Развожаева позвали спасать берега и пляжи Севастополя

Глаза в глаза и из первых уст – в таком формате учёным удалось донести до первых лиц Севастополя свою точку зрения на проблему оползневых берегов и исчезающих вовсе не под оползнями пляжей.
Встреча ученых, врио губернатора Севастополя Михаила Развожаева, главы Севприроднадзора Юлии Гавриловой прошла в пятницу вечером в Морском гидрофизическом институте РАН (Гидрофизе). Во встрече участвовали глава института Сергей Коновалов, вице-губернатор Владимир Базаров и заместитель декана географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Евгений Игнатов, более двадцати лет вместе с севастопольскими коллегами занимающийся проблемой берегов Севастополя.
Нельзя решать задачи – неважно, укрепления или освоения – на одном участке, не понимая, что он связан со всем побережьем. Берег требует комплексного подхода, а море не прощает ошибок даже на суше, настаивали ученые и Севприроднадзор.
Да, освоение и мелиорация должны быть осмысленными, согласился врио губернатора.
«Развивая город, мы в первую очередь должны учитывать процессы, на которые долгие годы закрывались глаза. Ошибки в бездарном пользовании природой очень дорого стоят», - заявил Развожаев, заверив ученых в своём содействии.
Смотрите по теме: ForPost Реактор. Крымский берег, держись!
Кто ответит?
Ведущий научный сотрудник Морского гидрофизического института РАН Юрий Горячкин весьма наглядно показал чудовищное убийство пляжей и всей системы природного баланса, к которым ведет бездумное «берегоукрепление». Общеизвестные примеры его – в разы сузившийся пляж под апартаментами «Парус» в Каче и под «шанхаем» там же, разграбление природных ресурсов на карьерах в Языковой и Немецкой балке, грунт и гравий откуда вывозятся «в неизвестном направлении».
«Направление на самом деле известно, но это дело правоохранителей», - сказал Горячкин, отметив, что пример Немецкой балки (разрыта по распоряжению качинского муниципалитета) дала основания частнику для схожих работ в Языковой балке.
Сверху распаханная Немецкая балка выглядит как лунный пейзаж. Декабрь 2018 года
Глинистые обрывы Северной стороны – самый проблемный участок побережья. Хозяйственная нагрузка на него всё возрастает (40% его длины занято населенными пунктами), и уже сейчас 10% его обрывов не является источником пополнения пляжей.
«Кому-то представляется, что песок и галька там взялись из ниоткуда и вечны – но это не так», - напомнил Юрий Горячкин то, что понятно многим, но, увы, не всем.
То, что убиваются не только пляжи и обрывы, но и их живой мир, наглядно подтвердила лисичка, недоуменно смотрящая на раскуроченную Языковую балку.
Есть ли у вас план?
Бетонная набережная, подпорная стена и стоящий за ней отель – корыстный, но заранее проигранный вызов стихии. Это подтверждали сделанные в соседней Николаевке фотографии, на которых обломки разбитых волнами бетонных подпорных стен были перемешаны с породами обрыва, разрушение которого бетон только ускорил.
Севприроднадзор и ученые выступили с инициативой создать Генеральную схему берегозащиты морского побережья. На ней в том числе будут определены участки для срочной берегозащиты и её оптимальные варианты, которые, как подчеркивали эксперты, вовсе не сводятся к понятию «берегоукрепление».
Прогнозируемая стоимость необходимой схемы – 72 миллиона рублей. Техническое задание на неё Севприроднадзор составил вместе с учеными, но средства на эту работу еще предстоит найти.
Когда лучше без денег
Впрочем, то, что денег на эту работу в Севастополь до сих пор не поступало, - это даже хорошо, отметил Юрий Горячкин. Крым их себе истребовал, и сейчас он даёт Севастополю пример того, как НЕ НАДО защищать берег. В частности, не изучив николаевский опыт (или сознательно не вняв ему), единую набережную вдоль песчаных пляжей сейчас строят между Евпаторией и Саками.
Юрий Горячкин перечислил основные управленческие ошибки Крыма, которых нужно избежать Севастополю.
- «Волевые решения» берегозащитных и природоохранных мероприятиях игнорируют научные прогнозы.
- Берег защищают точечно, не учитывая последствия для соседних участков. Генеральная схема укрепления берегов отсутствует, специалисты-береговики не участвуют в разработке Генерального плана города.
- Не проводятся необходимые для проектирования изыскания, стоимость проектирования и строительства занижается.
- Игнорируются прошлые ошибки и мировой опыт, крымские специалисты не привлекаются.
- Стремление освоить деньги, а не принести пользу. Неоправданная торопливость в принятии решений.
- Непрофессиональная оценка процессов в береговой полосе общественниками и СМИ, подталкивающая администрацию к торопливым решениям.
- ФЗ-44, позволяющий выполнять работы далеким от региона непрофессионалам, предлагающим меньшую цену.
Частные интересы
Защита берега – задача для общей, а не для частной пользы, отметил Горячкин, говоря об увеличивающемся числе жилых объектов на побережье. Раньше эта земля не зря имела только сельскохозяйственное предназначение
«Мы должны защищать территорию, а не хозяев дач. Сейчас говорят о том, что надо компенсировать ущерб тем, чьё имущество пострадало в оползне. Но мы были свидетелями того, как уже после оползня <на мысе Толстяк>, в 50 метрах от него хозяин дома делал надстройку», - привел пример сознательного риска ученый.
Отметим, что частные интересы в береговой полосе часто имеют отнюдь не дачные масштабы, и противостоять им – это мегазадача, которая была уже не раз провалена в Севастополе. Юрий Горячкин привёл расположенный по соседству пример такого провала двадцатилетней давности – пресловутые «унитазы», изуродовавшие панораму бухты и закрывшие вид на Штык и Парус. Именно с парагоновскими "унитазами" связывают ученые огромные трещины, которыми подёрнут весь нижний корпус Гидрофиза.
Это далеко не самые большие из трещин, появившихся после возведения так и не пользующихся спросом «фарфоровых» апартаментов.
Как не допустить, чтобы такими «трещинами» пошло всё наше побережье? Да простят меня учёные и чиновники, уставшие от внимания севастопольских активистов к каждому меняющему город шагу, но мнение горожан должно обязательно учитываться при выборе вариантов спасения.
Светлана Косинова