вс, 25/03/2018 - 10:30

Улица Адмирала Макарова в Севастополе – бомба замедленного действия

Бездействие властей и чрезвычайных ведомств Севастополя может привести к экологической катастрофе.

На улице Адмирала Макарова в Севастополе выявлены оползни и провальные воронки. Жилые дома в трещинах, а железная дорога «ползёт».

Дом №11 на улице Адмирала Макарова расположен вдоль склона на обрывистом берегу Севастопольской бухты. В 50-х годах знали, что этот участок оползнеопасный, в связи с чем жилые многоквартирные дома возводили на максимально безопасном расстоянии от кромки обрыва, а застройку на улице сделали односторонней.

Для укрепления склона – от многоквартирных домов до железной дороги, которая проходит вдоль берега моря, высадили влаголюбивые кустарники и деревья с мощной корневой системой, а под землёй проложили трубы, обеспечивающие водоотведение из-под жилых домов. Со временем территорию включили в перечень исторических поселений федерального значения и обязали охранять.

Но несмотря на запрет строительства, на оползнеопасном участке, как грибы стали появляться огороды и дачные домики, а в 2008 году там образовалось жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Зелёный гай».

Через год Севастопольский горсовет под председательством Валерия Саратова, по одной из версий, прикрываясь «дачной амнистией» на Украине, отдал на откуп «Зелёному гаю» земельный участок, площадью в 0,6 гектара «для строительства и обслуживания жилых домов и хозяйственных построек». Таким образом на оползнеопасном склоне появилось 14 приусадебных участков в границы которых вошла санитарно-защитная зона железной дороги.

Дальше предприимчивые «дачники» вопреки «красной линии», где запрещено строительство, возвели металлический забор, захватили около 4 метров спуска к Угольному причалу – стоянке кораблей Черноморского флота, частично выкорчевали деревья, укрепляющие оползнеопасный склон и уничтожили каптажный дренаж под землёй, который отводил грунтовые воды. Таким образом в Ушаковой балке исчезли ручьи и родники, а подземные воды направились к железнодорожному полотну. 

По этой системе до прихода застройщиков стекали ручьи

Просите – и вам не дадут, ищите – и не найдёте

С момента появления «Зелёного гая» жители дома №11 на улице Адмирала Макарова стали трубить во всевозможные инстанции: придите с проверкой, спасите от произвола, защитите землю и людей!

Пока чиновники разных рангов находили всё новые слова для отписок, по домам №7, 11, 15 и по зданию Нахимовского районного суда пошли трещины; в проезде между домами №11 и №7 на 1 метра просел грунт, в полуподвальных помещениях отсырели стены, на склоне в 30-и метрах севернее от дома №11 частично разрушилась подпорная стена, а на старой железной дороге в местах стыковки на 3-7 сантиметров сместилось рельсовое полотно (данные зафиксированы в акте обследования земельного участка фирмой «Новосибирская геолого-поисковая экспедиция» в ноябре 2016 года).

Дыра в подпорной стене на оползнеопасном склоне

В 2012 году в торце дома №11 повторно провалился асфальт, так как под ним образовалась карстовая полость глубиной до 3 метров. Тогда чиновники распорядились засыпать воронку (потребовалось два КАМАЗа щебня) и после оперативного «лечения» снова взялись за своё – отписки.

Начальники, директоры, руководители разных ведомств и инстанций сообщали, что «факты самовольного строительства подтвердились, но установить лиц, осуществлявших строительство, не предоставляется возможным», что они «не уполномочены заниматься вопросами, касающихся самовольного занятия земельных участков», но если заявители всё же считают, что члены «Зелёного гая» переступили закон, то они могут обратиться в суд за защитой своих интересов.

По вопросу уничтожения дренажной системы на оползнеопасном склоне чиновники перенаправили заявителей в «Водоканал», а о разрушении полотна железной дороги порекомендовали сообщить руководству ГУП «Крымская железная дорога».

Стучите – и вам не откроют

К 2015 году владельцы некоторых земельных участков на оползнеопасном склоне подвели к своим строениям газ, что окончательно возмутило людей: «Мы требуем немедленно запретить подачу газа «Зелёному гаю», не подвергать нашу жизнь смертельной опасности», - негодовали жители соседних многоквартирных домов.

В феврале 2016 года жильцов успокоили: в департаменте архитектуры и градостроительства никаких документов на газификацию проблемных объектов не выдавали. Но спустя два месяца из «Севастопольгаза» пришла обратная весточка: газификация законна и все разрешительные документы есть. На счёт безопасности там отметили, что «Севастопольгаз» - не единственное предприятие в городе, которое следит за состоянием системы газоснабжения круглые сутки.

Экспертиза – дело тонкое

К переписке с чиновниками подключились депутаты. В ноябре 2016 года в ответе на запрос спикера заксобрания Екатерины Алтабаевой начальник «Севприроднадзора» Сергей Самойлов (копия есть у ForPost) сообщил, что его ведомство для принятия «комплекса мер с целью предупреждения отрицательного воздействия опасных экзогенных геологических процессов» разработало техническое задание, по которому будет вестись мониторинг оползней.

Он отметил, что на обследование территорий Севастополя на предмет опасных геологических процессов из резервного фонда региона было выделено 900 тысяч рублей (постановление севастопольского правительства №795 от 18.08.2016, - прим.). Кроме того, в 2017 году там также планировали мониторить ситуацию за счёт субвенций в размере 700 тысяч рублей.

Отметим, что мониторинг за состоянием дома всё же вёлся. По обе стороны выдающейся трещины канцелярскими кнопками прикрепили кусочек лески. Этот маркер работает так: если трещина увеличится, то части расползающегося дома порвут леску – это и будет сигналом SOS.

Леска пока цела, но трещины на фасаде не исчезли и, чтобы определить очаг их появления, настойчивый народ обратился в управление ЖКХ и топливно-энергетического комплекса. В декабре 2016 года начальник управления Евгений Бортников ответил, что изношенность дома (1956 года постройки) составляет 33,7%, а для того, чтобы выяснить причину возникновения трещин на фасаде здания нужно заключение проектно-изыскательской организации, услуги которой должны быть оплачены за счёт самих собственников (копия ответа есть у ForPost).

Участок - оползнеопасный

Спустя 10 лет переписки, люди выстрадали первую победу - в 2016 году ГУП «Крымгеология» выдала инженерно-геологическое заключение о развитии оползневых и других процессов на придомовой территории по улице Адмирала Макарова. Вывод: участок оползнеопасный!

В документе сообщается (копия есть у ForPost), что в 1982 и 1988 годах оползни на этом участке деформировали полотно железной дороги. Один оползень находится по правому борту Ушаковой балки на расстоянии 180-200 метрах от участка, сейчас пребывает в стабильном состоянии и развития не имеет. Второй – находится в 50-80 метрах от участка и периодически активен. Также в пределах района зафиксированы до 10 случаев формирования провальных воронок, диаметром от 3 до 5 метров, главным образом за счёт техногенных факторов (одна из таких воронок повторно вскрылась в 2012 году).

Геологи резюмировали, что для предотвращения карстовых появлений нужно: контролировать появление деформаций на поверхности воронок и всей территории, отслеживать состояние фундаментов жилых домов; провести ревизию водонесущих коммуникаций; ограничить расходы воды на полив. Влага категорически не должна превышать установленную норму, чтобы не активизировать оползень.

Отметим, что заключение экспертов перекликается с выводом Ялтинской инженерно-геологической и гидрогеологической партией КП «Южэкогеоцентр», которая ещё в 1997 году, а затем и в 2001 году признали улицу Адмирала Макарова оползнеопасной (копия есть у ForPost).

После получения инженерно-геологического заключения начальник управления обеспечений мероприятий гражданской защиты Игорь Васильев заверил, что «вопрос об организации инженерной защиты оползнеопасного участка, а также вопрос укрепления склона между улицей Адмирала Макарова и полотном железной дороги будет рассмотрен на заседании специальной комиссии. Была ли она – достоверно не известно.

Кто ответит за содеянное?

История десятилетней давности привлекла внимание сенатора от Севастополя Ольги Тимофевой. По её инициативе в марте этого года к дому №11 на улице Адмирала Макарова прибыли представители правительства, чрезвычайных ведомств, законодательного собрания и общественники.

«Мы утверждаем, что с молчаливого согласия правительства произошли все злодеяния, совершённые «Зелёным гаем». Нанесён невосполнимый урон нашим домам, всему городу! Одно уничтожение каптажного дренажа чего стоит? О судьбе железной дороги кто-нибудь задумывается или она полностью отдана на откуп застройщикам? Кто будет отвечать за содеянное? Кто на кого должен подавать в суд?», - негодовали люди.

Представитель главного управления МЧС России по Севастополю отметил, что в ведомстве знают о проблеме и что для предотвращения опасной ситуации поставлены маячки на здании и карстовый провал засыпан щебнем. Однако в последнее время «видно, что дорога начинает съезжать и дальше ведутся строительные работы».

Тем временем член общественной палаты Севастополя Григорий Донец рассказал, что члены ЖСТИЗ «Зелёный гай» обращались в правительственную комиссию по доработке генерального плана, чтобы там оползнеопасный склон, где расположены их участки, перевели в зону под ИЖС.

«Решением комиссии это предложение было отвергнуто. Здесь осталась природоохранная зона, ботанический памятник и объекты культурного наследия», - отметил Григорий Донец. 

Жители домов провели экскурсию для высоких гостей. Они показали металлическое ограждение, строения на склоне, состояние фасада дома, следы от карстового провала, а также море, на которое теперь можно смотреть только через сетку.

Люди: «Мы не хотим стать жертвами обвалов»

«Появились рисковые люди, которые были готовы строить. Сейчас у нас трещины в доме, шатается пол, идём к разрушению. Мы не хотим стать жертвами обвалов, хочется жить! В документах абсолютные несостыковки. Это была подделка чистой воды», - говорили жильцы домов.

Председатель постоянной комиссии по градостроительству законодательного собрания Вячеслав Горелов сказал, что последствия для жильцов домов и для железной дороги, действительно могут быть катастрофическими.

«Возможно, земельные участки выделялись под огородничество, а потом их передали ЖСТИЗ – с этим надо подробно разбираться. Не исключаю, что на этапе перехода земель произошло фундаментальное нарушение. <…> Я абсолютно уверен, что департамент по имущественным и земельным отношениям должен приступить к судебным процессам по изъятию этих земельных участков», - считает Вячеслав Горелов.

Сенатор Ольга Тимофеева выслушала все мнения сторон и пришла к выводу, что в Севастополе в обязательном порядке нужно создать межведомственную спецкомиссию, которая будет заниматься решением проблемы, чтобы она не привела к экологической и техногенной катастрофе.

«Мы обозначили проблему на уровне взаимодействия ведомств, определили последующие шаги и будем перед правительством ставить вопрос о реализации планов и задач по сохранению исторического наследия. Если эти вопросы вступают в противодействие с частной собственностью, то эти вопросы нужно решать. Пускать на самотёк нельзя. Люди, которые хищнически и варварски осваивают территорию, не смотрят в будущее. Если участки не застраивались, то это связано с особенностью геологии. Нужно смотреть, что будет дальше, иначе можно наказать самих себя», - сказала Ольга Тимофеева.

Снимок сделан в 50-х годах, когда склон был свободен

В ближайшее время сенатор от Севастополя будет ходатайствовать о создании специальной комиссии, куда войдут представители обоих ветвей власти и общественность. Также она обратила внимание, что прокуратура города также должна быть заинтересована в разрешении проблемы.

«У нас есть законодательство, которое определяет режим хозяйствования на тех или иных территориях и если этот режим нарушается, интересы частной собственности и общественной вступают в противоречие, то прокуратура города, как орган надзора, должен активизироваться в первую очередь», - сказала Ольга Тимофеева.

Перейдут ли от слов к делу - покажет время. Жильцы надеются, что обещанного не придётся ждать три года. 

Елена Журавлёва

Фото автора и из архива жильцов

Читайте также: