Горячая тема последней недели — попытки жителей ближневосточных стран прорваться из Белоруссии в Польшу, чтобы в итоге достичь «земли обетованной» — Германии.
О том, какие интересы стоят за миграционным кризисом на белорусско-польской границе, ForPost рассказывал в материале «Атака беженцев: сверхдержавная политика Белоруссии».
В этой истории вырисовывается забавная параллель между действиями президента Белоруссии Александра Лукашенко и политическими манёврами его турецкого коллеги Реджепа Эрдогана.
Обозреватель ForPost Павел Кухмиров заметил, что Эрдоган начал использовать мигрантов в качестве инструмента агрессивного убеждения Европы ещё несколько лет назад.
«И орудие это оказалось просто невероятно эффективным. Правда, с приходом коронавируса у него с этим начались проблемы: Европа использовала эпидемию как удачный повод для перекрытия границ, и Эрдоган едва не остался наедине с организованными им же огромными транзитными лагерями, переполненными беженцами. Но в целом опыт оказался всё равно удачным, и теперь его активно перенимает Лукашенко», — считает он.
Да и вообще, по мнению Кухмирова, у этих двух политиков довольно схожая история.
«Оба президента не так давно пережили попытки государственных переворотов, жёсткие уличные протесты, оба мощно закрутили гайки, жёстко репрессировали политических противников, провели чистки в силовых структурах и госаппарате и начали потихоньку прибирать к рукам интернет», — отметил обозреватель.
Аналогии в действиях Лукашенко и Эрдогана видит и старший преподаватель Института политики и права МГГУ им. Шолохова Константин Шадров.
Он считает, что ситуацию с мигрантами на границе белорусский лидер может использовать подобно президенту Турции — давить и добиваться уступок от ЕС.
После неудавшегося белорусского «майдана» Лукашенко вновь стал нерукопожатным на Западе. Сейчас ему важно вернуться к диалогу с ЕС, в частности, чтобы ослабить санкционные тиски.
«Лукашенко для ЕС — персона нон грата. Ему переговорная позиция нужна, чтобы избежать дополнительных санкций. К примеру, тот же «Беларуськалий», который транспортирует продукцию через Россию… мощностей российских железных дорог для транспортировки всего объёма не хватает. И тут есть за что бороться, чтобы Запад совсем уж не обнаглел и не перекрыл ещё что-нибудь, например, путь для других товаров из Белоруссии», — сказал Шадров ForPost.
Дополнительную уверенность в жёстком диалоге с Европой Лукашенко придаёт союз с Россией.
«И это будет весомым аргументом для Запада», — подчеркнул политолог.
Андрей Мединский
Обсуждение (3)
Посмотрим, каким будет сегодняшнее совместное коммюнике.
На фото между ними "Золотая колючка" - символ самой богатой религии Бахаи.
Только Эрдоган относительно самостоятельная фигура, а Лукашенко - уже нет.