пн, 06/08/2018 - 08:00

Есть ли жизнь у берегов Севастополя?

Специалисты установили, что у побережья бухты Голландия в акватории Севастополя жизни практически нет.

Необычную исследовательскую программу запустили в Научно-исследовательской лаборатории морских биотехнологий и аквакультуры и в Центре морских исследований и технологий СевГУ. На этот раз главную роль в изучении севастопольских бухт будут играть студенты, передает НТС.

Таких подводных роботов российского производства сейчас закупает Минобороны. Разработка называется «Марлин – 350». Она оснащена камерой и рукой-манипулятором, может погружаться на глубину до 350 метров. С помощью этого аппарата можно ловить нарушителей подводных границ, осматривать аварийные подводные лодки, искать древние артефакты. Но в Севастопольском государственном университете этот подводный аппарат служит науке.

Поучаствовать пусть в небольшой, но настоящей исследовательской экспедиции, и получить реальный опыт в выбранной профессии пригласили студентов. Такая форма обучения введена в вузе впервые.

«Студенты экологических направлений будут ознакомлены с основами исследовательской деятельности и, когда они потом пойдут работать по специальности, например, в наш Институт морских биологических исследований, то они придут туда уже со знаниями, с основой. Для студентов технических специальностей это будет полезно тем, что когда они пойдут пополнять коллективы наших же конструкторских бюро, они уже будут иметь опыт соприкосновения со средой, то есть они уже будут знать, как ведут себя разные материалы в морской среде», – рассказала Александра Темных, заведующая научно-исследовательской лабораторией морских биотехнологий и аквакультуры Севастопольского государственного университета.

Студенты могут самостоятельно выбирать, что именно исследовать, ставить себе задачи. Это пригодится в будущем, в полноценных научно-исследовательских экспедициях. А пока начинающие учёные знакомятся с инструментами. Управляют подводным роботом из полевой лаборатории, установленной прямо на пирсе.

«Мы просматриваем поверхность дна, чтобы узнать, что на ней может быть интересного. Возможно, это поиск интересных мест на нем».

Предварительный вердикт, вынесенный студентами – у побережья бухты Голландия жизни практически нет. Однако опытные ученые, наблюдающие за процессом, предостерегают от подобных выводов. Наблюдения на данном этапе проводились аппаратурой, неспособной обнаружить микроорганизмы, которых в бухте предостаточно.

Одной из задач, поставленной перед студентами, как раз будет грамотный подбор методов исследования и формулирование корректных выводов.​ Следующий этап экспедиции – выход в море уже с другим оборудованием, гидрофизическим погружным зондом.

Зонд собирает всевозможные данные – солёность, температура, флуоресценция и информация о способности живых организмов в воде светиться.  Эти параметры он снимает каждый три секунды, пока его аккуратно погружают на глубину. В этой бухте небольшую – около 14 метров.

Когда оборудование окажется на берегу, данные скачают по Bluetooth. Позже всё, что удастся узнать, соберут в большую базу данных для дальнейшего анализа и статистической обработки. И хотя новейшее оборудование, которое постоянно докупает вуз, прекрасное подспорье в исследованиях, главный секрет успеха – в другом.

«В основном, желание – нужно желание студентов. На самом деле, сотню лет назад в этой же бухте подобные исследования проводили простыми сетями с простых лодочек. И тоже давали хорошие научные результаты. Дело только в желании изучать, исследовать и обучаться самим», – делится Александра Темных.

Итогом работы студентов должно стать законченное научное исследование. Темы – от ответа на вопрос, можно ли купаться в той или иной бухте до предложений по усовершенствованию оборудования.

Читайте также: