Если судить об экономике Севастополя периода Дмитрия Овсянникова по данным официальной статистики, то эти три года никак нельзя назвать потерянным временем. Но хорошая динамика росстатовских показателей социально-экономического развития, которую ушедший в отставку губернатор наверняка ставит себе в заслугу, - это лишь краткосрочное достижение, во многом основанное на эффекте низкого базового уровня. Главным же итогом губернаторства Овсянникова для экономики Севастополя, причем с длительным негативным эффектом, стало серьезное снижение активности инвесторов – прямое следствие конфликтного стиля общения с бизнесом, который исповедовали экс-губернатор и его команда.
Игры статистического разума
У многих, если не у большинства севастопольцев наверняка вызовет неподдельное удивление тот факт, что Севастополь по итогам прошлого года оказался на 20 месте по качеству жизни среди российских регионов. К такому выводу пришли аналитики агентства РИА «Рейтинг», которое уже много лет проводит подобные исследования на основании показателей Росстата.
Вдвойне примечательно то, что в аналогичном рейтинге по результатам 2015 года, опубликованном накануне назначения Дмитрия Овсянникова, Севастополь занимал по качеству жизни всего лишь 71 место в России. Для сравнения, Республика Крым за это время поднялась в качестве жизни гораздо меньше – с 76 позиции на 52-ю. Что же произошло в Севастополе за каких-то три года – неужели экономическое чудо?
Невероятный скачок Севастополя в исследовании РИА «Рейтинг» – сразу на 42 позиции вверх - случился по любопытному стечению обстоятельств именно в 2016 году, ознаменованном пришествием Овсянникова. В тот момент авторы рейтинга объясняли это прежде всего хорошо известным для экономистов эффектом низкой базы: как только депрессивная территория получает целенаправленные стимулы для развития, она сразу начинает демонстрировать рост по многим параметрам. До вхождения в состав России, отмечали авторы рейтинга, многие аспекты социальной сферы Севастополя действительно характеризовались низкими значениями показателей, что объяснялось «как рядом объективных факторов, так и искажениями переходного периода, сопровождающимся недостатком достоверной статистики».
Как бы там ни было, констатировали далее эксперты РИА «Рейтинг», динамичный рост многих экономических показателей в 2016 году оказал позитивное влияние на качество жизни в Севастополе. Среди показателей, учитываемых при расчете рейтинга, отмечалось повышение объема вкладов и депозитов физических лиц, улучшение отношения денежных доходов к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, снижение уровня безработицы, сокращение сроков поиска работы, снижение уровня преступности, смертности населения от внешних причин и т.д. По итогам 2016 года город вошел в число лидеров среди субъектов РФ по темпам роста большинства экономических показателей, резюмировали аналитики.
Чтобы снять эти розовые очки, стоит заглянуть в другое исследование того же РИА «Рейтинг», где регионы России на основании, опять же, росстатовских показателей ранжируются по их социально-экономическому положению. Здесь достижения Севастополя куда скромнее: в свежем рейтинге по итогам прошлого года он занимает всего лишь 63 место – гораздо ниже Республики Крым, оказавшейся на 39 строчке. Сравним с 2016 годом, когда новые регионы России впервые попали в исследования РИА «Рейтинг»: Севастополь тогда находился на 76 месте по социально-экономическому положению, Крым – на 53-м.
Объяснение столь парадоксальных расхождений двух рейтингов, кажется, лежит на поверхности. В исследовании качества жизни, судя по комментариям его авторов, в расчет принимаются в первую очередь относительные показатели. Здесь у Севастополя есть два явных преимущества: не только эффект низкой базы, но и эффект масштаба – маленькая территория, на которой любые серьезные вливания в инфраструктуру сразу будут ощутимы.
А вот в исследовании социально-экономического положения регионов на первый план выходят абсолютные цифры, и тут Севастополю, надо сказать, похвастаться особенно нечем. Конечно, объективно Севастополь в силу той же мизерной территории имеет совсем небольшие масштабы экономики, но и никаких признаков превращения в «российский Сингапур» или «российский Гонконг», о чем много говорилось пять лет назад, по-прежнему нет. Хотя Севастополь в силу высокого уровня человеческого капитала априори имел все основания рассчитывать на другие результаты.
Вот еще несколько цифр из исследования социально-экономического положения регионов РИА «Рейтинг». По итогам 2018 года доля собственных доходов (налоговых и неналоговых) в бюджете Севастополя составляла 35,2% - иными словами, уровень дотационности регионального бюджета был равен почти 65%. Хуже соответствующие показатели только у Чечни, Ингушетии, Тывы, Карачаево-Черкесии, Республики Алтай и – слабое утешение – Республики Крым (доля собственных доходов - 31,3%). В столь низком уровне наполняемости бюджета доходами, которые собираются на месте, конечно, можно обвинить пресловутые санкции, но все же команда губернатора Овсянникова могла предпринять куда более весомые усилия, чтобы «приземлить» в Севастополе новых налогоплательщиков, благо условия на входе вполне благоприятные – см. рейтинг качества жизни. Севастополь – это точно не Ингушетия, или Тыва, или Курганская область, которую давно хотят присоединить к какому-нибудь более успешному соседу, хотя она сама пополняет свой бюджет на 53,8%. Даже богом забытая Еврейская автономная область, где население в три раза меньше, чем в Севастополе, а экономический потенциал, грубо говоря, ненамного выше нулевого, собирает в свой бюджет 65,5% от необходимых средств.
Еще один росстатовский показатель, проливающий свет на истинное положение дел в экономике Севастополя – производство товаров и услуг на душу населения. По итогам 2018 года это более чем скромные 238 тысяч рублей – опять-таки, несколько больше, чем в Республике Крым (220 тысяч рублей), но в любом случае в «хвосте» общего списка регионов. Ниже Севастополя и Крыма – все те же депрессивные национальные республики Северного Кавказа и Сибири. Вы спросите про качество жизни? Ну да, климат прекрасный, это преимущество вряд ли по силам испортить даже самым одиозным чиновникам.
Мало поводов для восторга и в растущих показателях жилищного строительства. В прошлом году Севастополь занял первое место среди всех регионов России по динамике ввода нового жилья (прирост в 68,8% к 2017 году), но поблагодарить за это надо не строительные компании, а жителей города. Из общей площади сданного в прошлом году жилья (294,3 тысячи кв. метров, по данным Крымстата) две трети (197,4 тыс. кв. метров) было введено населением. Многоквартирных же домов в Севастополе за 2018 год было сдано всего 26 – смехотворный объем для города, где спрос на жилье один из самых высоких в стране.
Собственно, а какой иной результат мог быть достигнут в условиях хронической неспособности городских властей разработать генеральный план в таком виде, который учел бы как интересы жителей, так и необходимость наращивать строительство жилья?
Город потерянных инвесторов
Пожалуй, главным статистическим индикатором трех лет работы команды Овсянникова следует признать показатель объема инвестиций в экономику Севастополя. В прошлом году, по сообщению Крымстата, он снизился на 23% к уровню 2017 года (до 40,5 млрд рублей), а по крупным и средним организациям – на 30% (до 31,2 млрд рублей). Это по всем меркам полный провал, особенно учитывая то, что в прошлом году в среднем по стране наблюдалось некоторое оживление инвестиционных процессов. При этом порядка 54% инвестиций в экономику Севастополя – это бюджетные средства, доля которых могла быть еще больше, если бы не срыв ряда крупных проектов, намеченных в рамках федеральной целевой программы.
Такая структура инвестиций, опять же, характерна для высокодотационных депрессивных регионов, где частный капитал вкладывает в экономику крайне неохотно из-за высокого уровня рисков. Это предположение подтверждают данные еще одного авторитетного исследования – ежегодного рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России агентства RAEX.
В последнем по времени исследовании (по итогам 2017 года) Севастополь оказался лишь на 70 месте по своему инвестиционному потенциалу, что вполне объективно отражает размер его экономики, и на 61 месте по уровню инвестиционных рисков. Из различных видов рисков, которые оценивает агентство RAEX, хорошие показатели у Севастополя - только в экологической сфере (2 место в России). По остальным же параметрам он находится в «подвале»: социальные риски – 64 место, экономические – 67 место, финансовые – 69 место, криминальные – 56 место, управленческие – 49 место. Ближайшими соседями Севастополя на шкале инвестиционных рисков в рейтинге RAEX – Республика Коми, Астраханская, Псковская, Ивановская и Мурманская области, то есть регионы с весьма проблемной экономикой и низкой привлекательностью для инвесторов.
Чтобы сказанное выше приобрело конкретику, достаточно обратиться к перечню инвестиционных проектов, представленных на карте Инвестиционного портала Севастополя. В настоящий момент в разделе «Реализованные проекты» на ней числится всего 21 объект, причем исключительно с бюджетным финансированием (16 из федерального и городского бюджета, 5 – только из городского). Легко напрашивается вывод, что за последние годы в Севастополе вообще не было реализовано ни одного проекта за средства частных инвесторов – или же власти предпочли эти проекты не заметить? Обращение к разделу «Реализуемые проекты» дает схожую картину: практически все из 113 представленных в нем пунктов – это инфраструктурные проекты, связанные с бюджетом. Спору нет: инфраструктура жизненно необходима для Севастополя, но один из главных смыслов ее создания – привлечение частного капитала. Если же этого не происходит, то вложения в инфраструктуру оказываются не более чем творческим освоением казенных средств.
А что же инвестпроекты, которые должен был реализовать бизнес? Здесь три года под руководством Дмитрия Овсянникова запомнились прежде всего серией фиаско. Самое громкое из них – рухнувшие планы по строительство оптово-распределительного логистического центра на 7 километре Балаклавского шоссе. Еще в 2017 году этот проект преподносился как решение проблемы растущих цен на продукты – утверждалось, что с его появлением цены в рознице удастся снизить на 20%. Стоимость логистического центра была заявлена в объеме до 7 млрд рублей, предполагалось также создать более 4 тысяч рабочих мест. К строительству планировалось приступить в 2018 году, инвестор начал вкладывать в предпроектные изыскания собственные средства, но уже в феврале этого года на Российском инвестиционном форуме в Сочи власти Севастополя представили совершенно иную концепцию освоения «пятна» на Балаклавском шоссе – с многоэтажной жилой застройкой, административно-деловым центром и развлекательными зонами. Как оказалось, власти города просто передумали предоставлять инвестору логистического центра землю, фактически похоронив этот проект в бюрократической волоките.
Показательным примером «продуктивной» работы над инвестиционным климатом стала и позиция команды Овсянникова в отношении резидентов свободной экономической зоны (СЭЗ), созданной в Севастополе после присоединения к России. Власти города фактически дистанцировались от инициированного на федеральном уровне урезания льгот для резидентов СЭЗ, дав понять, что их и так слишком много, а предоставленные им преференции привели к снижению налоговых поступлений в бюджет. Намерение правительства Севастополя отменить пониженные ставки налогов стало одним из главных поводов для конфликта Овсянникова с Законодательным собранием города, и, хотя льготные ставки удалось отстоять, это не избавило резидентов СЭЗ от новых форм административного давления. В конце прошлого года, к примеру, их обязали согласовывать в правительстве Севастополя списки сотрудников, чтобы получить возможность использовать льготы по страховым платежам.
В результате приток в СЭЗ новых резидентов фактически прекратился. Вот примечательная статистика из Единого реестра участников СЭЗ на территории Республики Крым и Севастополя, размещенного на портале Минэкономразвития РФ. На момент назначения Дмитрия Овсянникова врио губернатора Севастополя в конце июля 2016 года в городе насчитывалось 172 резидента СЭЗ, за оставшуюся часть 2016 года к ним добавилось еще 62 компании. В 2017 году список пополнился еще на 183 резидента, но уже в 2018 году появилось всего 38 новых участников СЭЗ, а за пять месяцев текущего года – только два. Похожая ситуация, впрочем, и в Республике Крым.
Наконец, хрестоматийным образцом «взаимодействия власти и бизнеса» в стиле Дмитрия Овсянникова стал конфликт вокруг севастопольского торгового центра «Муссон», который правительство города безуспешно пыталось закрыть и отправить под снос. В действительности эта история также про масштаб экономики Севастополя, где значимой единицей является даже такой малозначимый на взгляд высокопоставленного государственного мужа, как гипермаркет. Именно эту поправку на масштаб, как представляется, так и не осознал Овсянников за все три года, что возглавлял Севастополь.
Видя на управляемой территории лишь крупные бюджетные проекты (хотя и здесь надо помнить о весьма специфическом подходе к их реализации), Овсянников и его команда фактически не замечали тот бизнес, который сложился в Севастополе до них. Его действительно сложно заметить, если ориентироваться исключительно на формальные показатели, согласно которым статус крупного бизнеса официально имеют компании с оборотом от 2 млрд рублей. Но проблема как раз и заключается в том, что на такой небольшой территории, как Севастополь, «управление по показателям» оказывается пагубным подходом. Хотя, казалось бы, стоит всего лишь выйти из кабинета и открыть глаза, чтобы понять простые вещи: в экономике малого масштаба инвестором может считаться всякий, кто ведет хоть какую-то продуктивную хозяйственную деятельность, вплоть до владельцев небольших магазинов. Возможно, Овсянников рассчитывал на то, что сможет привести в Севастополь каких-то других инвесторов, готовых играть по тем правилам, которые им предложит власть, но этого не произошло – внешние игроки обычно приходят туда, где уже созданы благоприятные условия для своих.
Собственно, это и есть главная задача в сфере экономики для нового губернатора Севастополя, кто бы им ни стал.
Николай Проценко
Обсуждение (9)
В масштабах же всей России ничего подобного и близко нет.
Остались только воздушные замки ... .
Если судить об экономике Севастополя периода Дмитрия Овсянникова по данным официальной статистики, то эти три года никак нельзя назвать потерянным временем. Но хорошая динамика росстатовских показателей социально-экономического развития, которую ушедший в отставку губернатор наверняка ставит себе в заслугу, - это лишь краткосрочное достижение, во многом основанное на эффекте низкого базового уровня. Главным же итогом губернаторства Овсянникова для экономики Севастополя, причем с длительным негативным эффектом, стало серьезное снижение активности инвесторов – прямое следствие конфликтного стиля общения с бизнесом, который исповедовали экс-губернатор и его команда.
А на канале ИКС/СТВ О. Гасанов поет оды "бедному и обиженному нехорошими людьми Д. Овсянникову". Я его послушал и пустил бы слезу если бы не знал ситуацию в городе. Точно так же рекламировали управленческий подвиг меняйло при ремонте дорожного покрытия на ул. Вакуленчука от ЦУМа до ул. Руднева/Меньшикова. Канал СТВ продолжает свою линию противостояния законодательному собрания под флагом борьбы с неформальной оппозицией (непарламентские партии).
Ну кАнешнА, именно за плохие показатели его от нас избавили.
Овсян - сбитый лётчик. чего его обсуждать. тут о будущем надо думать. Спасать выборы и обеспечивать жизнь города - это разные задачи.
Три года жили приписками ,лозунгами и праздниками
Наверно за это и получил Овсянников от Путина благодарность.
Это плевок нам всем...
Это значит любовь к Севастополю уже прошла? Можно и наплевать на аборигенов...
Или испугался, что мы поднимем и Россию на дыбы?
Вот оно истинное лицо власти: алкашу и самодуру - повышение, негодяю и аферисту - благодарность " за активное участие...." И не надо нам рассказывть как ЕдРолидеры спасли город, ибо под руководством именно ЕдРоса город разграблялся и разрушался 3 года. И за это теперь благодарят.... Во дела!
to mila710: Естессвенно, Овсянникова сняли ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО из-за предстоящих выборов.. Все разгшоворы ЕР о единой команде - ЭТО ТОЛЬКО РАЗГОВОРЫ. Дел не было и верить им нельзя. Они работали в ОБЫЧНОМ РЕЖИМЕ 20 лет, а сейчас ВДРУГ решили исправиться исключительно для избирателей и ПЕРЕД ВЫБОРАМИ. Д. Медведев для этого решил ЦИФРОВИЗИРОВАТЬ даже партию ЕР. Он хоть понимает что говорит?
to Гаврила Бобров:
to Аэлита:
Как писали в СМИ, В.В. Путин не любит когда на него "давят" и благодарность Овсянникову демонстрирует его особое мнение. А то, что его ставленник цинично попирал принцип разделения ветвей власти и демонстративно игнорировал ЗС Севастополя, по "непонятным" причинам препятствовалразработке и принятию Генерального плана застройки Севастополя, проявлял "удивительную" беспомощность при выборе подрядчиков, выбирая самых одиозных, осталось за кадром.