чт, 27/09/2018 - 10:04

Севастополь отстаёт по росту зарплат от Крыма и всей России

Догнать РФ город сможет, когда поменяет систему управления. Если этого не произойдёт, будет смена руководства региона, считает эксперт.

Догнать общероссийский показатель по росту зарплат Севастополь сможет, если изменит систему регионального управления. Такое мнение высказал ForPost доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский, комментируя рейтинг роста зарплат в регионах РФ в первом полугодии 2018 года.

Согласно рейтингу роста заработных плат в субъектах Российской Федерации, составленном РИА «Новости» по данным Росстата, в первом полугодии этого года в России отмечен рост зарплат в целом на 11,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время Севастополь в этом рейтинге находится лишь на 54-м месте, показывая результат роста в 9,7%. Выше среднероссийского показатель в Республике Крым — 12,9 % (9-е место).

Главной причиной роста зарплаты в России в целом Кричевский назвал выполнение требований майских указов Президента от 2012 года.

«Перед президентскими выборами было завершено выполнение предыдущих майских указов в части увеличения зарплаты бюджетников, поэтому общая температура по больнице существенно выросла. Это моя гипотеза, не лишённая оснований, но я уверен, что по второму полугодию мы увидим, что суммарная годовая цифра будет существенно меньше», — сказал Кричевский.

Что же касается Севастополя, по мнению экономиста, сравнительно низкий показатель роста зарплат в городе-герое означает низкий рост зарплат во внебюджетном секторе — а это напрямую зависит от делового климата в регионе.

«Зарплаты бюджетникам были повышены, но общий деловой климат в Севастополе не очень. Поэтому, исходя из суммарной интегральной величины, зарплаты бюджетников выросли, а доходы в негосударственном секторе, если росли, то существенно меньшими темпами по сравнению с другими регионами», — пояснил Кричевский.

Изменить систему управления

Чтобы Севастополь смог выйти хотя бы на средний по России показатель роста зарплат, по мнению Кричевского, необходимо изменить систему регионального управления. Он отметил, что это проблема не только Севастополя, но и вообще регионов РФ.

Суть сложностей региональной власти, по мнению экономиста, заключается в том, что она (власть) одновременно занимается всеми вопросами.

«Надо и увеличивать рабочие места, заниматься стройкой, повышать заработную плату, собирать налоги — и не забывать про собственный карман, думать об интересах групп влияния, которые их поддерживали при назначении. То есть — занимаются абсолютно всем, а всем — это значит ничем», — пояснил Кричевский.

Он напомнил, что институт регионального управления — это некоммерческая деятельность, направленная на решение региональных социально-экономических и «чисто человеческих задач», то есть от улучшения делового климата до развития образования и здравоохранения.

«Вокруг региональной системы управления крутятся коммерческие организации, которые заинтересованы в наращивании прибыли. Они заинтересованы в том, чтобы как можно больше доить региональную структуру на предмет получения новых траншей, эти транши будут перманентно выполняться: будут перекапываться магистрали, меняться провода и т.п. Задача — привести интересы регионального управления и коммерсантов к балансу», — добавил Кричевский.

В этом вопросе, по его мнению, преуспела Москва, опыт которой полезно перенимать в регионах.

«Только один пример: Москва для выполнения программы „Моя улица” урезала ежегодные перечисления региональным монополистам типа Мосэнерго и Водоканала на 30 млрд рублей, за счёт этих денег смогла заняться модернизацией московских магистралей», — пояснил Кричевский.

Иначе власть будут менять

По словам эксперта, очевидно, что у столицы России есть и аппаратный вес, и авторитет градоначальника, который «умеет договариваться». «Но и любой региональщик, за которым стоят определённые сферы интересов, может опереться на них», — сказал Кричевский.

По его мнению, если в Севастополе не будет модернизирована система регионального управления, город ждёт «продолжение перманентных скандалов, а в итоге — замена градоначальника».

«Проблема Севастополя — в неэффективном, непродуктивном, ущербном региональном управлении. Экономика — продолжение менталитета, а инвестиции — продолжение доверия. Когда вы доверяете соседу, вы можете дать ему в долг? То же самое на уровне государства, а государство — это регионы, муниципалитеты. Если нет доверия, то возникает история, как с губернатором Владимирской области», — пояснил эксперт.

Читайте также: Провал губернатора Владимирской области как прогноз для Севастополя

Прекрасные перспективы

Тот факт, что Республика Крым значительно опережает соседствующий с ней Севастополь по росту зарплат, Кричевский связал с тем, что масштаб социально-экономических проблем Крыма, решение которых сейчас финансируется из федерального бюджета, значительно больше, чем у города-героя. Соответственно, больше средств расходуется и на оплату труда работников, участвующих в реализации этих проектов. Помимо этого, в Крыму значительно шире и бюджетная сфера.

Однако при всём этом, по мнению экономиста, Севастополь имеет гораздо лучшие перспективы в плане развития. Опять же это связано с меньшим объёмом накопленных социально-экономических проблем, с развитием традиционных для города отраслей экономики, в частности, судостроения, а также большим интересом со стороны Министерства обороны РФ.

«Вы в более выгодном ключе в социально-экономическом плане, чем Крым. У вас есть все предпосылки для того, чтобы стать если не Монако или Ниццей, то сопоставимой по российским меркам агломерацией», — заключил Кричевский.

Андрей Мединский.

 

Читайте также: