Невозможность исполнить федеральный закон, купив квартиры всем детям-сиротам, заставляет региональные власти искать дополнительные возможности. «План Б» был рассмотрен вчера на заседании комитета по здравоохранению и социальной политике. Предложение авторов законопроекта о социальных выплатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — дать тем, кто достиг 23-летнего возраста, возможность вместо квартиры получить деньги. Точнее, жилищный сертификат, который можно будет использовать для оплаты приобретаемого жилья.
План Б
Инициатором разработки и автором законопроекта выступила прокуратура. Однако сама идея не нова: с трудностями в приобретении жилья сталкиваются многие регионы. Причина — в жёстком регулировании площади помещения, которое государство может купить (не менее 33 метров), и цены, которую оно может предложить продавцу. В ряде случаев эта цена оказывается существенно ниже рыночной. В Севастополе, например, в прошлом году были сорваны все попытки приобрести квартиры — желающих их продать по предложенной цене просто не нашлось.
«При том что департамент <капитального строительства> весь год методично проводил эту работу», — добавил старший помощник прокурора Севастополя Сергей Неудахин.
В результате дети-сироты ждут годами, а очередь не только не сокращается, но и растёт. В Севастополе на конец прошлого года насчитывалось 640 детей-сирот старше 14 лет. Тех, кто уже претендует на предоставление жилья, несколько меньше — 449. Из 449 очередников 206 уже исполнилось 23 года. А самому старшему из них — 42 года. Но и это, как выяснилось на заседании, не предел: в масштабах страны самый старший ребёнок-сирота, не получивший квартиру, уже отметил 60-летие.
Как напомнила вчера глава комитета Татьяна Щербакова, необходимость что-то с этим делать понимают и на уровне федерации: три года назад появился аналогичный проект закона, разработанный Министерством образования. Но принят он так и не был, хотя Заксобрание Севастополя обращалось к федералам с просьбой ускорить решение этого вопроса.
«Среди тех, кому исполнилось 23 года, — значительное число людей состоявшихся, имеющих работу. И с учётом других мер поддержки это решение могло бы сдвинуть ситуацию с места. Поэтому, когда прокуратура такой закон внесла, мы очень обрадовались», — сказала Татьяна Щербакова.
Под другими мерами поддержки имеется в виду, в частности, материнский капитал, на получение которого также имеет право часть очередников. Объём средств, который будет выдаваться в виде жилищных сертификатов, конечно, не позволит купить квартиру в центре Севастополя — по словам представителя прокуратуры, с учётом сегодняшних реалий это будет порядка 3,2 млн рублей. Но если человек имеет работу и средства материнского капитала, а кто-то, реально оценивая свои возможности, рассчитывает и на ипотечный кредит, 3,2 миллиона могли бы стать ему очень неплохим подспорьем. По крайней мере, гораздо лучшим, чем место в уходящей за горизонт очереди.
Есть и ещё одна грань вопроса, на которую обратил внимание Сергей Неудахин: согласно федеральному законодательству, в течение 5 лет гражданин должен жить в предоставленной ему 33-метровой квартире на условиях соцнайма — и лишь потом получает право на приватизацию. Для семьи, в которой уже есть дети, это не всегда лучший вариант. Сертификат же даст человеку выбирать жильё самостоятельно и приобретать его сразу в собственность.
О рисках
Все возможные риски (например, включение в ситуацию чёрных риелторов) авторы законопроекта постарались предусмотреть. Деньги на руки очередникам выдаваться не будут: их перечислят продавцу только после проверки чистоты сделки и пригодности самого жилья. Как не раз подчёркивалось на заседании, исключён и риск для бюджета города. Он мог бы быть серьёзным, если бы за деньгами пришли все очередники сразу. Но количество выданных за год сертификатов не должно превышать лимит средств, заложенных в бюджете на решение проблемы детей-сирот. В этом году, по словам Иллариона Гапицонова, их у города порядка 270 миллионов, в том числе 137 миллионов из бюджета города. Из последней суммы 27 миллионов направляется на строительство социального жилья. На выдачу сертификатов до конца года можно будет потратить около 110 миллионов.
Но это — если закон будет заксобранием принят. Пока, напомним, он рассмотрен и поддержан только членами профильного комитета.
Возможность построить собственный дом, о которой спрашивала Татьяна Щербакова, законопроектом не предусмотрена: в этом случае контролировать чистоту сделки и быть уверенными, что деньги израсходованы по назначению, было бы значительно сложнее. Не было поддержано и прозвучавшее на заседании предложение отказать в праве на получение сертификата ранее судимым. Как подчеркнул Сергей Неудахин, «судимость тоже бывает разная», и права человека на жильё этот факт не отменяет. К тому же сам факт участия гражданина в покупке жилья с помощью дополнительных средств, добавил представитель прокуратуры, «показывает определённый уровень социализации».
Особенную осторожность (и это понятно) проявил при обсуждении законопроекта глава капстроя, которому прокуратура регулярно предписывает решить проблему детей-сирот. В частности, его интересовала схема прекращения судебных дел в том случае, если истец согласен получить вместо жилья сертификат. Ему объяснили: сертификат может быть выдан только после подписания мирового соглашения сторон. В этом же документе можно прописать и все детали, касающиеся конкретного случая.
Но главу капстроя это успокоило не вполне. Что будет, например, если человек сертификат получил, но квартиру в течение календарного года не выбрал? Он опять получает право на жильё?
«Получается, что департамент вообще не защищён при выдаче сертификата», — констатировал Гапицонов.
«Защищён должен быть ребёнок, а не департамент», — заметил на это представитель прокуратуры.
Авторы законопроекта надеются на его рассмотрение и принятие в ближайшее время сразу в двух чтениях — чтобы уже в этом году скорректировать госпрограмму и выдать первые сертификаты. Теперь слово за парламентским корпусом.
Ольга Смирнова
Обсуждение (11)
Сертификат должен не выдаваться, а идти в качестве погашения части средств за жилье, как и материнский капитал: все процедуры должны соблюдены и пройти банковские согласования и банк выступать в качестве стороны сделки. Ведь сертификат не погасит стоимость жилья полностью, соответственного сироте нужно идти за кредитом, что исключит из схемы мошенников.
А вообще, этот вопрос должен курировать чиновник в качестве риелтора: собирает документы и передает их нотариусу на сделку.
А так,... кто знает из сирот какой механизм и кто не обманет
Т.е строить дома для детей-сирот передумали?Всю землю - под коммерческую застройку ?Есть же проекты малосемеек -9-этажек только с однокомнатными квартирами.
Откройте глаза посмотрите на обьявления на заборах и позвоните по ним.40-50% сделок с материнским капиталом обнал и мошенничество необходимо вводить мораторий на отчуждение таких квартир минимум на 5 лет.
Всё верно, сумма сертификата не будет соответствовать реальной стоимости квартиры, а будет ощутимо меньше, только вот последствия несколько иные - для государства это уход от обязанности обеспечивать жильем детей-сирот путем подсовывания "того что есть". И здесь надо говорить не о мошенничестве с реализацией сертификатов, а о том, насколько вообще законно их выдавать, заведомо зная, что на эти деньги сирота себя жильем не обеспечит. Кредит, кстати, сироте, который недавно вышел из детского дома - никто не даст, это факт. Ну а по поводу нотариуса - при сделке купли продажи жилья в собственность государства для дальнейшего предоставления его детям-сиротам - вообще не нужен. Вы просто плохо понимаете природу всего происходящего, увы.
to MaxVS: КАк сказано в тексте, сертификаты предлагают выдавать тем, кто достиг возраста 23 лет. А не "только что вышедшим из детского дома".
;
Здорово придумали. Мы жилье Вам приобрести не можем(хоть по закону и должны),потому,что цена высокая,мы дадим Вам сколько сможем,а Вы крутитесь как хотите! Даже не удивляет,как всегда рукамиводящие нашли выход. Наверно если бы речь шла о их детях,там бы выбили ВСЕ что положено,еще и сверх этого!!!
Главное, чтобы среди сирот не оказались сироты из 12 стульев. А как ситуация с ветеранами, обманутыми Меняйло? Им все выдали?
to olga-smirnova2006: вот именно). Получая возможность Сейчас получить сертификат и получить льготный кредит - человек получает шанс выбрать жилье самостоятельно (город, пригород) и работая выплачивать его, а не ожидает непонятно чего от чиновников.
to MaxVS: внимательнее вчитайтесь.
Ранее схема получения жилья:
Гос-во *нуждающийся*жилье.
Т.е. гос-во контролировало предоставление жилья, а не возможность. Сейчас схема:
Гос-во *нуждающийся* сертификат*Х*жилье.
Если в схеме вместо ,,Х,, появляется банк, то возможно будет жилье, а если мошенник - ничего. Сертификат выдан - вопрос закрыт.
Наличие сделки с нотариусом и банком сводит эти риски к минимуму.
Поэтому и указываю на то, что эти вопросы должен курировать чиновник лично от сертификата, до жилья. Надеюсь вы поняли
Что-то с многодетными сертификаты тоже не очень помогают их выдают в непонятной последовательности, они говорят смотрите очередь нуждающихся в жилье - так там черт ногу сломит в этой очереди. Особенно повеселила схема всплывших откуда ни возьмись очередников 80х-70х годов, это уже пенсионеры-многодетные?
Может попробовать выдавать жильё, а не сертификат?
Все случаи предоставленных хибар в окрестных сёлах к жилью отношения не имеют.