чт, 10/03/2022 - 18:59

Сможет ли отечественное кино спасти кинотеатры от закрытия

Чем заткнуть голливудскую дыру в российском кинопрокате.

Российские кинотеатры в марте не досчитаются миллиардов из-за ухода крупных голливудских студий. Золотой жилой могли стать три крупных релиза: «Бэтмен», «Морбиус», «Я краснею». Сейчас на месте блокбастеров зияет чёрная дыра.

Смогут ли российские фильмы спасти кинотеатры от банкротства, разбирался ForPost.

Чем заткнуть дыру

По оценкам экспертов, доход кинотеатров без голливудских премьер уже в марте не позволит большинству из них работать рентабельно. Если к маю, началу сезона блокбастеров, американские студии не возобновят показы в РФ, кинотеатры начнут закрываться.

По данным «Бюллетеня кинопрокатчика», в 2020 году доля отечественного кино в прокате составила 47,9%, в 2021 — 27,2%, в 2022 году прогнозировался 21%.

«Мне трудно представить, чем заткнуть образовавшуюся дыру. Такие крупные студии, как Warner Bros., Sony, Disney, занимают львиную долю в ежегодной релизной сетке. Заместить их молниеносно невозможно», — сказал ForPost кинокритик Василий Степанов.

От общей кассы на российскую кинопродукцию сегодня приходится пятая часть, и к этому результату шли годами, говорит кинокритик.

«Но нужно понимать: этого недостаточно, чтобы спасти кинотеатры от закрытия. Мы сейчас в роли водителя автомобиля, под колёсами которого неожиданно провалился асфальт. Безусловно, где-то через неделю приедет экскаватор, что-то там покопает. Этот процесс не быстрый, пока остаётся только ждать», — подчеркнул Степанов.

Кинотеатрам приходится конкурировать и со стриминговыми платформами, куда массово уходит зритель. Запрещённые блокбастеры размещают в том числе на пиратских ресурсах.

Читайте по теме: «Не Бэтменом единым!»: кино Севастополя западных санкций не боится

Бойкот Голливуду

В последнее время россияне были недовольны, что в голливудских сказках появляются геи, а фей-крёстных играют чернокожие трансы.

С безумной толерантностью наши зрители борются разными способами, в том числе с помощью петиций.

«От запрета трансляции американского кинопроката мы видим только плюсы», — говорится в петиции на сайте OnlinePetition.ru.

Среди плюсов — «признание культурной функции кино выше функции заработка денег», «защита нравственных и традиционных семейных ценностей», «создание условий для импортозамещения в условиях дотаций отечественной киноиндустрии со стороны США».

Мнение подписантов поддержала в беседе с ForPost актриса Яна Поплавская:

«Геи, голые задницы уйдут из кино, с наших сценических площадок. Не надо выдавать это за культуру. Это один из главных плюсов ухода американских студий с российского рынка». 

Но как бы ни ругали Голливуд, его продукция десятки лет остаётся в нашей стране востребованной.

«Показ иностранного фильма всегда был большим событием. В СССР таких картин было немного. Советская кинематография работала на себя и обеспечивала рынок достаточным количеством релизов. Из пятидесяти выпускаемых фильмов два было отличных, пять смотрибельных, а остальное — проходняк, который просто втыкали в кинопрокат. Такая ситуация была типична не только для СССР, но и для Германии, Франции, США», — рассказал Василий Степанов.

Читайте по теме: Россиянам хотят запретить смотреть кино с неправильной любовью

Когда начнётся кинотеатропад?

Долгосрочных прогнозов сейчас никто не делает. Киноиндустрия ещё не отошла от ковида, теперь ударили культурными санкциями.

Василий Степанов рассказал о кинотеатрах вблизи его дома. В пандемию один закрылся на масштабную реконструкцию, второй худо-бедно продолжает работать:

«Я вижу, как редеет список релизов. Кинотеатру что-то придётся делать. Возможно, даже закрыться».

Редактор «Бюллетеня кинопрокатчика» Александр Нечаев считает: без зарубежных премьер встанет вопрос о существовании индустрии в целом. Если государство не обратит внимание на кинотеатры, они не выживут.

«Патриотическое кино, на которое выделяются деньги из бюджета, вероятно, просто негде будет показывать»,— приводит «Коммерсант» слова Нечаева.

Пока на российском рынке остались небольшие американские студии. Европейцы, корейцы, японцы тоже не отзывают картины. К выходу готовится громкая российская премьера «Ампир V» — блокбастера про вампиров по роману Виктора Пелевина.

Важно и то, что россияне готовы поддержать рублём отечественную кинопродукцию. Да, доход будет далёк от запланированных 55 млрд рублей, но сборов хватит, чтобы продержаться на плаву.

«Понятно, что американцы делают лучше фильмы, тем не менее, количество, которое будет увеличено, может увеличить и качество. Таким образом, кинотеатры будут наши, и таких, которые рады возрождению российского кино, 99,9%», — отметил в интервью РИА ФАН режиссёр Владимир Бортко.

Яна Поплавская тоже считает, что ситуация далека от критической: российское кино развивается на устойчивом культурном фундаменте.

«В годы Великой Отечественной войны советский кинематограф конкурировал с крупными голливудскими студиями. Наши фильмы смотрели за границей, советских артистов знали в лицо. В 60-е, 70-е годы, когда в стране ничего было нельзя, киноленты разговаривали со зрителем на прекрасном эзоповом языке. У нас были прекрасные актёры, режиссёры», — подытожила актриса.

Читайте по теме: Discovery Inc прекращает вещание всех каналов в России

Роберт Вочовский

Теги:
Читайте также: