ср, 22/08/2018 - 16:30

Штык ржавеет, а парус рвётся: проблемы сохранности памятников Севастополя

Реконструкция самого высокого памятника Севастополя становится симптомом проблемы сохранности культурного и исторического наследия Севастополя.

Как сообщал ForPost два года назад, в правительстве Севастополя была начата внешне активная деятельность по восстановлению одного из самых узнаваемых символов города-героя — шестидесятиметровой стелы «Штык и парус».

В феврале 2016 года проводилось первичное обследование монумента. По его итогам был сделан однозначный вывод: с учётом текущего состояния памятника необходимо срочно провести инженерно-техническую экспертизу объекта.

Монумент «Штык и парус» заслуживает особого отношения по очевидным историческим причинам. Он был открыт на мысе Хрустальном 3 ноября 1977 года в честь награждения города-героя Севастополя в 1965 году орденом Ленина и медалью «Золотая звезда». То есть «Штык и парус» — это физическое напоминание о почётном статусе нашего города.

С эстетической точки зрения приведение памятника в надлежащий вид необходимо: изготовленный из железобетона и облицованный альминской плиткой монумент с двумя смотровыми площадками оказывается первым артефактом Севастополя, который виден с моря при приближении к Севастопольской бухте.

Эти аргументы нельзя было игнорировать. Было решено, что целых три департамента правительства займутся паспортизацией, экспертизами и восстановительными работами.

Один из создателей обелиска, Адольф Львович Шеффер, здравствует в Севастополе и поныне. Как автор он ярко выражает беспокойство относительно текущего состояния своего творения.

«Нет возможности, чтобы прийти к нему снизу по лестнице. Не идти по этой грязи, мимо загаженной трансформаторной будки, из которой сделали общественную уборную, через все эти жёлтые трубы… Просто невозможно говорить — кровью сердце обливается! Но все слепые, ничего не видят. Все решают глобальные вопросы, глобальные проекты, а конкретную тему закончить не могут», — делился с ForPost в одном из интервью Адольф Шеффер.

«На особом контроле правительства»

По данным проекта «Севконтроль», отслеживающего обещания севастопольских чиновников, 13 июля 2017 года (запомните эту дату) губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников обязался решить проблему разрушения одного из главных символов города-героя в кратчайшие сроки.

«Правительство не оставляет без внимания столь значимый для города объект. До конца года мы планируем завершить разработку проектно-сметной документации, после чего приступим к реставрации. Уже в 2018 году первозданный вид монумента будет восстановлен», — приводит официальный сайт правительства слова Дмитрия Овсянникова.

Как тогда сообщал глава города, монумент планируется включить в единую парково-пешеходную зону (от Артиллерийской бухты до улицы Катерной), «концепция которой формируется в настоящее время».

В итоге концепция была сформирована в ноябре 2017 года по итогам всероссийского конкурса. Проект-победитель предполагал строительство в 2019 году на мысе Хрустальном большого (на 40 гектаров) парка, а реставрация самого «Штыка и паруса» была вынесена в категорию вторичных задач. Хотя именно эта проблема стала поводом для масштабных творческих планов.

Слова архитектора Шеффера про забвение практических задач на фоне глобальных проектов весьма ёмко описывают общее течение процессов в сфере сохранности и восстановления исторического наследия Севастополя.

Игра только по-крупному

Как уже говорилось, восстановление «Штыка и паруса» вошло в качестве элемента проекта по созданию большого парка на мысе Хрустальном.

Государственный заказ по реставрации 60-метрового обелиска в честь города-героя «Штык и парус» и благоустройству прилегающей к нему территории выполняет обладающая высокой квалификацией архитектурно-реставрационная мастерская «Вега» из Санкт-Петербурга, в первую очередь установившая контакт с самим Адольфом Шеффером.

«Вега» опирается на изначальный проект единого мемориального комплекса на мысе Хрустальном, который был создан ещё в 70-х годах прошлого столетия в честь Победы в Великой Отечественной войне. Проблема в том, что реализация этого проекта может потребовать значительно большего времени, чем кажется. Хотя бы потому, что проект — если его хочется сделать эстетически завершённым, позволив решать изначально заложенные в него задачи, — не предусматривает на мысе Хрустальном новостроек. Да, тех самых «голубых унитазов» у самого моря.

Можно сделать однозначный вывод, что до реализации проектов парка на 40 гектарах «Штык и парус» ремонтироваться не будет. Несмотря на многократные заверения в обратном, в том числе от губернатора Севастополя. При этом нет никакой уверенности в том, что даже примерные прогнозы реализации проектов, включающие в себя реконструкцию отдельных памятников Севастополя, будут соблюдаться.

Как сообщили представители «Веги», техническое задание на проект восстановления «Штыка и паруса» они получили только в этом году — и смогут представить проработанный проект лишь в сентябре. После чего он должен пройти экспертизу и уже потом перейти к подрядчику. Которого также надо выбрать в рамках установленной процедуры, имеющей растяжимые сроки. То есть в лучшем случае восстановление «Штыка и паруса» начнётся в следующем году — а очередное обещание Дмитрия Овсянникова останется невыполненным.

Шестьдесят метров ненужности?

По словам главы рабочей группы по объектам культурного наследия севастопольского штаба ОНФ Валерия Дорошко, определённый прогресс в восстановлении «Штыка и паруса» всё же есть.

Так, стела прошла паспортизацию, проведённая экспертиза выяснила, что угрозы проседания и разрушения основы монумента нет. Также в ходе осмотра было выяснено, что при создании «Штыка и паруса» была нарушена технология строительства — вместо нержавеющей проволоки для крепежа облицовочных плиток из альминского камня использовали обычную, которая в севастопольском климате пришла в негодность.

Как отметил Валерий Дорошко, именно опасность разрушения облицовки в настоящее время является основной для памятника — и для людей, пришедших им любоваться. «Каждая плитка толщиной до 9 сантиметров. Если она сорвётся, когда внизу будет человек, последствия могут быть очень тяжёлыми», — предупреждает эксперт.

Впрочем, будем откровенны: любоваться «Штыком и парусом» сейчас можно только издали. Вблизи — либо из чувства ностальгии, либо с надеждой, что таким он будет не всегда.

Если взять на себя труд и осмотреть территорию вокруг, можно заметить совершенно дикую запущенность местности. И дело тут не в трещинах бетона вокруг монумента, ржавых сорванных воротах неизвестной принадлежности и открытых люках, ведущих в тартарары.

В первую очередь в глаза бросаются груды бутылок и окурков. Груды — это не преувеличение: пустую тару можно считать десятками штук, попутно изучая широту вкусов потребительской аудитории. А окурки в некоторых местах лежат культурными слоями.

Простой вопрос без ответа

Кто должен убирать возле «Штыка и паруса»? Это очень простой вопрос. Но найти на него ответ у нашего корреспондента не получилось даже после прохождения увлекательного телефонного квеста.

В «Севнаследии» от нас потребовали письменное изложение вопроса — и эта нить расследования резко утратила перспективы. В управляющей компании «Центр» нам ответили приветливо, уведомив, что УК занимается придомовыми территориями, и предложили попытать счастья в муниципалитете. Ленинский муниципалитет направил нас в управление благоустройства департамента городского хозяйства. Откуда мы были перенаправлены в ГБУ «Парки и скверы».

ГБУ «Парки и скверы» сообщило, что памятником Солдату и Матросу действительно занимается их ведомство. А вот в чью сферу ответственности входит порядок вокруг «Штыка и паруса», они не могут предположить.

У нас есть «Штык и парус», который должен напоминать севастопольцам и гостям города о том, что Севастополь — город-герой. У нас есть Адольф Львович, который щедро делится опытом с коллегами из Санкт-Петербурга, уже готовые концепции будущего парка на 40 гектаров и почти готовые, несмотря на задержку, проекты восстановления «Штыка и паруса» в первозданном виде. Созданные высококлассными специалистами под надзором автора монумента.

При этом никто не может сказать: когда же всё-таки начнётся восстановление самого высокого символа Севастополя? Или хотя бы, когда рядом с ним начнут убирать мусор.

Николай Сведски

Фото автора

Теги:
Читайте также: