Александр Бастрыкин бьёт тревогу: за год на треть увеличилось число тяжких и особо тяжких преступлений, совершённых подростками.
Глава Следкома знает способы бороться с «детской Кущевкой»: ужесточить ответственность за сериалы с маньяками и романтизацией преступности, убрать из эфира ролики с насилием, а из компьютера — игры с кровавыми сценами.
Под контроль нужно взять и ММА-клубы, где «воспитывают будущих отморозков», считают радикально настроенные граждане.
Эксперты изучили рекомендации сверху и снизу и поделились выводами с ForPost.
Криминальные сводки
Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин в интервью «Комсомольской правде» озвучил статистику по подростковой преступности:
«Если в 2022 году было возбуждено 8573 уголовных дела, то в 2023 году — уже 8757. Но большую обеспокоенность вызывает именно увеличение числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых подростками. В 2023 году их стало на треть больше, а в общем массиве совершённых ими преступлений доля групповой преступности составила свыше 40%».
В криминальные сводки попал Санкт-Петербург, где 16 подростков нападали на прохожих, провоцировали драки, преступления снимали на смартфон. Видеоролики с их «подвигами» регулярно появлялись в разных пабликах.
По этому же сценарию подростки «двигались» в Тюмени. В Волгограде избили пассажира автобуса за сделанное им замечание.
Но это ещё цветочки. По данным «АиФ», занимавшиеся в клубе ММА несовершеннолетние Аслан и Арсен (имена изменены) из подмосковного Железнодорожного сколотили банду, которая похищала детей.
Они требовали, чтобы жертвы киднэппинга звонили родителям и просили пополнить банковские карты преступников на суммы от 500 до 3000 рублей. Если взрослые отказывались платить, детей жестоко избивали, ставили на «счётчик», грозили «опустить».
Многие пострадавшие молчали, так как боялись за жизнь детей: с бойцами ММА никто связываться не хотел.
Одни из родителей приехали на место преступления и были жестоко избиты. После того, как в соцсетях был опубликован пост о нападении, выяснилось, что братья-главари совершали преступления и раньше, но всё решалось без заявлений в полицию.
«Дело в том, что папа братьев — бизнесмен и очень богатый человек. Он даёт деньги пострадавшим, почему они все и забирали заявления. Он и нам предлагал, но мы сразу отказались. <…> Полиция тянула с возбуждением уголовного дела», — рассказала журналистам жертва нападения подростков Ольга Сергеева.
Всё изменилось только после личного вмешательств главы Следкома. Возбуждено уголовное дело по статье «Хулиганство» УК РФ.
Клубы ММА против улицы
Некоторые жители Железнодорожного поделились с журналистами мнением, что правоохранителям нужно проверить клубы по подготовке бойцов ММА, где, с их слов, готовят преступников.
Чемпион мира по смешанным единоборствам в среднем весе, тренер Александр Шлеменко отверг эти обвинения.
«Главное наше правило — воспитать детей, которые будут как можно дальше от этого. Другое дело, кто-то когда-то пришёл, позанимался, не захотел трудиться и пошёл на улицу компенсировать свою неполноценность, самоутверждаться за счёт слабых. Это всегда было», — сказал ForPost Шлеменко.
Он отметил, что в официальных ММА-клубах работают тренеры «с соответствующей квалификацией» — люди с профильным образованием, мастера спорта.
Тренеры — не просто наставники, для многих ребят они — вторые отцы, подчеркнул наш собеседник:
«Постоянно мы с ними проводим беседы, пропагандируем базовые человеческие ценности, личным примером показываем, что правильно и честно жить намного выгоднее, чем наоборот».
В то же время Шлеменко считает, что проблемы могут возникнуть в подпольных клубах ММА, и объяснил, почему:
«Когда родители приводят ребёнка в наш клуб, мы требуем от них паспорт. Он необходим для заполнения согласия на обработку персональных данных. Если родители не граждане РФ, то им устроить в клуб ребёнка невозможно».
Некоторые бойцы ММА на условиях анонимности сообщили ForPost, что в подпольных клубах «поощряют подростковую преступность». Поэтому они советуют правоохранителям почаще туда заглядывать, чтобы на корню пресекать факты из криминальной хроники.
Борьба с контентом
Ещё одно направление, по которому стоит работать, — борьба с контентом, который может романтизировать преступность и пагубно влиять на сознание детей, считает Александр Бастрыкин.
«В этой связи надо как можно скорее принять закон об административной ответственности за распространение с использованием платформ потокового вещания фото- или видеоматериалов с изображениями противоправных деяний, совершённых с особой жестокостью, а также усилении уголовной ответственности за совершение преступления с публичной демонстрацией в СМИ, а также сети Интернет», — отметил в своём интервью глава СК РФ.
Он также предлагает бороться с компьютерными играми и короткими видеороликами, вызывающими «в комментариях большую агрессию, которая в дальнейшем переносится в реальную жизнь».
Опасения Бастрыкина не напрасны. Учащийся 5-го класса одной из школ Орехово-Зуева напал на мать с ножом. Ему не понравилось, что она заставляла делать его домашнее задание.
По данным Shot, ребёнок угрожал убить женщину и себя. Мать разгневанного пятиклассника вызывала полицию, школьника увезли в психбольницу.
Ещё об одном инциденте почётному адвокату России Евгению Харламову рассказала его знакомая. Группа подростков жестоко избила 18-летнего юношу за то, что тот нелестно о ком-то отозвался в соцсети.
«Много конфликтов происходит из-за лайков, постов в интернете, видеороликов. С этим надо что-то делать», — сказал ForPost Харламов.
Бастрыкин предлагает вводить механизмы мониторинга такой агрессии, назвав для примера опыт центров информационной безопасности молодёжи и психологической помощи, работающих в некоторых регионах.
Преступность и запреты
Социолог Анна Очкина сомневается, что предлагаемые меры исправят ситуацию.
«Если бы подростковая преступность начала фиксироваться с появления ну хотя бы кинематографа, сериала «Слово пацана», можно было бы сказать: «После того, как появился этот фактор, мы стали фиксировать подростковую преступность — раньше её не было». Однако это не так. Подростковые банды были всегда — это изобретение не нашего времени», — сказала ForPost Очкина.
По её мнению, сложно доказать связь литературных произведений с действиями подростков. Как пример Очкина привела роман Иоганна Гёте «Страдания юного Вертера», с помощью которого немецкий поэт «хотел решить проблему собственных суицидальных настроений».
«Писали, что после выхода этого романа многие молодые немцы свели счёты с жизнью. Мы не знаем, было бы как-то иначе, если бы Гёте не написал «Страдания юного Вертера». Как это доказать? Поэтому путь, которым предлагает идти глава СК, не совсем верный», — выразила свою точку зрения социолог.
Она напомнила, что «уже существует ответственность за распространение порнографии». А Роскомнадзор в 2015 году запретил СМИ указывать способ и причины самоубийства.
Кроме того, интернет-провайдеры внедрили «Родительский контроль». Адвокат Евгений Харламов на собственном опыте испытал, как работает этот метод защиты подростков от вредной информации.
Его десятилетний сын может скачать фильмы, мультфильмы, игры с возрастным цензом «9+». Продукция с маркировкой «12+» ему ни для просмотра, ни для скачивания недоступна. Информация о том, что ребёнок заинтересовался таким контентом, поступает на смартфон Харламова, и он может разблокировать безобидный фильм или игру.
Очкина считает такую меру профилактики адекватной. Она уверена: если вводить запреты, ограничения, то «придётся запретить пьесу «Гамлет», главный герой которой «убил всех»; трагедию «Ромео и Джульетта» из-за пропаганды подросткового суицида; роман «Война и мир», «где можно найти всё», а также жёсткие кадры в новостях, которые показывают по федеральным каналам.
Кстати, соответствующий законопроект в прошлом году поступил на рассмотрение в Госдуму. Его разработали члены фракции ЛДПР, сообщала «Российская газета».
«Смакование картин реального насилия в СМИ пробуждают агрессивные тенденции в детях и подростках. В связи с чем совершенно очевидно, что необходим законодательный запрет на демонстрацию сцен насилия, прежде всего, на телеэкране. Полагаем, что обществу не нужны подробности совершённого преступления в деталях, обществу нужно видеть, что все виновные понесли наказание за содеянное», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Табуировать насилие в новостях предлагают с 7:00 до 24:00.
Если не запрещать, то что?
Социолог Анна Очкина считает, что в борьбе с подростковой преступностью нужно идти другим путём.
Она напомнила, что родители сегодня «мало влияют» на детей, которые «поддаются влиянию среды» и «склонны на неё ориентироваться». В подростковых трендах — вторичная, неофициальная среда. Задача общества — создавать такую среду, только со знаком плюс, уверена социолог.
«Сегодня подросткам нужно пораньше давать возможность делать что-то полезное для людей — не под надзором, когда тебя заставляют, а добровольно. К сожалению, в школах идея общественно-полезного труда выродилась в уроки, на которых юноши делают бесполезные детали, а девочки варят борщи. У детей нет возможности проявить себя. Они вынуждены по 8 часов сидеть в душных кабинетах и слушать, как на них кричит учитель — несчастная по жизни женщина. Эту ситуацию нужно исправлять», — считает социолог.
На такой профилактике настаивает и почётный адвокат России Евгений Харламов:
«Многие криминологи говорят о том, что усиление криминальной ответственности не приводит к уменьшению числа той или иной разновидности преступлений. Следовательно, нужно работать в другом направлении. Я как человек, выросший в СССР, помню, как с нами работали: мы постоянно были задействованы в ДОСААФ, в кружках, всегда были на виду. Нами занимались. Что сейчас? Низовое звено — профилактическое — либо на бумаге, либо не ведётся. Ушёл из общества старший товарищ, который так необходим детям».
Бастрыкин понимает это. Он заявил, что уже подготовлен законопроект о возрождении наставничества.
Ещё одна из мер профилактики — усиление роли подразделений по делам несовершеннолетних.
«В нашей стране существуют центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей в системе МВД. Полагаем, необходимо расширить категории детей, которые могут помещаться в такие центры по решению суда, например, неоднократно совершившие административные правонарушения. В центрах с такими ребятами будут работать психологи и другие специалисты, которые смогут на ранних стадиях скорректировать деструктивное поведение», — резюмировал глава Следкома.
Роберт Вочовский
Обсуждение (5)
"За год на треть увеличилось число тяжких и особо тяжких преступлений, совершённых детьми."- Кто бы мог подумать, с чего бы это, "пацаны решили сказать свое слово"?
Как говорится, лучше прозреть поздно, чем никогда. То, что в фильмах брюлят сигаретки, бокалы с пивом и женскую грудь, говорит о том, что те, кто даёт такую команду, прекрасно осведомлены о том влиянии на сознание, которое оказывает экран.
И они же НИКОГДА не брюлят сцены насилия - удары ножами, кровь рекой, пули, отрывающие конечности...
Вот Следкому бы и поинтересоваться, кто и с какой целью занимается распространением этого. Просто запретить фильмы и сцены - полдела. А докопаться, кто специально занимается популяризацией насилия - уже дело.
Спасибо, что Бастрыкин ещё смартфоны не запретил, ведь на них дети снимают, а потом в сеть выкладывают свои похождения/преступления.
Бастрыкин бьёт тревогу, а кто из чиновников проводит работу по профилактике подростковой преступности? Реальную работу, а не фиктивную, сидя в тёплом кабинете???
"Верной дорогой идёте, товарищи!" или всё-таки нет?