Новороссия

Украина в очередной раз заявила о начале строительства космодрома

Космическое поле чудес.

Украина в очередной раз заявила о начале строительства космодрома

Украина не оставляет попыток превратиться в великую космическую державу. Большие надежды в этом плане в Киеве возлагают на Канаду. В Незалежной уверены, что в самом ближайшем будущем с канадского космодрома вознесутся ввысь украинские ракеты.

«Широкие возможности»

Вице-премьер-министр — министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины Олег Уруский на своей странице в соцсети сообщил, что строительство стартового комплекса для запусков космических аппаратов на украинской ракете-носителе «Циклон 4М» в канадской провинции Новая Шотландия начнется в конце 2021 года.

Уруский сообщил, что обсудил детали реализации проекта с президентом и главным исполнительным директором канадской компании Maritime Launch Services LTD Стивом Матье: «Подчеркнул, что Минстратегпром в пределах своих полномочий готов оказывать содействие предприятиям космической отрасли Украины во время реализации данного проекта, ведь он является взаимовыгодным и открывает широкие возможности для обоих государств. Со своей стороны Стив Матье сообщил, что уже существуют предварительные договоренности с компаниями из США по запуску их спутников украинской ракетой-носителем „Циклон-4М“. Первый запуск планируется ориентировочно на конец 2023 года».

Ряд украинских СМИ сообщили о том, что Украина и Канада приступают к совместному строительству космодрома, и реализация проекта — дело решенное.

План мистера Изелли

На деле все, однако, обстоит не так радужно. Компания Maritime Launch Services LTD, которая является партнером украинской стороны, была создана в 2016 году. Исполнительным директором компании стал Джон Изелли, имеющий большой опыт инженера и бизнесмена в космической отрасли. В свое время Изелли работал и жил на Украине, имея связи с руководителями украинского КБ «Южное». У него появилась идея воспользоваться советскими наработками и инженерным опытом «Южного» для создания относительно дешевого космического носителя для коммерческих запусков.

MLS планирует предоставлять услуги по доставке полезных грузов весом до 5 000 кг на низкую околоземную орбиту на высоту 600 км. Ориентировочная стоимость одного запуска оценивалась на стадии разработки проекта в 45 млн долларов. Правда, позднее Изелли озвучил совсем другую цену — 110 млн долларов.

Представители MLS брали на себя поиск места под стартовую площадку (полноценным космодромом вроде мыса Канаверал или Байконура это назвать нельзя), а украинцы должны создать новую ракету для запусков.

Предполагалось, что ракета-носитель «Циклон — 4М» будет представлять из себя некую коллаборацию «Циклона-4» (разгонный блок и главный обтекатель), а также ракеты «Зенит» (первая ступень).

«Мы планируем осуществить первый пуск летом 2020 года»

В январе 2018 года глава MLS Стив Матье заявлял, что строительные работы на стартовой площадке в Новой Шотландии планируется начать в мае 2018 года.

«Сейчас мы планируем осуществить первый пуск летом 2020 года, — заявлял Матье в 2018 году в интервью подкасту SpaceQ. — Очевидно, что это потребует крайне усердной работы — мы отвели себе 18 месяцев на строительство и ещё 6 на испытания и ввод в эксплуатацию. Именно поэтому мы отталкиваемся от мая 2018 года, чтобы успеть к июлю 2020».

Признав, что ракеты Украина в настоящее время не производит, Матье с оптимизмом смотрел в будущее: «Всё зависит от „Южного“. У них есть определённый график, согласно которому они смогут поставлять нам новые ракеты приблизительное каждые 29 дней. Так что мы могли бы осуществлять 11 или 12 пусков в год».

Матье при этом рассказал, что Изелли вышел из руководства MLS: «На самом деле Джон связан контрактом с „Южным“, что могло бы вызвать вопросы с юридической точки зрения, вроде конфликта интересов. Кроме того, существует специальный режим взаимоотношений, связанный с Международным договором о торговле оружием и тому подобными вещами. Из-за этого всего ему бы, возможно, пришлось жить в Украине, сотрудничать с Госдепартаментом США и Министерством внешних дел Канады».

Разрешение на строительство продлили. Оно не начинается вот уже несколько лет

Местом строительства стартовой площадки была выбрана территория на северо-восточной оконечности материковой части Новой Шотландии недалеко от города Кансо. Условное экологическое одобрение проекта было получено в июне 2019 года. Тем не менее работы так и не начались.

Весной 2021 года стало известно, что Департамент окружающей среды провинции Новая Шотландия продлил на 18 месяцев разрешение на начало строительства. Изначально крайний срок начала стройки был обозначен июнем 2021 года. Согласно новым документам, разрешение продлено до декабря 2022 года.

Матье объяснил задержку пандемией, сложностями с поиском финансирования, а также выразил надежду, что работы на площадке начнутся до истечения новых сроков.

Строители космодрома, в принципе, могут не спешить, ибо запускать пока решительно нечего.

Дело в том, что ракеты-носителя «Циклон-4М» в природе не существует.

Как Украина бразильцев за нос водила

В 2003 году Украина подписала соглашение с Бразилией о совместном проекте, в рамках которого с бразильского космодрома Алкантара планировалось запускать новейшую украинскую ракету «Циклон-4».

По этому договору первый пуск должен был состояться не позднее 30 ноября 2006 года. Построить ракету хотели за счет глубокой модификации советского «Циклона-3», летавшего еще с 1970-х годов.

Вот только «Циклон-4» не стартовал ни в 2009-м, ни в 2010-м, ни даже в 2014-м году. В 2010 году КБ «Южное» отчиталось о проведении предварительных испытаний двигателя для третьей ступени «Циклона-4» под названием РД-861К. Но дальше дело не пошло. В 2011 году готовность полномасштабного макета носителя для отработки операций на стартовой площадке составляла не более 25 процентов, а готовность первого летного образца — не более 8 процентов.

В апреле 2015 года Бразилия заявила о прекращении своего участия в проекте в связи с сочетанием причин, связанных с вопросами финансирования, технологическими аспектами, отношениями между Бразилией и Украиной, а также неопределённостью в экспортных перспективах проекта. Заместитель директора Бразильского космического агентства Норонья де Соуза констатировал, что бизнес-план, базировавшийся на получении прибыли исключительно из коммерческих запусков космических аппаратов, был иллюзорным.

Канада в этом не участвует

Дальше начинается история, вполне достойная Остапа Бендера. Представители КБ «Южное» в 2017 году презентовали в США «новейшую разработку» под названием «Циклон-4М». Фактически речь шла все о том же «мертворожденном» «Циклоне-4», и в НАСА, разумеется, на призывы к сотрудничеству даже не откликнулись.

Тогда и появилась компания Maritime Launch Services, созданная тремя американскими фирмами, существовавшими только на бумаге. Новоявленные космические бизнесмены перенесли свою деятельность на территорию Канады, обозначив в качестве источника средств на реализацию проекта «коммерческие источники».

Подчеркнем, Канада как государство ко всей этой истории отношения не имеет, речь идет о частном проекте.

Сами канадцы единственную свою космическую площадку закрыли в 1990-х, и для реализации космической программы используют услуги других стран. К примеру, три канадских покорителя космоса — Роберт Тирск, Крис Хэдфилд и Давид Сен-Жак летали на МКС на российских «Союзах». Для запуска автоматических космических аппаратов Канадское космическое агентство использует услуги США, России, Индии и других стран.

Я его лепила из того, что было...

Так что же известно о работах по «Циклону-4М»? Кроме заявлений о создании эскизов и проектной документации, сообщалось о проведении в августе 2019 года «стендовых огневых испытаний третьей ступени в составе: двигатель РД861К, топливный отсек, автоматика запуска двигателя, система управления вектором тяги, жидкостная реактивная система, система телеизмерений». При этом эксперты утверждают, что украинцы прогоняют на стенде все тот же двигатель, который в свое время презентовали бразильцам, доказывая, что работы ведутся.

Если же говорить простым языком, то ничего нового в «Южном» не разрабатывают, а пытаются сложить что-то удобоваримое из блоков и двигателей, оставшихся еще с советской эпохи.

Пытаться что-то строить на базе ракеты, которая так и не была построена, — занятие, мягко говоря, авантюрное. Если «Циклон-4» был сомнительной затеей, то «Циклон-4М» сейчас и вовсе выглядит как «МММ» от космонавтики. Правда, в отличие от случая с бразильцами, партнерами Украины в настоящее время являются такие же ловкачи, умеющие ловить рыбку в мутной воде.

В общем, ни «Циклона», ни космодрома нет, зато есть громкие реляции о большой украинской «перемоге». Все как всегда.

676
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (7)

Profile picture for user Куликовский босяк
1271

Вот на угле и будут летать в космос. и сало в брикетах там есть

Украина... Космодром... Занавес!

 

Profile picture for user ulogin_yandex_10188876
2982

С Луны привезут.

Им бы угля для ТЭС закупить не мешало. Идиотизм.

 

Главное за день

В Севастополе стаи собак снова пытаются сожрать автомобили граждан

Очередное обострение старой проблемы возникло на Троллейбусном спуске.
12:02
11
1201

В Севастополе подъезд не могут поделить люди и велосипеды

Растущее «поголовье» велосипедов всё сильнее угнетает некоторых жильцов.
08:01
26
1575

Замминистра обороны Иванова задержали по подозрению в получении взятки

СК: замглавы Минобороны РФ Иванова задержали по подозрению в получении взятки.
22:29
21
2246

Почему пляжи Севастополя доступны не всем и не везде

Иногда задача найти подходящее место для купания превращается в вынужденный невесёлый квест.
19:00
10
1208

Власти Севастополя после долгих поисков нашли вредителей от благоустройства

Закатанные в бетон кипарисы освободили, горе-строителей пожурили.
15:08
7
3086