На прошлой неделе севастопольские чиновники отрапортовали о завершении реставрации исторического дома по адресу: улица Большая Морская, 24, известного как «дом с шариками». Во время презентации дома журналистам звучали громкие слова об уникальных технологиях, аутентичности, исторической фактуре, ручной работе и, конечно, немалых деньгах на всё это «великолепие» — 16,7 млн рублей.
Насколько слова чиновников отвечают действительности, ForPost решил выяснить у местных жителей и заместителя председателя севастопольского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Степана Самошина.
Их выводы кардинально отличаются от оценок директора департамента городского хозяйства Севастополя Евгения Горлова и директора НКО «Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя» Дмитрия Шпагина.
Близорукая красота
Если посмотреть на «дом с шариками» издалека, выглядит он вполне прилично: светлый, красивый, стильный. Однако при приближении начинают всё чётче проявляться грубые косяки реставрации.
«Посмотрите на стены — все линии „пьяные”, гуляют, криво всё. Для примера посмотрите на соседний дом — Большая Морская, 28, до которого ещё не дошла рука „реставратора”, — камень и линии ровные», — подчеркнул Степан Самошин.
Дмитрий Шпагин утверждает, что реставрацией исторического «крымбальского» известняка занимались по специально разработанной научно-проектной документации. Практически все работы по воссозданию фактуры облицовочного камня выполнялись вручную.
Однако невооружённым взглядом видны грубые запилы электроинструментом.
«Цоколь испорчен, вначале его очищали — всё хорошо, потом взяли перфораторы с насадками. Сильно испортили фасад, зачистка была механическая. В проекте такого не было. Надо было вручную. Да, темпы выше, но качество ниже. Поэтому видим такие запилы, повреждения», — сказал Степан Самошин.
Житель дома Алексей подтверждает, что работы велись электроинструментом. «Очень долго делали всё, было много шума и пыли. По фасаду оставили много отверстий, куда заползают гусеницы, паучки, мушки», — сказал он ForPost.
Почему-то все закреплённые на здании трубы разных цветов: одна металлическая, другие покрашены в цвет фасада, газовая — жёлтая.
При этом представитель ВООПИиК утверждает, что допускается окраска газовых труб в цвет стен дома.
Совершенно странная ситуация с придомовой территорией. Ограждения выровнены и окрашены частично. Откровенно портит дом пристройка.
«Дорожки не заделаны, абсолютно ничего не сделано в подъезде», — сетует Алексей.
Аналогичные претензии и у других жителей дома.
«Главная проблема реставрации — что все диссонирующие элементы остались: застеклённые и увеличенные балконы, пристройка, кондиционеры. Это проблема № 1. Каждый стеклопакет, каждый балкон, кондиционер — незаконный. Надо судиться и людей заставлять это убирать. Это важно для города, иначе смысл понятия ОКН нивелируется, чем тогда этот дом отличается от любого другого?» — подчеркнул Степан Самошин.
Понятно, что летом в Севастополе без кондиционера жить очень тяжело. Однако эту проблему можно было решить так, чтобы и «волки были сыты, и овцы целы».
«На всё здание можно было установить одну систему с большим внешним блоком, который размещается на крыше или в подвале, а внутри каждой квартиры свой внутренний блок. Снаружи ничего нет. Но, насколько мне известно, изначально в проекте реставрации это не было заложено», — подчеркнул общественный деятель.
Это подтвердил и Алексей. «Никто ничего подобного нам не предлагал. Думаю, что на такой вариант согласились бы все соседи», — заключил он.
К реальному позитиву можно отнести восстановление балясин лестницы со стороны двора. До реконструкции этот элемент дома смотрелся удручающе.
Здесь могла быть скамейка
При этом при ремонте ограждений лестницы зачем-то использована штукатурка с прочерченными в виде каменной кладки линиями, как при реставрации Таврической лестницы. Как показывает практика, такие решения не отличаются долговечностью.
Хорошо, что обновили лестницу парадного входа со стороны Большой Морской, но работы сделаны неаккуратно, бетон нависает над каменной кладкой.
Многие элементы реконструкции уже пришли в негодность: штукатурка на ограждении треснула, металлические стойки парадной лестницы уже покрылись ржавчиной, деревянные перила облезли.
Вердикт
Степан Самошин и опрошенные ForPost жильцы дома считают, что затраты сил, времени и средств на реконструкцию дома не оправдались.
«Что изменилось — дом стал светлее. Только теперь ещё больше стали бросаться в глаза все диссонирующие элементы. Мне кажется, если бы не трогали фасад, а убрали все эти балконы, кондиционеры, то эффект был бы сильнее. Но это проблема общероссийская. Представьте, человек при смерти, а ему делают красивую причёску. Это действительно можно сравнить с болезнью — злокачественные метастазы, которые нужно удалять. Корни этой болезни — безнаказанность», — сказал Степан Самошин.
Алексей уверен, что такого же результата можно было добиться простой чисткой фасада.
Отчасти причина подобных реконструкций кроется в неправильном подходе к таким работам.
«К дому ОКН — требуется особый подход, но расценки за работу — как у обычных строителей, а не реставраторов. Недостаточно денег выделяется на такие работы. Вот в чём беда», — подчеркнул представитель ВООПИиК.
Он уверен, что изменить ситуацию мог бы другой подход к этому вопросу со стороны властей города.
«Что значит для других ОКН эта реставрация? Возникает опасение за их судьбу. На улице Макарова была такая же ситуация — на доме всё осталось: и застеклённые балконы, и кондиционеры, и так далее. Зачем тогда двигаться дальше? Нужна принципиальная позиция правительства Севастополя. В Москве же это получается. Думаю, почти всё зависит от губернатора. Надо просто признать архитектуру ценностью и воплощать это в жизнь», — заключил Степан Самошин.
Впрочем, есть надежда, что портящие внешний вид «дома с шариками» конструкции уберут.
«Суды у нас продвигаются. Уже два суда мы выиграли. С собственниками будет дальше проводиться работа, чтобы дом был приведён в соответствие с теми чертежами и проектами, которые в период строительства были произведены», — заявили Евгений Горлов.
Глеб Вадатурский
Фото автора
Обсуждение (24)
Даже не заикайтесь об этом. Во-первых, эти работы не могут входить в реставрацию фасада здания. А во-вторых, такая технология предусматривает внутреннюю разводку вентиляционных коробов по всем квартирам, с пробиванием межкомнатных и внутриквартирных стен и всех межэтажных перекрытий. Во всех без исключения квартирах в доме одновременно. Как Самошин себе это представляет?
Какие балконы красивые сделали у дома на верхнем фото! А на нижнем, из-за тех же балконов, что ни делай, ничего уже не поможет вернуть красоту.
про знак качества была когда то шутка, делали руками- ногами,но без головы.
Все то,что называют сейчас реставрацией, это как евроремонт, дешевый гипсокартон и еще все в вкривь кось. Но зато наверное по 44фз
Алексей уверен, что такого же результата можно было добиться простой чисткой фасада.
- этого было бы достаточно
Наш Сися может только пиариться. У власти рукожопы.
Вандальная реставрация. Как же они любят всё штукатурить. И перфоратор - любимый инструмент. Уже говорено было, что инкерманский и крымбальский камень не терпят штукатурку, отторгают её. К тому же они сами по себе красивы, без штукатурки. Но как это объяснить заезжим вандалам? Лучше бы не трогали.
Никита Сдобняков?
Нее, не слышали...
Изуродовали дом. Моё мнение.
Давно хожу мимо и раздражаюсь на эту "работу". В 1990-м году Центр действительно хорошо сделали, за смешные копейки.
Очередной плевок понаехов в Севастополь, в горожан.
Пойдите и гляньте на Таврическую. Её участок переделаный возле К/Т "Победа". Уже всё сыпется. Взяли обычный ракушняк и машинкой на шару попилякали. Уродство.
Стоило ли называть "это" - реставрацией и платить за такую работу?
Буржуи рулят, напёрсточники.
...
"Сам себя не накажешь - никто тебя не накажет!" :) :) :)
Да что ж они такие безрукие
Самошин абсолютно прав. Нет у власти ни умения, ни желания делать работу качественно, с профессиональным и ответственным отношением к делу. Очковтирательство раньше это называлось. Вбухиваются огромные деньги, а что в итоге имеет город, за что заплатили миллионы?! Одна фикция кругом. Какие-то картонные декорации одноразовые лепят. И сколько ещё на исторических уникальных домах будут красоваться балконы-скворечники в стиле "что хочу, то и ворочу", а также идиотские пристроечки. Почему в других городах этого архитектурного беспредела нет, а в Севастополе всё можно? Законы, наверное, одни во всей стране.
Время, когда миром правила любовь и красота, закончилось, теперь властвует только бабло, жадность и безразличие.
Все как Пряшников и говорил - мастера евроремонта. Только зачем лезть в контракты по реставрации? Прокуратура, считайте это официальным обращением!
Так называемый безымянный общественный деятель имеет хотя бы малейшее представление как работают такие системы ? Чтобы её подключить по уму пол дома изнутри разворотить придётся и не факт что успешно.
Ну и плюс ко всему все стеклопакеты разные - "красота" .....
to Русский_Мир:
а зачем представлять? он "художник", он так видит. этого, видимо, достаточно)))
собственникам помещений с кондеями - запрашивайте севархитектуру на предмет наличия регламента по согласованию и установке климатического оборудования на фасадах. кто, как и в каком порядке должен был давать разрешения на это дело. со всеми атрибутами нормативно-правовых актов. хотя-бы за 2000-2014 годы. пишите через сайт правительства города. очень может случиться, что люди, установив климатическую технику, никаких законов не нарушили. пугать судами - ну то такое.
да, федеральный законопроект, на тему демонтажа оборудования с фасадов, был снят с рассмотрения в думе.
to partizzan76:
Чтобы рассмотрели это обращение нужно обязательно указать:
Ф.И.О., адрес регистрации по месту жительства, адрес почтовый (если отличается от регистрации), номер телефона, электронную почту, а также дату и подпись заявителя.
Москва. Огромные исторические здания без единого блока кондиционера и с одинаковым остеклением.
Удивляет одно: Как наши пра-пра-прадеды без специально разработанной научно-проектной документации и древними ручными инструментами создавали шедевры, которые еще до недавнего времени восхищали взоры жителей города и гостей?
Однако невооружённым взглядом видны грубые запилы электроинструментом.
Это же какими "руками" и с каких краев "привлеченных", имея современные уникальные инструменты - так испоганить то, что хранилось веками.
Так набирают без спецобразования чернорабочих из Средней Азии. Что можно от них еще ожидать. Делают как могут.
Если с дорогами они еще как то справляются, то тут нужны особые знания и навыки.
А Развожаеву сэкономил - значит заработал.
to Cтепан Самошин: Не только Москва, но и Питер, Казань, Нижний и т.д Нигде на центральных улицах нет кондиционеров, застеленных балконов и пристроек. И только у нас все это можно....
to Cтепан Самошин:
Что-то мне подсказывает (наверное, одинаковые жалюзи на разных этажах), что это не жилые здания. Но в любом случае на фото - результат не реставрационного, а скорее всего - капитального ремонта. Менять одновременно окна во всём жилом доме, параллельно пробивая перекрытия и стены и протягивая вентиляционные короба без отселения жильцов - это вообще как возможно?
А если делать будут рукож*пые под руководством косоруких, как и "реставрацию", то они просто угробят любой дом.
Вот только честно - кто-нибудь удивлен результатом? Ну откуда у присланных чужаков возьмется такое трепетное, бережное, любовное отношение к каждому камешку, деревцу, домику, фонарику, лестнице и т.д., как у нас, севастопольцев? Для нас это святыня, наша история, наша любовь, у нас со всем этим связаны какие-то страницы нашей жизни, наших семей, а для них - только "объекты" и мертвые строчки в отчетах. Потому такое безразличие, равнодушие и безответственность к работе, ведь все они временщики, им тут не жить. Бесполезно от временщиков ждать другого. Вот если бы каждый такой объект реставрации принимала общественная комиссия из уважаемых, авторитетных людей Севастополя, может быть, что-то изменилось.
"Гладко было у Шпагина на бумаге, да забыли про овраги". Конечно уже не Евроремонт но и не реставрация. Назовем это - "попыткой реставрации". Хотя за те гроши которые доходят в этой структуре до исполнителя вряд ли вообще что то можно сделать толкового. Результат будет известен заранее и не только в реставрации.