пн, 16/10/2017 - 15:16

Портреты царя в Крыму и Севастополе: спекуляция или память?

Реклама выставки «Живые картины» в Керчи, посвящённая памяти Николая II, обернулась ЧП. Инсталляцию на асфальте неизвестные закрасили чёрной краской.

В отличие от Керчи, в других городах Крыма и в Севастополе портреты царя, напротив, множатся в большом количестве. С чем связан такой резонанс, выяснял ForPost.

В Керчь прибыла художественная мультимедийная выставка «Живые картины», созданная при поддержке екатеринбургской епархии и Храма-на-Крови, который был построен на месте расстрела царской семьи. Этот проект посвятили жизни и гибели последнего русского императора Николая II и его семьи.



Чтобы привлечь внимание жителей Керчи к событию, организаторы выставки нарисовали на асфальте одной из городских улиц портрет последнего российского царя. Однако в минувшие выходные неизвестный закрасил инсталляцию чёрной краской – «чтобы не осквернить царское имя».

В сообществе «Керчь» социальной сети Вконтакте горожанка Анастасия Альмяшова опубликовала снимки и подписала их кратко: «В Керчи вандалы против истории Руси». Далее девушка пояснила, что двое взрослых мужчин испортили портрет Николая II: «Хулиганы при свете белого дня закрасили чёрной краской афишу уникальной мультимедийной выставки».



Организатор выставки Андрей Куприн запечатлел мужчину в камуфляже, который закрасил портрет, а суть краткого с ним разговора пересказал журналистам портала Е1.ru.

«Я спросил, кто он такой, он ответил, что он против того, чтобы по императору люди ходили ногами. Я сфотографировал машину, на которой он приехал, тут ещё один мужик стал мне угрожать», - рассказал Андрей Куприн.  

История с распространением портретов Николая II нашла место и в Севастополе. Горожане заметили, что на обочинах дорог появились билборды с изображением царя. Он, как бы вглядываясь в лица прохожих, призывает их не отдать на поругание своё имя.

Доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Таврической академии КФУ Андрей Ишин в комментарии ForPost сказал, что и появлению, и порче инсталляции на асфальте в Керчи, и "рекламным" портретам царя в Севастополе и других городах Крыма следует дать правовую оценку.

«Установка билбордов и зарисовка должны быть санкционированы законодательно, иначе будут анархия и хаос. Если эта выставка была санкционирована и инсталляция была создана в законном порядке, но зарисовка такого рода портрета попадает под административные санкции», - объясняет Андрей Вячеславович.  

Эксперт отмечает, что интерес к персоне последнего русского императора Николая II – двоякий. С одной стороны, он вызван столетием со дня трагических и революционных потрясений, обусловленных мученической кончиной царя и его семьи. С другой стороны, в этих акциях прослеживаются спекулятивные моменты, которые зачастую искусственно создают шумиху вокруг имени Николая II, что не идёт на пользу его доброй памяти.

«Я историк, долгое время занимался и занимаюсь изучением этой эпохи, изучаю личность Николая II, для меня этот человек достойный и уважаемый. Я с огромным уважением отношусь к его пути, к его трагедии и боли его близких, которые были зверски убиты. Вместе с тем я не могу разделить экзальтации и радикализма, которые, к сожалению, наблюдаю вокруг. Считаю, что все акции, связанные с любым человеком, должны находиться исключительно в правовом пространстве. Выход из него всегда чреват, в том числе последующим неуважительным отношением», - говорит доктор исторических наук Ишин.



А председатель союза ревнителей памяти императора Николая II Алексей Васильев считает, что появление билбордов с портретом русского императора – это своеобразный ответ тем людям, которые пытаются извратить историю, как на словах, так и в «известных фильмах».

«Они /билборды с портретом Николая II, - прим.ред./ есть не только в Севастополе, я видел их и в Евпатории. Это хорошо и правильно, это дань памяти. Это повод вспомнить об истории, столетии переворота, который изменил жизнь державы и многих поколений. Мы должны это чтить, помнить и выносить из истории лучшие моменты», - сказал лидер крымских монархистов.

Васильев предположил, что билборды были установлены по инициативе либо частных лиц, либо общественных организаций, либо церковных общин.

«Я убеждён, что это тот случай, когда инициатива исходит снизу. Мне кажется, что власти на это смотрят со стороны, а инициатива народная. Хотелось бы и официальную поддержку властей, мы должны помнить историю», - сказал Алексей Васильев.



Елена Журавлёва

фото из открытых источников Интернет

Теги:
Читайте также: