Белгородская область, граничащая с территорией проведения Россией специальной военной операции, подверглась атакам украинских военных более сорока раз. Большинство ударов пришлись по столице региона Белгороду и по населённым пунктам Белгородского, Грайворонского, Шебекинского и Валуйского районов. Погибли и были ранены местные жители, разрушены и повреждены дома и машины, объекты инфраструктуры, предприятий и различных служб. О них регулярно сообщает глава региона Вячеслав Гладков.
«К сожалению, ситуация крайне сложная, и некоторые моменты, которые мы сейчас с вами проживаем, они ни в каких инструкциях не прописаны, — констатировал Гладков. — Практически ежедневно обстрелы».
Самые трагические случаи произошли 3 июля и 15 октября. В первом — при обстреле Белгорода со стороны Украины — погибли пять человек и были ранены четыре человека, а также были повреждены 81 частный дом и 33 многоквартирных дома, как сообщали СМИ. Во втором — при совершении теракта на полигоне — погибли 11 и были ранены 15 человек, готовившиеся к участию в специальной военной операции.
Регион оплачивает
Каждый прилёт снарядов со стороны Украины и другие происшествия, связанные с СВО, наносят прямой и косвенные ущербы Белгородской области. Региональные власти взяли на себя ремонт повреждённого и предоставление нового жилья белгородцам, а также выплаты компенсаций за разбитые автомобили, временное отселение людей из опасных для жизни сёл и сопутствующие расходы.
Размеры этих расходов исчисляются суммами со множеством нулей.
О них можно судить, например, по тому, на какую сумму, начиная с марта, Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Белгорода оплатило проживание, питание, санитарно-гигиенические средства для временно переселённых жителей приграничной зоны Белгородской области, подвергшейся украинским атакам. Это более 139 миллионов рублей. Десятки миллионов рублей за это же ещё предстоит заплатить.
Также можно посмотреть на траты Управления делами губернатора Белгородской области на обеспечение безопасности чиновников (их имена не были раскрыты). Покупка 10 защитных шлемов ЗШ-1, 10 бронежилетов «Фагор-4», 37 арочных металлодетекторов «Блокпост», 13 комплектов камуфлированной одежды, нового бронированного автомобиля BURAN на десять человек обошлась в 23,03 миллиона рублей. Таковы данные Единой информационной системы в сфере закупок на 15 октября 2022 года.
Читайте также: На что чиновники тратят деньги, которыми можно было помочь мобилизованным
В ответ — тишина
Точные данные об ущербе Белгородской области и об источниках его возмещения региональные власти публично не озвучивали.
Замгубернатора области Владимир Базаров, курирующий восстановление повреждённых объектов, сказал ForPost, что размер ущерба подсчитан. Но говорить о нём отказался, попросив направить информационный запрос в правительство региона. Так же поступил его коллега — вице-губернатор Дмитрий Гладский, отвечающий за экономику региона.
Аналогичную позицию заняли депутаты Белгородской облдумы, к которым за информацией обратился ForPost: член комитета по законодательству, местному самоуправлению и безопасности Эдуард Журналёв и зампред комитета по взаимодействию с гражданским обществом, СМИ, информационной политике и связи Владимир Абельмазов. Глава комитета по бюджету, финансам и земельным отношениям Михаил Савченко не откликнулся на нашу просьбу о комментарии.
Читайте по теме: Депутат Госдумы предложил «расстрелять» виновных в гибели мобилизованных на фронте
Объяснение этому нашла политолог Наталья Елисеева. По её словам, даже если подсчёт ущерба произведён, представители региональной власти «ждут позиции губернатора».
«Вице-губернатор не может озвучивать данные раньше губернатора, [иначе] это будет несколько некорректно, — сказала Елисеева. — Как только губернатор сочтёт нужным в публичном поле это озвучить — всё, что там было, нанесённый ущерб, какая сумма, — тогда да [это будет сделано]. Потому что основной спикер по данной теме — это, безусловно, губернатор. Губернатор сообщает об обстрелах, губернатор сообщает о пострадавших, губернатор сообщает о тех районах, куда «прилетело», губернатор сообщает о той инфраструктуре, которая была задета».
Бюджетная проблема региона
Согласно последним данным регионального минфина, в 2022 году ожидается уменьшение поступления доходов в бюджет региона на более чем 12 миллиардов рублей. Причина — некие ограничения, суть которых ведомство не пояснило.
Это серьёзная проблема, учитывая, что бюджет области на 2022 год изначально принимался в мирных условиях и вряд ли предусматривал ущерб из-за атак со стороны Украины. Он содержал прогноз на получение доходов в сумме 142,57 миллиарда рублей при расходах в размере 174,75 миллиарда и, соответственно, дефиците бюджета — более 32 миллиардов. При этом регион зависит от денег из федерального центра, который, как планировали областные власти, должен направить в бюджет Белгородчины 45,98 миллиарда рублей в 2022 году.
Однако у Москвы в течение этого года возникли как минимум вопросы о СВО и новых субъектах — ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях, также требующих определённых денежных решений. И не исключено их принятие при отказе или сокращении финансирования других задач.
Пётр Фальков