Правительство Севастополя предложило критерии, на основании которых инвесторы могли бы получать городскую землю без конкурса. Законопроект актуальный, нужный. И всё бы хорошо, да только выяснилось, что слово "инвестор" управленцы и законодатели понимают по-разному.
Губернатор готов раздать без конкурса городскую землю в том числе и застройщикам ради отметки о выполнении некоторых госпрограмм, а заодно под соусом соцпрограмм легализовать некоторые объекты, возведенные до марта 2014 года. Законодатели не верят заверениям об "открытости и публичности" процессов, возражают против "договорного" регулирования и напоминают, как из детских кафе вырастают торговые центры, а из санаториев - апартаменты.
На первом пленарном заседании III сессии законодательного собрания города Севастополя обсуждался проект закона, внесенный губернатором города, - «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности города Севастополя в аренду без проведения торгов».
- Опыт, который у нас есть по работе правительства с земельными участками, к сожалению, резко отрицательный. Он в августе привел чуть ли не к социальным волнениям, поэтому доверия к правительству в этом плане лично у меня нет, - прокомментировал поступившее предложение спикер заксобрания Алексей Чалый.
По его мнению, "правительство не хочет напрячься, чтобы написать нормальный конкурсный документ", и пытается под лозунгом о социальности продавить закон, в котором «кони, люди, все смешались».
- Здесь и промышленность, и соцкультбыт, и жилье – все вместе, – перечислил Чалый.
Он заявил, что закон с коррупционной составляющей категорически нельзя принимать, в том числе и потому, что никаких норм он не устанавливает.
- Если вы попытаетесь поставить себя на место инвестора и подумать, что же с вами случится от начала и до конца, и в каких точках вмешается неконтролируемое правительство, то увидите, что таких точек будет много. Закон писать надо такой, чтобы там не оставалось свободы для коррупции, а здесь коррупционогенный фактор отмечен всеми инстанциями, - пояснил он.
Законопроектом не предусматривается и никакая ответственность инвестора за невыполнение обязательств. Мало кто понимает, что документ в предложенном виде опасен не только для главного городского ресурса - земли, но даже и для самих инвесторов, поскольку договоры чиновники намерены прописывать с "индивидуальным подходом".
Главным регулятором отношений с арендаторами земли правительство предложило считать договоры, подписанные губернатором, и пообещало максимальную открытость процесса. Зампред заксобрания Александр Кулагин на это сообщил, что в ответ на депутатский запрос с просьбой предоставить договор, заключенный правительством с МАНО "Ночные волки" на землю у горы Гасфорта получил отказ с мотивировкой, что депутаты не имеют полномочий требовать предоставления таких договоров.
Инициатор законопроекта губернатор Сергей Меняйло призвал депутатов проголосовать "важный нормативно-правовой документ" хотя бы в первом чтении, соглашаясь, что закон требует доработки.
Важность предоставления земельных участков без торгов для застройщиков он аргументировал так: «Если нам не нужно выполнять наши программы - тогда давайте закон вообще рассматривать не будем, и пусть все идут по аукциону. Но тогда за бюджетные средства мы не сможем строить жилье, а только покупать у застройщика по той нормативной цене, которую нам установили, плюс будем его нагружать социальной нагрузкой – детсадами, школами и т.д», – сказал он.
Меняйло заключил: «Так к нам ни один инвестор не зайдет, если мы его обяжем строить детсады и школы, или поставленные условия будут такие, от которых мы сами откажемся».
Его позицию поддержала депутат Татьяна Вусатенко, которая считает, что депутаты - "должны понять свою ответственность перед инвесторами".
Председатель постоянного комитета по социально-гуманитарным вопросам Заксобрания Татьяна Щербакова напомнила, что с 1 января 2016 года вступает в силу 224 ФЗ о государственно-частном партнерстве, который позволит исполнительной власти привлекать инвесторов на интересных для них условиях.
Она также отметила, что дополнительное строительство жилья предполагает соответствующую инфраструктуру – детсады, школы, поликлиники, парковки и так далее, которых и так не хватает городу. «Кто их будет строить?», – спросила она. Она считает, что таким образом старые городские проблемы будут только умножаться.
Весомым аргументом в прениях стало заключение юридического отдела и других инстанций, которые отмечали коррупциогенную составляющую предлагаемого законопроекта. Документ также был подробно рассмотрен на постоянном комитете по градостроительству и земельным вопросам и на комитете по экономике, и не был поддержан.
С доводами против принятия закона выступила и прокуратура Севастополя. Зампрокурора Владимир Агапов пояснил, что федеральным законом субъектам РФ действительно делегируются права устанавливать некоторые нормы, регулирующие вопросы, касающиеся объективных особенностей региона. К ним относятся и земельные отношения.
Но жилищное строительство - другое дело. «Вопросы жилищного строительства в РФ подробно и тщательно урегулированы. Аабсолютно непонятно, какие особенности в Севастополе есть по поводу жилищного строительства, потому что в городе это одна из самых развитых сфер», – пояснил он и добавил, что именно в этом прокуратурой усматривается коррупциогенный фактор.
Удивила парламентариев и норма передавать городу 15% жилых и нежилых помещений в возведенных на полученной без конкурса земле объектах. Дело в том, что распоряжением правительства РФ без конкурса выделяется земля в том случае, если 100% передается в госсобственность.
Предложенный законопроект в итоге был отклонен.
О законопроекте
По словам докладчика, начальника управления экономики Севастополя Элимдара Ахтемова, законопроект был разработан в соответствии со статьей 39.6 Земельного кодекса РФ. К объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения были отнесены объекты культуры, спорта, здравоохранения, образования, социальной защиты, коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения.
Одним из видов разрешенного к использованию земельного участка для инвестиционного проекта является обеспечение научной, производственной деятельности, транспортной, сельскохозяйственной деятельности.
Кроме того предусмотрена реализация проектов по строительству жилья. При условии строительства не менее 20 тысяч квадратных метров жилья или 10 тысяч кв. м эконом-класса инвестор обязывается передать в собственность города не менее 15% от общей площади жилых и нежилых помещений в каждом объекте строительства.
Законопроектом также предусматривались нормы, с помощью которых можно было бы незавершенные в городе объекты строительства достроить по договорам с физлицами, заключенным до 18 марта 2014 года.
Статья 3 предусматривала критерии по масштабным инвестиционным проектам, где объем капитальных вложений в рамках его реализации в первые два года со дня предоставления земельного участка должен составить от 40 до 100 миллионов рублей, повлечь увеличение рабочих мест, обеспечить наполнение бюджета города – начиная с третьего года - не менее 3 миллионов рублей.
Елена Озаренко
Обсуждение (49)
Михалыч, давай! Весь город за тебя!
А что будет с тем, что уже продавили?
Браво! Отстаивайте же Севастополь!
to Shyou (Севастополь) Браво! Отстаивайте же Севастополь! Правильно! Поддерживаю!
Севастополю как воздух НЕОБХОДИМА "Концепция социально-экономического развития города до - 2030 года".
Неужели всем так пофигу, какими будут Севастопольцы следующего поколения?
to Екатерина (amygdalin13@gmail.com) А что будет с тем, что уже продавили?
Получается, недодавили.
Поспешили чиновники с Госфортой, насторожились депутаты, теперь мышь не проползет, не то, что Лебедев.
Нет оснований для легализации его застройки.
Ничего другого от закона,разработанного местным правительством,отличившимся выдачей незаконных разрешений на
строительство апартаментов в рекреационных зонах и
заключением практически бесплатного договора аренды 267 га земли с резервным водохранилищем для аттракционов
престарелых байкеров,ожидать не приходится.Естественно,
они пишут законы под себя,закладывая в них возможности
для коррупции.При этом игнорируют постановления ЗС против незаконных решений,хотя,согласно федеральному
закону №184 ФЗ, ЗС контролирует распоряжение собственностью субъекта РФ.
Следовательно,будет вечный бой между зарвавшимися
чиновниками и ЗС .Может быть,надо поломать эту порочную систему написания законов заинтересованными
в коррупции чиновниками и передать их деньги на увеличение штата прокуратуры,которая будет грамотно,и,
главное,без коррупционной составляющей и на пользу городу писать законы?Зачем платить бешенные деньги
за некомпетентность , воровитость и создание по этим причинам социальной напряженности в городе?
Его позицию поддержала депутат Татьяна Вусатенко, которая считает, что депутаты должны "понять свою ответственность перед инвесторами".
Ну... Это она видать свою личную ответственность озвучила. Уж что некй там "инвестор" такого приятного ей сделал - это практически их личное дело, пока не дошло до прокуратуры, но вообще то депутат должен НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ перед ГРАЖДАНАМИ ГОРОДА, которые ее избрали. И в интересах которых - чтобы в городе было достаточно детских садов, школ, поликлиник и больниц. А "инвесторы", особливо нынешние, у которых все "конторы" на офшоры зарегистрированы, и соответственно - именно туда уходит прибыль - уж как нибудь и так обойдутся без сверхприбылей. Не могут строить комплексно и качественно? Нафиг с ялика! Уступи место тому, кто может!
Современные застройщики убивают город и Крым. Береговую полосу надо спасать. Хватит строить жильё "окна в окна"...
Меняйло заключил: «Так к нам ни один инвестор не зайдет, если мы его обяжем строить детсады и школы, или поставленные условия будут такие, от которых мы сами откажемся».
Лукавит тов. Меняйло. А если без церемоний, то просто нагло врёт. Причем врать на должности он не прекращает никому.
Так вот. В одном из муниципальных образований соседнего 23-го региона глава администрации поставил перед застройщиками вопрос так, что один за разрешение на строительство и выделение земли построил за свой счет школу, а другой - каскад фонтанов в центре города. Значит можно, Сергей Батькович, если не мафию кормить, а своим городом заниматься?
Ох и незавидную Вы себе роль выбрали, Алексей Михайлович, - противостоять коррупции во власти. Сил Вам и терпения. А севастопольцам - самоотверженности и единства в борьбе за свой город. Только так будет результат.
Я с вами.
to АПЧ (Севастополь) Поспешили чиновники с Госфортой, насторожились депутаты, теперь мышь не проползет, не то, что Лебедев. Нет оснований для легализации его застройки. -Ну-ну , свежо придание...))
Спасибо, Алексей Михайлович! Отстаивайте же Севастополь! Мы Вам верим.
Меняло ничего не решает, то есть, он дает распоряжения и прочее, но его подчиненные кладут на все. Реально, распоряжение дает, а подчинуши говорят, что мне пох, что он там сказал.
Правит балом "старая гвардия".
Меняйло заключил: «Так к нам ни один инвестор не зайдет
Я тоже сделал такое же заключение.
Вот только причина уменя иная.
Пока ты, Меняйло, сидишь в кресле губернатора
Севастополя, врёшь и гадишь налево и направо,
к нам не то что инвесторы,
цирк не зайдёт.
Потому, что твоих клоунов и фокусников хватает.
Но ты временный, а мы тутошние.
Жить и помирать нам тоже тута.
Всё равно Победа будет за нами, Севастопольцами.
to Виктор_42 (Севастополь)
вы видно совсем с головой тю-тю... Саратов правит?) или Яцуба?
А если кого меняло и слушается, так это Беловенцева. А этот нашел золотое дно, пилить бюджеты московские, нужных людей на места расставляет и делает свое дело. Он вместе с Сердюковым оборонку пилил, разве кого посадили? Крайнюю назначили, которая вместо решетки - по магазинам ходила.
Жаль что так везде в России, при этой элите ничего не поменяется. Царь показывает себя во всей красе...
Может настанут времена и царю, чтобы удержаться придется наказывать, но удержится ли сам царь, если все одинаково повязаны и одинаково по уши в ...
Поставьте себя на место добросовестного соблюдающего законы инвестора. Какая нибудь ОСК, Газпром и прочие мастадонты отечественной промышленности решили проинвестировать пару тройку ах улиардов в город. А им говорят, какие такие масштабные проекты, коррупция все это и баловство. Вон идите на аукцион.
Какую поддержку кроме "Бог в помощь" оказывает регион инвестору на законодательном уровне?
ЗС такой закон должно было принять еще год назад самостоятельно. Сами не сдюжили, предложенный другими проект завернули.
Покажите, наконец, как надо!
А то получается - только и можете что критиковать других!
Закон актуальный, нужный... и ? Все? Где он, закон?
Перефразируя одну известную мадам: Правительство этот закон подготовило плохо? ЗС не подготовило его вообще!
Господин Агапов пояснил, что федеральным законом субъектам РФ делегируются права устанавливать некоторые нормы, регулирующие вопросы, касающиеся объективных особенностей региона.
На мой взгляд, самая объективная особенность Севастопольского региона - его Правительство. Вот только кто установит нужные нормы, способные урегулировать эту "особенность"?
Идите на рух со своими инвестициями...
Я предлагаю разобраться
Без юмора и тп
Увидел вдруг...
Замечательное и дельное по смыслу выражение!
По смыслу и форме похожее на:
"Кругом! Кроком руш!"
И очень правильно - "сначала надо разобраться"
Только судя по всему, мало кто хочет сначала разобраться, подумать как сделать лучше и сделать.
Чалому - сочувствия!
Очень хорошо понимаю, его состояние и суть проблемы.
С уважением
Алексей Михайлович, мы с Вами.
to кэт (Севастополь) Я предлагаю разобраться в терминах. Что понимается под словами масштабный проект ?
Мой вариант: масштабный проект, это проект, исполненный в определённом масштабе, например, 1:1500, или 1:150...
to Serggio (Севастополь)
отож
Меняйло заключил: «Так к нам ни один инвестор не зайдет, если мы его обяжем строить детсады и школы, или поставленные условия будут такие, от которых мы сами откажемся».
Нужны ли такие инвесторы???
Которые о людях (детях) не думают - подумать надо!
Позиция Сергея Ивановича - женская, девичья.
Ждать жениха принца инвестора.
Мужчина, воин - ищет и находит.
Правда жизни в том, что не все в юбках женщины (о шотландцах, они и тут были).
Правда в том, что не все в мундирах - воины.
Оттого и беда у нас.
to СергейЯ (Анапа) В одном из муниципальных образований соседнего 23-го региона глава администрации поставил перед застройщиками вопрос так, что один за разрешение на строительство и выделение земли построил за свой счет школу, а другой - каскад фонтанов в центре города. Значит можно, Сергей Батькович, если не мафию кормить, а своим городом заниматься?
На условиях выделения земли и узаконивания апартаментов на побережье, в заповедных зонах - никаких фонтанов и даже школ не надо, они должны строиться на других условиях!
Наш "благодетель" готов набережные на Фиоленте "для города" строить, катаракту бабушкам лечить, стипендию платить студентам в обмен на бесценный ресурс.
хорошая новость.
Меняйло заключил: «Так к нам ни один инвестор не зайдет, если мы его обяжем строить детсады и школы, или поставленные условия будут такие, от которых мы сами откажемся».
без комментариев...
во многих регионах застройщиков обязали строить и площадки и детсады и т.п. И строят.
а тут лишь бы побольше стекляшек на кв.м земли впихнуть кое-кому...
с детсадами вообще жесть. очередь 10 тысяч...
У Лебедева все планы рушатся! Куда полпред Белавенцев смотрит! Интересно, какой участок Меняйло сегодня готовил в подаркок своему Пашке-пупсику?
А мое мнение такое: пока не будет генерального плана развития города, нужно прекратить все застройки. К примеру, ул. Руднева. Одна из главных магистралей города. Попробуйте ее сейчас расширить. Ведь дома вплотную к дороге стоят.
to Irra (Севастополь ) У Лебедева все планы рушатся! Куда полпред Белавенцев смотрит! Интересно, какой участок Меняйло сегодня готовил в подаркок своему Пашке-пупсику?


Архиважный для города вопрос, товарищи.
От его правильного решения будет зависеть многое.
Из того что имеем на сегодняшний день возникает следующее:
1)необходима подробная детализация всех этих условий;
2)По его мнению, "правительство не хочет напрячься, чтобы написать нормальный конкурсный документ", и пытается под лозунгом о социальности продавить закон, в котором «кони, люди, все смешались».
А если Правительство не может написать"нормальный" документ - тогда что?;
3)такое ощущение что юристов грамотных нет ни в Правительстве, ни в ЗС - может тогда стоит ввести еще одну должность заместителя губернатора (напротив его кабинета) - прокурора , что бы тот сразу проверял проекты Законов и говорил что проходит, а что нет (с целью экономии организационного времени)?
4) ЗС в лице прежде всего Чалого А.М. поступает правильно, требуя нормальный документ от исполнительной власти;
5) все идет к тому, что процесс может затянуться - может ЗС надо внести свой детализированный проект закона по этой тематике?
to Patriot1 А если Правительство не может написать"нормальный" документ - тогда что?
Может ЗС надо внести свой детализированный проект закона по этой тематике?
Законодательное собрание может вносить свои проекты, но для выполнения этой работы тогда нужно увеличить численность ЗС.
А за что тогда правительство получает зарплаты ?
Законодательно определено, что правительство занимается подготовкой законов. Недавно "ребята из правительства " об этом рапортовали.
Предлагается урезать численность правительства, сняв с него вопросы подготовки законов , поручив их другим ведомствам. Но это уже вопросы, как я понимаю. федерального уровня.
А Чалому терпения и настойчивости.
Алексей Михайлович!
Одна надежда на Вас и Вашу команду! А мы - всегда Вас поддержим.
Меняйло заключил: «Так к нам ни один инвестор не зайдет, если мы его обяжем строить детсады и школы, или поставленные условия будут такие, от которых мы сами откажемся».
Менялой, лучше расскажи, как ты с застройщиков требовал себ в карман 30% квартир с каждого объекта и обещал дать строить где угодно за 50%.
Законодательное собрание может вносить свои проекты, но для выполнения этой работы тогда нужно увеличить численность ЗС. А за что тогда правительство получает зарплаты ? Законодательно определено, что правительство занимается подготовкой законов. Недавно ребята из правительства об этом рапортовали.
Такое ощущение, что слишком "задемократизировали" законодательный процесс и упростили в техническом и др. планах, решив что "сделать" закон может любой - внести проекты законов могут несколько субъектов власти. Но когда мы сейчас видим "недостатки" такого законотворчества, то становится ясно, что это довольно непростое дело, заниматься им должны ГРАМОТНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ. Большинство Законов (проектов) требуют осознания их сущности, цели и направленности, углубленного анализа ( и многого другого) прежде всего теми кто их вносит и тем более кто разрабатывает. С целью экономии времени скажу сразу вывод - вносить проекты, даже не проекты а предложения с четко сформулированными целями и задачами для будущего Закона, могут все те, кто имеет на это законные полномочия, но РАЗРАБАТЫВАТЬ Закон для окончательного варианта может только кто то один из них ( и у него должен быть административный аппарат специалистов) - в нашей ситуации это Заксобрание и не потому , что оно кому то нравится или не нравится , а потому что эта функция ближе всего подходит для него , ЗС. Вопросы взаимодействия между участниками этого процесса - это уже технические вопросы , которые решать гораздо проще. Вот тогда мы и будем иметь боле -менее взвешенные, "правильные", а самое главное полезные для Государства и граждан Законы.
А сейчас пока мы довольно часто видим что процесс законотворчества ( на уровне субъекта РФ), больше напоминает знаменитую басню про лебедя (не путать с парангоном), рака и щуку...
Мне вот интересно, а что нам только строительные "инвесторы" должны заходить? Есть же законы по выделению с/х земель для СОЗДАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛАСТЕРА этого направления например, зачем велик заново делать? Чет "контра" несёт... А Михалычу - одобрямс, поддерживали, поддерживаем и будем поддерживать!
to Roz1975 (Севастополь) Михалыч, давай! Весь город за тебя!Не надо обобщать. Вы и ваши друзья - еще не весь город )))
to ТУРЗ (Севастополь-Вифлеем) Севастополю как воздух НЕОБХОДИМА Концепция социально-экономического развития города до - 2030 года . Неужели всем так пофигу, какими будут Севастопольцы следующего поколения?Очень верное замечание! Без перспективного плана развития города мы получим безобразный мегаполис на берегу моря. Надо вообще максимально ограничить строительство жилья до решения самых насущных проблем. Неразвитая инфраструктура. Отсутствие мусороперерабатывающего завода. Изношенные сети водоснабжения и канализации. В Балаклаве канализационные стоки сливаются в море! Нехватка рабочих мест. Неужели не понимаем, что строительство жилых домов ориентировано прежде всего на приезжих? Должно быть опережающее развитие экономики города-строительство предприятий, создание научных центров.... Иначе мы получим город, отравляющий окрестности и море продуктами своей жизнедеятельности, стремительное ухудшение криминогенной ситуации, вызванное ростом безработицы, огромную социальную напряженность....
Алексей Михалыч, так держать, отстаивайте же свои законы и свои принципы во имя родного города и радостной жизни в нём! Мы за вас - 100%
Те, кто выступал в защиту этого закона(кроме Губернатора, конечно), видимо плохо его читали. Земля выдается через распоряжение Губернатора. (Ст. 2) А теперь быстренько вспомнили, кто таким образом получил карт-бланш на землю и строительство? "Волки" и Лебедев. А на приборостроительный кластер до сих пор "не могут" в Правительстве земельный участок найти. Более того, если бы закон был принят, то можно было бы и старое, еще украинское беззаконие узаконить(подпункт д) пункта 2 ст.3) Читайте первоисточники, господа.
Вчера проходил опрос об отношении к работе ЗС. И как к ним относиться, если сейчас у местной власти и исполнительной и части ЗС одна проблема Чалый и его команда. Они им как кость в горле. А жаль. Пока меняйла не поймет, что работать конструктивно выгоднее, порядка в городе не будет. А А,М, Чалому хочу пожелать терпения.
Никакого терпения! Чалому надо решать проблему по существу и эта проблема- Белавенцев с Меняйло. Пока эта мафия в городе, ничего хорошего ждать не приходиться. Только вопрос-как? У полпреда Шойгу в родственниках
Ощущение что все усилия власти направлены на борьбу с собственной некомпетентностью. Но,цитируя классика,если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно... Поэтому вопрос не к Меняйло. Вопрос к тому,кто его сюда назначил.И зачем. А Меняйло как тот тапер.Играет как умеет.
В этом вопросе полностью поддерживаю Чалого и заксобрание!!!!
to кэт (Севастополь) 
"правительсво" города берега потеряло совсем
Мне кажется, что в устах докладчика и "компании" масштабность проекта определяется исключительно масштабом "заноса"
to Лукерья92 (Севастополь)
Да, швали в город прибыло порядочно, да и старая с ними "побраталась"
Всё-таки мы не ошиблись в выборе ЗС, но шевелиться нужно, не устраивает предложенный закон, предлагайте свой вариант.
Меняйло заключил: «Так к нам ни один инвестор не зайдет, если мы его обяжем строить детсады и школы, или поставленные условия будут такие, от которых мы сами откажемся».
Его позицию поддержала депутат Татьяна Вусатенко, которая считает, что депутаты - "должны понять свою ответственность перед инвесторами".
А зачем нам тогда вообще эти инвесторы, по словам Вусатенко, город существует только для того чтобы раздавать землю застройщикам, желательно бесплатно.
Инвестор инвестирует во что то, а не в себя любимого, а от инвесторов Вусатенко городу достаются только проблемы.
Смотрите по теме: конфликт вокруг ресторана "Остров"
http://rbctv.rbc.ru/archive/tamancev/562949997315266.shtml
to GP
Совершенно верно! Прежде всего должен быть разработан и утвержден ген. план застройки города.
Только после этого провести конкурсы на право застройки
определенных по плану участков со строительством соответствующей инфраструктуры и соц. объектов при содействии государства.
На конкурс допускать только фирмы с российской регистрацией (никаких офшоров) и специализирующихся в строительстве.Крупные заказы позволят строй. фирмам иметь занятость не на одну многоэтажную избушку, а на нормальную прогнозируемую деятельность, что улучшит и качество стр-ва.
Не застройщик должен приходить за разрешением на застройку понравившегося ему участка,а прав-во обязано предлагать ему: хочешь работать - строй здесь.
Иначе в городе воцарит хаос.
to Лукерья92 (Севастополь) Да, швали в город прибыло порядочно, да и старая с ними побраталась За 1,5 года ничего не сделано Или болтовня и обещалки или борьба за пашу негодяя
to dimas15 (Севастополь)
Ваши проблемы, что все буквально воспринимаете и не умеете между строк читать