнике в селе Родниковом Симферопольского района. Её пенсии не хватает покупать бутилированную воду в магазине.
Женщина показывает свою «кухню»: металлическую печку-буржуйку и холодильник, который она использует как шкаф.
«Больше, чем на один раз, нет смысла готовить — всё пропадает на жаре», — рассказывает собеседница.
Спрашиваю, что делают по вечерам, в темноте. Татьяна не унывает — смотрит фильмы и новости с помощью мобильного интернета на смартфоне, которые заряжает пауэрбанком и у сестры на работе.
Чувствуется, что женщина устала показывать своё жилище и неохотно рассказывает о своей ситуации.
«Когда к нам приехал Аксёнов, у меня появилась надежда, что хоть что-то сдвинется. Министр ЖКХ тоже приезжал, заверял, что за неделю свет дадут. А электрикам погода помешала, так мы их больше и не видели», — рассказывает бывшая работница птицефабрики.
Татьяна стоит в очереди на социальное жильё. Говорит, недавно проверяла свой номер — 3677-я по счёту, а её взрослые дочери — семитысячные.
Как рассказал ForPost источник в администрации Симферополя, не у всех жильцов есть документы на это жильё. Соответственно, те, у кого нет договора соцнайма, не могут ни на что претендовать. Если дом признают подлежащим сносу, то у них нет правовых оснований получить жильё. По этой же причине дом нельзя подключить к коммуникациям — не с кем заключать договора на получение услуг.
Читайте по теме: Крымские Мальдивы планируют благоустроить
Пелагея Попова
Фото автора
Обсуждение (3)
В такое жилье переселять отвественных чиновников, и вопросы людей будут решаться с удивительной скоростью.
разрешить надо собирать валежник в долинах рек наводнения нанесли много деревьев. и разрешить добывать гальку в долинах рек заодно и углубят
"Люди сидят в своём доме в темноте, а у них на улице работает фонарь и работает камера».....Это говорит не только,о том,что есть,но и том,что будет.Светлое будущее ожидает тех кто впишется в "скотный двор" дедушки Оруэлла.