ср, 13/12/2023 - 19:00

«Щелкунчик» как севастопольская традиция

Рассказ участника балетного спектакля от первого лица.

Полноценным участником балета «Щелкунчик» автор этих строк стал неожиданно для себя. Готовясь рассказывать читателям об особенностях предновогодней постановки Севастопольской академии хореографии и напросившись на одну из репетиций — получил встречное предложение от проректора учебного заведения Елены Бельковой:

«Сергей, а мы хотим предложить вам роль „гостя-родителя” в спектакле. Сможете всё увидеть и прочувствовать изнутри».

От такого предложения отказываться глупо как минимум по двум причинам. Во-первых, уже разыгралось журналистское любопытство. А это значит, можно сделать интересный материал. Во-вторых, новый опыт, сопряжённый с выходом на сцену, хотя и страшный, но полезный — хотя бы как пример для собственных детей.

Кроме того, традиция нашей академии хореографии задействовать в «Щелкунчике» в ролях «гостей» педагогов и родителей воспитанников балетной школы продолжает жить. И, конечно, она выделяет наш севастопольский «Щелкунчик» на фоне остальных, широко шагающих по главным сценам страны: делают его неповторимым и особенным.

Фото Анны Корниловой

До генерального прогона на сцене театра им. Луначарского в балетном зале академии для «родителей» было три репетиции, две из которых провёл балетмейстер-постановщик Эмиль Фаски. На первой же репетиции самые простые движения вызвали приступ паники: нужные нейронные связи только начинали завязываться.

Юношеские годы я провёл на борцовском ковре и в бассейнах, сейчас не вылезаю из «качалки». «Квадратный» я, какой балет? Смотреть балет как зритель, писать о нём как журналист — это одна история. Но сейчас стояла новая задача — сыграть в балетном спектакле на главной сцене Севастополя. Чувство ответственности перед коллективом академии и артистами спектакля, среди которых Ксения Рыжкова (балерина МАМТ, роль принцессы Мари) и Дмитрий Соболевский (премьер, роль Щелкунчика, принца), требовало самостоятельных ежедневных тренировок.

Дополнительно мотивировало понимание, что «Щелкунчик» был в череде тех великих произведений Чайковского, которые сделали русский балет самым главным во всём мире.

Самая сложная часть в партии гостей — танец пар. Простоту и лёгкость танца показывал и объяснял Евгений Сердешнов (педагог Академии хореографии Севастополя, исполнитель роли Дроссельмейера).

Выглядит это так:

Четыре шага вперёд — поворотпоклоны с приставным шагом в обе стороны — dos-à-dos (фр., по-русски «досадо» — поменяться в танце местами) — pas galop (фр., по-русски «па галопа» — шаг с лёгким подбивом ноги).

После pas galop идёт «смещение» по формуле «шаг + приставить». Причём если смотреть прямо со сцены на зрителя, то должна получиться колонна (линия затылок в затылок), а если смотреть по сторонам — должна получиться линия. И мы одновременно, смещаясь, делаем и колонны, и линии. Затем двумя колоннами — шаги вперёд и назад, снова dos-à-dos. И финал — садимся на колено через первую позицию, локоть придерживается, не висит, и предлагаем руку открытой кистью спутнице.

Если из зрительного зала танец родителей-гостей смотрелся легко — значит задача выполнена.

Фото Виталия Козловского

Мне посчастливилось танцевать с педагогом Анной Суховой (экс-солистка Михайловского театра). Благодаря её поддержке получилось справиться и с танцем, и со сценическим движением и внести свой вклад в создание сказочного спектакля для детей.

Роли стариков Штальбаумов исполнили Елена Белькова (экс-солистка «Урал Опера Балет», проректор Академии хореографии Севастополя) и Кирилл Москалёв (проректор Академии хореографии Севастополя). К слову, Кирилл Москалёв — тот редкий пример многостаночника, который только что был на сцене, а уйдя за кулисы, ещё в гриме, уже решает по телефону организационные вопросы по спектаклю и жизни академии.

Фото Анны Корниловой

Младшие Штальбаумы — Татьяна Фёдорова (педагог Академии, экс-солистка Новосибирского театра оперы и балета) и Артём Сопронюк (солист Севастопольского государственного ансамбля танца «Чёрное море»). Кстати, артисты из «Чёрного моря» — Валерий Карпюк, Александр Мамаджанов, Александр Стародубцев, сыгравшие мышей, показали себя большими профессионалами, максимально выкладываясь как на репетициях, так и во время спектаклей.

В ночь после премьерного для меня «Щелкунчика» снилось, что стою на той самой сцене в пятне света и кручу фигуру, а голос балетмейстера из-за кадра настойчиво просит повторить ещё и ещё один раз: «Ты же понимаешь, что на тебя будет смотреть зритель».

На утро в гримёрках был на «исповеди» перед опытными артистами балета. Рассказал о своих «ночных танцах» — и услышал в ответ, что это стандартная в творческом мире история, которая объясняется высокой эмоциональной вовлечённостью в спектакль. Поделились со мной и ночными кошмарами балетных, когда снится, что неожиданно вываливаешься на сцену, а рисунок танца напрочь забыл; или вот-вот должен быть выход, а у тебя не до конца надет костюм.

За несколько часов до финального спектакля появилось чувство тоски по уходящему куда-то в историю всего, что позволило состояться «Щелкунчику» в этом году. Тогда Анна Сухова поделилась балетной приметой: после завершения премьерного спектакля нужно громко крикнуть в гримёрке — «Всё!», тогда с большой вероятностью спектакль будет жить долго.

Фото Виталия Козловского

Севастопольский «Щелкунчик», как и «вагановский», — один из немногих в России, где танцуют дети. И дети справились на все сто. После спектаклей за кулисы им несли цветы от зрителей, а балетмейстер-постановщик Эмиль Фаски не скупился не похвалу и советы подрастающим артистам.

Наш «Щелкунчик» за год ощутимо вырос. Во-первых, у спектакля новые красивые декорации. Во-вторых, сохраняется безупречный уровень исполнения заглавных партий — Мари и Принца — благодаря участию Ксении Рыжковой и Дмитрия Соболевского. Одно только их появление привлекает большое внимание к постановке Эмиля Фаски как в России, так и за её пределами.

Фото Анны Корниловой

В-третьих, и это главное достижение нашего «Щелкунчика» со всеми его традициями, — балет-фантазия показал заметный рост мастерства воспитанников академии. В массовом танце дети всё более серьёзно и чисто исполняют элементы, держат позиции. В танцах кукол появились воздушные туры, повороты-блинчики, прыжки. В сольных танцах проявилась индивидуальность. В этом году дали три спектакля. Продолжение следует…

Всё!

Сергей Абрамов

Фото Анны Корниловой, Виталия Козловского

Читайте также: