Обсудить черновой проект новой маршрутной сети Севастополя планировалось без вынесения в «публичную плоскость», но что-то пошло не так. Как будет строиться работа теперь, выясняли депутаты Заксобрания.
Кто слил?
На расширенное заседание комитета по городскому хозяйству, где инициаторы транспортной реформы должны были объяснить свой замысел депутатам, пригласили и муниципалов. Именно они, как выяснилось, стали «виновниками» утечки информации, разосланной по администрациям муниципальных образований, в широкие народные массы. Хотя обсудить и согласовать проект, напомнил и. о. замгубернатора Павел Иено, планировалось «без вынесения его в публичную плоскость».
«Но получилось так, как получилось», — с упреком констатировал Иено.
Как можно согласовать такое без обсуждения с горожанами? — искренне удивились отдельные представители муниципалитетов. Подчеркнем: отдельные. В целом же нежелание правительства делиться информацией вполне объяснимо: методы воздействия на руководство муниципалитетов у исполнительной власти есть, поэтому в прежние годы мы видели и не такие чудеса, как согласование несогласуемого. А уж если одобрение муниципальных властей последует, им можно прикрыть любые свои действия — ведь это, как подчеркивается при каждом удобном случае, самая близкая к народу власть!
Но получилось, действительно, так, как получилось. Вынесенная в публичную плоскость маршрутная схема произвела в городе фурор. Поэтому у каждого депутата, как сказал председатель комитета Вячеслав Камзолов, уже накопилась «целая кипа» замечаний и предложений. И у них было что сказать Павлу Иено и и. о. директора транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Станиславу Таматаеву.
«Я выскажу вам то, о чем мне 10 дней звонили избиратели», — пообещал от лица всех депутатов Артем Гордиенко.
И они высказали. Упомянут был практически каждый из популярнейших в городе маршрутов, отмена которых похожа или на безумие, или на спланированное вредительство. Как можно отменять 109, 107, 94, 92, 2, 14, 84, 105, 95? — недоумевали парламентарии. При ближайшем рассмотрении «задублированность» маршрутов оказалась липовой, а тревоги горожан — реальными.
«Отмена автобуса № 14 — якобы он дублирует троллейбус. Но тут у жителей опять вопрос – как они будут добираться в случае отключения электроэнергии и после 20.00?» — привел один из примеров Вячеслав Камзолов.
От себя добавим, что маршрут автобуса еще и длиннее, чем троллейбусный. Нельзя, считает Камзолов, трогать и популярнейший маршрут № 2, идущий из поселка Кальфа в Стрелецкую бухту — помимо прочего, им люди привыкли добираться до офиса Водоканала и пл. Восставших.
«95-й якобы дублируется 77-м, но 77-й идет через пл. Нахимова, к тому же и 95, и 77 в часы пик переполнены. 105-й просят не отменять, так как в районе «Маяка-1» нет школы, а летом транспорт переполнен еще и потому, что люди едут и на море, и на 35-ю батарею. С 107 и 109 вообще все понятно», — вразумляли чиновников депутаты.
Председатель Заксобрания Владимир Немцев обратил внимание на принципиальнейшие вещи: в результате реформы, как следует из приведенных в проекте цифр, ситуация с транспортом в городе не улучшится, а ухудшится. И это — под аккомпанемент абсолютно правильных разговоров об удобстве пассажиров и о том, что надо стимулировать горожан пересаживаться с личного транспорта на общественный — иначе пробки в городе не победить.
«При этом количество единиц транспорта должно снизиться с 900 до 670. А количество пассажиромест — с 46720 в 2022 году до 43425, согласно этой схеме. Как это коррелируется с увеличением пассажиропотока?» — попросил ответить спикер.
«Не убедили»
Помимо прочего, это означает еще и сокращение числа рабочих мест, — подчеркнул Немцев, а это для города тоже очень важно. Последовали объяснения, ничего, по сути, не объяснившие. Единственное, что можно было понять, — что маленькие автобусы будут заменены машинами средней и большой вместимости.
«Сокращается 258 единиц транспорта малой вместимости, а добавляется 17 средних и 11 крупных. Это исходя из таблицы, вы можете внизу посмотреть. Снижение числа единиц – это сокращение раб мест», — еще раз подчеркнул Немцев.
По поводу числа рабочих мест Станислав Таматаев привел просто сногсшибательный довод: их не станет меньше, поскольку водители уже не смогут работать по 16 (!!) часов, как работает сейчас (!!).
«Это все теория, это вы сейчас говорите», — ответил Владимир Немцев.
Фото ForPost
Вопрос о том, что сейчас, по признанию Иено, севастопольские водители проводят за рулем по 16 часов кряду, требует отдельного освещения. Ибо при таком режиме работы о безопасности движения можно даже не заикаться. Пока же вернемся к маршрутной сети.
«Учитывать нужно только количество людей, пользующихся маршрутом. Вы говорите, что маршруты дублируют друг друга. А вы попробуйте сегодня спокойно уехать утром с Проспекта Октябрьской революции — даже при «задублированности» маршрутов, о которой вы говорите, вы ничем там спокойно не уедете. О каком комфорте может идти речь?» — сказала Елена Глотова.
Слова об удобстве пассажиров два и. о. — замгубернатора и директора департамента — повторяли, как мантру. Но как убедить в этом людей, которым придется совершать по дороге одну, а то и две пересадки? Тем более если речь идет о стариках, инвалидах и детях?
«Коллеги уже сказали о тех знаковых маршрутах, которые люди не хотят отменять, я повторяться не буду. И дело не в том, что мы не хотим улучшения маршрутной сети. Но сегодня мама посадила ребенка на 109-й и знает, что он доедет, скажем, до музыкальной школы на Будищева. А завтра она будет знать, что ребенок должен где-то на середине пути выйти и пересесть на другой автобус», — сказала зампредседателя Совета Гагаринского МО Елена Яковлева.
Категорически не согласны депутаты и их избиратели и с отменой 92 и 94 маршрутов. Лавина возмущения добралась даже до депутата Госдумы Татьяны Лобач, которая обратилась в Заксобрание с просьбой маршруты отстоять. Идея отменить их сама по себе кажется дикой, а с учетом сегодняшней ситуации на 5-м километре - вдвойне.
«Сейчас это максимально криминальное, кошмарное, с дикой логистикой, неосвещенное место. Я бы не хотела проводить на 5 километре вечерние часы или даже днем пересаживаться там летом», — сказала депутат Екатерина Бубнова.
«Вы говорите о комфорте и сокращении времени на поездку, а фактически и то, и другое уходит в минус», — констатировал, обращаясь к представителям правительства, Роман Кияшко.
За этим последовала новая порция мантр о надежности и удобстве.
«Удобстве для департамента транспорта», — парировала Елена Глотова.
В ответ Павел Иено клятвенно заверил, что каждый день ездит на работу на троллейбусе. Называть номер троллейбуса не станем, дабы нас не обвинили в подстрекательстве. Эмоции по поводу транспортной революции в городе перехлестывают через край.
«Не убедили», - ответили, выслушав все доводы правительства, депутаты.
«Эта маршрутная сеть предложена людьми, которые далеки от реальности и в общественным транспортом никогда не ездят. И люди уже назвали это форменным вредительством», — сказала Елена Глотова.
Говорите сейчас
В итоге Павел Иено заверил собравшихся, что планы предварительные и без одобрения жителей города внедрять их в жизнь никто не станет.
«Никто еще ничего не убирает, поймите. И если мы не сможем вам что-то доказать, мы ничего убирать не будем. Мы показали видение наше. Если вы считаете, что маршруты надо оставить — дайте нам это предложение», — сказал он.
Собирать предложения власти намерены в течение двух месяцев — в апреле и мае. Выйти «на контрактацию новой маршрутной сети», по словам Иено, планируется в августе. Контракты, напомним, будут заключаться на пять лет, и потом разорвать или пересмотреть их будет, мягко говоря, проблематично - такие доводы департамент транспорта в прошлом приводил неоднократно. Так что севастопольцам стоит быть бдительными и высказать все свои пожелания сейчас. Тем более что во время заседания прозвучало несколько довольно выразительных фраз. Павел Иено, например, призвал не руководствоваться эмоциями и не мечтать о том, чтобы "все были счастливы", а ориентироваться "на показатели".
«Если мы с вами перейдем к обсуждению в соцсетях, мы никогда оттуда не выйдем. Все равно мы вынуждены искать компромисс и найти золотую середину между желаниями и реальностью, — предупредил он. — Максимально дайте нам любую информацию, но алгоритм будет следующим: через месяц мы еще раз соберемся на этой площадке, и мы составим график выезда во все муниципалитеты, в каждом муниципалитете презентуем эту сеть, поругаемся, поспорим, вы нас проклянете, потом простите, но выходом должен стать компромиссный вариант».
Депутаты предупредили: собираться и обсуждать промежуточный результат обсуждения они намерены неоднократно, и не на финальной стадии, а заблаговременно. И уж, конечно, результатом должно стать не прощение и отпущение грехов, на которое надеется Павел Иено, а маршрутная сеть, действительно удобная для жителей города. А эта цель, как заметил кто-то из присутствующих, станет гораздо реальнее, если на обсуждение в муниципалитетах (и не только) сотрудники департамента будут ездить на общественном транспорте.
Ольга Смирнова