Крым

«Техника — это жизнь бойцов»: как в Крыму волонтёры готовят автомобили для зоны СВО

В Z-гараже списанному транспорту дают вторую жизнь.

Фото:
Пелагея Попова|ForPost
Волонтёр Григорий Курочкин в автомастерской Z-гаража в Гаспре.

Уже больше года в Крыму работает проект «Z-гараж». Автомеханики из южнобережного посёлка Гаспра приобретают и восстанавливают списанные автомобили, приспосабливая их для боевой работы в зоне СВО. ForPost побывал на станции техобслуживания.

Нюансы боевых будней

С началом военной спецоперации предприниматель из Ялты Григорий Курочкин активно поддерживал наших защитников, жертвуя деньги на благотворительные сборы. Однако со временем мужчина почувствовал, что этого недостаточно.

«СВО длилась уже больше года, когда я случайно увидел в Telegram видеоролик: нашего раненого бойца не смогли вывезти с поля боя из-за того, что не было транспорта для эвакуации. Просто не было машины! — недоумевает собеседник ForPost. — Такие большие машины, как КАМАЗы, за крайний блок-пост не ездят, потому что сразу становятся мишенями для дронов противника. Там нужны полноприводные небольшие автомобили высокой проходимости и на хорошей резине, которые можно быстро спрятать под деревьями».

Боец, снятый на видео, к сожалению, не выжил, но его гибель на ялтинца произвела такое сильное впечатление — даже сейчас, он рассказывает об этом, его голос дрожит. Воспоминания не покидали, Григорий всё думал, чем можно помочь. Летом 2023 года у мужчины появилась идея переоборудовать старые машины под нужды фронта и передавать их «за ленточку», тем более один из бизнесов как раз связан со станцией техобслуживания в посёлке Гаспра.

Первая «Нива» готова к отправке на фронт.

Первой такой машиной стала трёхдверная «Нива», которая долгие годы стояла без дела в лесничестве на плато Ай-Петри. Несмотря на дефекты, волонтёры приобрели отечественный внедорожник и приступили к его восстановлению.

«Ремонт занял месяц. Мы буквально каждый день что-то меняли: полностью перебрали подвеску, двигатель, сделали полное обслуживание всех узлов и агрегатов. Это необходимо, потому что там, “за лентой”, автомобиль не должен подвести, да и ремонтировать там особо тогда было негде», — поделился воспоминаниями Григорий Курочкин.

Восстановленную «Ниву» отправили крымским добровольцам на Запорожское направление, но её вскоре поразил fpv-дрон, когда шла эвакуация трёх раненых. Все ребята выжили, но одному бойцу позже пришлось ампутировать ногу по бедро из-за попадания осколка выше колена.

При этом бойцы не бросили машину, которая спасла их жизни, а решили самостоятельно отремонтировать. Ялтинские волонтёры охотно откликнулись и привезли все необходимые запчасти.

«Загнанная лошадь» и другие

Доставив первую машину «за ленточку», Григорий Курочкин с командой стал искать следующую. У лесников на Ай-Петри снова обнаружилась ещё одна неиспользуемая «Нива».

«Она тоже была не на ходу, на ней было написано баллончиком краски «Загнанная лошадь». С тех пор мы почти каждой отремонтированной машине стали давать прозвища. У некоторых, правда, названия состоят из ненормативной лексики, потому что других слов невозможно подобрать — в таком плачевном состоянии нам достаются авто. Так у нас есть “Загнанная Лошадь”, “Ухилянт”, “50 Оттенков Серого”, “Сердечник”», — перечислил волонтёр.

Через месяц работы автомехаников «Загнанная Лошадь» окрепла и встала на колёса, и её передали ялтинским артиллеристам, которые сражаются под Херсоном. Сейчас над ней шефствуют два брата-контрактника из южнобережного посёлка Кореиз.

В автомастерской кипит работа над будущей боевой машиной.

К настоящему времени активисты подготовили и передали 26 автомобилей. Из них за год утрачен лишь один.

«Это был УАЗ СГР. Мы передали машину нашим ялтинским мобикам (мобилизованным — Прим.), которые стоят под Крынками в Херсонской области. На них был сброс снаряда, пробило бензобак и колёса. Из ребят никто не пострадал, но они взяли и оставили авто в лесу, а сами ушли пешком», — рассказал Григорий Курочкин. 

Собеседник помнит каждый отремонтированный автомобиль, заранее знакомится с новыми владельцами. Из Гаспры «за ленточку» автомобили идут в разные подразделения и боевые соединения. У каждого «заказчика» есть свои пожелания к технике. К примеру, медики просят «буханки», чтобы эвакуировать раненых в лежачем положении. Миномётчикам и зенитчикам предпочитают пикапы, чтобы было куда поставить орудие. Одни просят покрасить кузов в защитный зелёный цвет, другие, наоборот, — замаскировать под гражданскую машину.

ВАЗ-2104 также теперь служит в зоне СВО.

Все машины собеседник ForPost приобретает и ремонтирует за свои деньги, а также на пожертвования, собранные в Telegram-канале Z-гаража. Одно восстановление в среднем обходится в полмиллиона рублей. Впрочем, несколько автомобилей неравнодушные граждане, узнав о такой инициативе, передали безвозмездно. За одним из авто ялтинцы ездили аж в город Орёл: сын решил подарить фронту «Ниву» недавно скончавшегося отца.

Спасительная мобильность

Григорий Курочкин самостоятельно отвозит каждую из машин в боевое подразделение, нередко проводя там по несколько дней. Такое тесное знакомство помогает лучше понять, что требуется защитникам.

«Стоят здоровые мужики с автоматами и в «броне», а у них при виде автомобиля глаза аж светятся от счастья, как у детей перед Дедом Морозом, потому что техника очень нужна, — отмечает волонтёр. — От их мобильности зависит всё: питание, подвоз боекомплекта, вывоз раненых, ротация, штабные дела. Машина для всех этих задач подходит».

Сейчас подготовка транспорта для фронта поставлена на поток. Пока для одного авто заказали и ждут запчастей, другому уже красят финальный слой кузова, а третьего везут в зону боевых действий. Впрочем, по словам собеседника, цель сейчас не увеличить количество, а повысить качество: чтобы техника работала максимально долго без поломок.

Списанные «буханки» ждут ремонта во дворе СТО в Гаспре.

Сегодня, подытожил собеседник ForPost, уже нет такой острой необходимости в автомобилях, как в прошлом году. Да, по-прежнему противник уничтожает наши транспортные средства каждый день, но идея Z-гаража подхвачена многими военными волонтёрами, да и бойцы нередко сами скидываются, чтобы купить нужную машину.

«В каждом подразделении уже формируются ремонтные отделения, которым мы лишь привозим оборудование для СТО: ключи, сварочные аппараты, электродуговую, полуавтоматы для сварки, шуруповёрты, генераторы», — перечислил Григорий.

Помочь в ремонте транспорта для бойцов может любой желающий.

Плакат Z-гаража в Гаспре.

Фантазия волонтёров тыла безгранична. Как ранее писал ForPost, активисты из Симферополя своими силами изготавливают тактические одеяла, которые помогают маскировать бойцов и технику от тепловизоров противника.

Пелагея Попова

Фото: Пелагея Попова|ForPost; Z гараж|Telegram; автора

547
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
4
В среднем: 4 (1 голос)

Главное за день

Какие опасности подстерегают грибников в крымских лесах

К «тихой охоте» нужно готовиться основательно.
17:18
0
871

Русский бунт, бессмысленный и беспощадный: что произошло в Коркино

Ситуация симптоматична: по России вспыхивают конфликты между представителями этнических групп и диаспор и местными жителями.
18:42
11
4077

В Крыму разрешили посещать леса

Но разводить костры на природе по-прежнему нельзя.
13:14
6
418

Под ТЦ «Диалог» качнулась земля

Дело в судах, и они не в пользу ТЦ.
20:00
19
8407