вт, 19/06/2018 - 12:05

Севастополь под санкциями: шанс добиться отмены есть

Под санкциями Севастополь находился скорее в бытность в составе Украины. Киев проводил против города политику «Не съем, так понадкусаю».

Совет Европейского союза продлил санкции против Крыма и Севастополя до 23 июня 2019 года. Согласно решению европейских властей, гражданам и компаниям ЕС запрещает экспортировать товары из Крыма и Севастополя, инвестировать в экономику двух российских регионов, а также оказывать туристические услуги.

Решение ЕС о продлении санкций было ожидаемым. В Италии недавно к власти пришло популистское правительство, союз «Пяти звезд» и «Лиги Севера» (последняя выступает за снятие санкций с России). Австрийское правительство также склоняется к мысли о том, что санкции не нужны.

Тем не менее, ведущие державы ЕС, такие как Германия, Франция и Британия, по-прежнему выступают за санкции. Отдельным небольшим государствам Европы трудно бороться с мнением великих держав. Даже такая крупная страна как Италия, являющаяся членом «Большой семерки», вынуждена подчиняться «старшим товарищам».

Следует ли печалиться о продолжении санкционного режима?

Под санкциями Севастополь находился скорее в бытность в составе Украины. Киев проводил против города, да и Крыма в целом, политику в четком соответствии с известным анекдотом: «Не съем, так понадкусаю».

Даже неприхотливые постсоветские туристы отмечали обветшалость инфраструктуры полуострова, а симферопольский аэропорт напоминал при украинской власти заброшенную остановку, на которой можно часами ждать автобуса.

Российские власти при санкциях со стороны Запада вкладывают в развитие Севастополя больше средств, чем Украина при полном отсутствии санкций.

Само пребывание города в составе Украины можно рассматривать как санкции, причем гораздо более тяжелые, чем нынешний европейский санкционный режим.

Украинский бизнесмен Вадим Рабинович на днях пожаловался, что Украина должна только долгов выплатить на 117 миллиардов долларов.

«Вот в эту ту петлю и ловушку нас загнали: 117 миллиардов! Это экономика, обреченная на крах, это мертвая ипотека. Любая организация, у которой есть даже не компьютер, а счеты, может сосчитать легко, что Украина не в состоянии вернуть эти деньги», - заявил Рабинович.

Конечно, легко со злорадством наблюдать за экономическими трудностями украинского северного соседа. Однако это прекрасно показывает, как развивались бы Севастополь и Крым, не будь возвращения в состав России.

Украина в 1991 году стартовала с превосходной позиции – громадная европейская страна с населением в 50 млн. человек, с первоклассной экономикой и прекрасно образованным населением. О членстве в ООН с 1945 года я даже не говорю.

За прошедшие с 1991 году благодаря особой талантливости официального Киева население снизилось до 42 млн. человек, а сама Украина превратилась в самую бедную страну Европы, раздираемую гражданским конфликтом.

Политическая теория выделяет так называемые «провалившиеся государства» (failed states), в которых государственная и политическая система прекратили существовать. Украина, страна 404, - это государство-санкция, само пребывание в составе которой является наказанием.

Впрочем, так ситуация и воспринималась в Севастополе и Крыму с 1954 года, когда советское руководство внезапно «подарило» оба региона Украине.

Передача в состав Украины – самая серьезная санкция против Севастополя за всю историю города. И продолжался санкционный режим 60 лет.

Иначе откуда было взяться пророссийским симпатиям и массовому движению за возвращение в состав России?

Вернувшись в состав России, Севастополь снял с себя самую главную санкцию – украинскую. По сравнению с ней европейский запрет туризма выглядит комариным укусом.

Тем не менее, европейские санкции дело неприятное. Можно ли всерьез ожидать их снятия или это навсегда?

Всё зависит от твёрдости позиции российского руководства. Например, Китай долгое время жестко отстаивал идею, что Тайвань – часть его территории, что никакого «второго Китая» на Тайване быть не может.

Китайская дипломатия аккуратно вставляла тезис о китайской принадлежности острова во все двухсторонние документы. И добилась того, что дипломатические отношения с Тайванем готовы поддерживать лишь небольшие островные государства, да и то за деньги. Единственное серьезное исключение – Ватикан, который имеет дипотношения с Тайванем из-за гонений на католиков в Китае.

Да, понадобилось несколько десятилетий, но китайцы своего добились. Аналогичная ситуация и с Тибетом, чей китайский статус длительное время ставился под вопрос из-за решения Пекина изгнать из региона его правителя – лидера буддистов Далай-ламу. Китай и тут повел себя упрямо и заставил все страны мира признать, что Тибет – часть его территории.

Россия имеет на Крым и Севастополь не меньше прав, чем Китай на Тибет или Тайвань. Поэтому, если дипломаты проявят твердость, скорее всего санкционный режим будет закончен, причем скорее рано, чем поздно.

Практика показывает, что твердая позиция – единственная возможная при разговоре с Западом, который уважает только силу и последовательность.

Президент Трамп накануне саммита «Большой семерки» высказался за возвращение России в её состав. Конечно, это «троллинг» дорогих европейских партнеров. Равно как и слова о том, что Крым должен быть в составе России, так как большинство населения говорит на полуострове по-русски.

Действующий президент США бывает эксцентричен. Но его слова показывают, что лед тронулся. Возможно, Запад и не признает вхождения Севастополя и Крыма в состав России.

Но шанс добиться отмены санкций есть.

Павел Святенков

 

Читайте также: