Севастополь

«Почти полдень». Гость – Татьяна Корниенко, детский писатель

Севастопольский детский писатель Татьяна Корниенко в программе «Почти полдень» в студии ForPost рассказала о современной детской и подростковой книге.

«Почти полдень». Гость – Татьяна Корниенко, детский писатель

Сегодня, 2 апреля, во всем мире отмечается Международной день детской книги. В гостях у программы «Почти полдень» -  севастопольская сказочница всероссийского масштаба Татьяна Корниенко, работающая в жанре детской и подростковой литературы.

Какая она – правильная детская книга, что читают дети сейчас?

Смотрите запись эфира с Татьяной Корниенко.

Вопросы задавала Татьяна Руснак.

 - Здравствуйте, сегодня, 2 апреля, отмечают День детской книги. У нас в гостях Татьяна Геннадьевна Корниенко, детский писатель, учитель, член Союза писателей России. Здравствуйте.

- Здравствуйте.

- Татьяна Геннадьевна, вы по первому своему образованию - инженер. По второму - психолог. Совершенно разные сферы деятельности, но в итоге жизнь показала, что ваше призвание - это писательское дело. С чего все начиналось, как вы почувствовали, что именно это ваше?

- Я пробовала писать еще с раннего детства, но столько было искушений различных вокруг, хотелось и того, и другого. А когда количество искушений стало чуть-чуть поменьше, повзрослел ребенок, я тогда занялась писательством. Ну и уже было о чем сказать.

- Начали, если я не ошибаюсь, со стихотворений.

- Да, сначала были стихи, взрослые стихи, детские стихи, они так бок о бок жили, потом я поняла, что мне интереснее писать для подростков прозу. Была первая книжка, для пробы написанная, с воодушевлением, - “ Белая кошка”. Мне понравилось это. И я и для себя и для других объявила, что я занимаюсь исключительно подростковой литературой. Сейчас стихи проскакивают, но очень  мало.

- Но почему именно для подростков? Чем привлекла эта аудитория?

- Они искренние, и они уже опытные. Они уже пожили. Для маленьких детей мне не так интересно писать, потому что там их обычно чем-то удивляешь, показываешь мир какой-то, поговорить с ними по душам не получается. А вот подростки - это практически уже взрослые люди, только у них еще мозги не закостенели. Поэтому можно все на пике делать. Проблем очень много, которые их волнуют. Я себя в принципе чувствую, когда я работаю  с ними, наравне где-то. Кого-то понимаю, кого-то не понимаю, мне нравится с ними разговаривать.

- Если затронуть вопрос героя книги, то ваш герой - кто он? Я понимаю, что для каждой книги герой свой, но  опять же, возможно, есть какой-то собирательный образ, из черт, личностных характеристик, которыми вы наделяете героев ваших книг…

- Да, у меня герои, если смотреть из книги в книгу, - ну, во-первых, это герои. То есть не герои произведений, а это герои. Люди, которые в состоянии перешагнуть через какие-то трудности, возможно, измениться. Если взять, например последнюю мою книгу, то это действительно,  -  герой. Это не книга, это еще рукопись, она отправлена на один из конкурсов международных литературных для подростков. Это Павел Бондарев, это человек, о котором в Севастополе говорили.

- Это севастопольский герой.

- Да, это севастопольский герой. Да, 5 лет говорили все, все каналы, все телевизионные, а сейчас, я не знаю, может быть, кто-то помнит, а кто-то забыл. Это парень, который рос как герой. Он задавался вопросами, он в своей жизни пытался ответить на эти вопросы.

Когда пришел момент, когда ему пришлось закрыть собой  двоих детей, спасти их, вряд ли он тогда задавался вопросами какими-то, - стоит это делать или нет, там секунды были. Он сделал это, наверное, не потому, что, опять-таки, какими-то вопросами задавался в тот момент, а вся его жизнь к этому привела. И у меня сейчас рукопись есть о Павле Бондареве, я ее 4 года писала.

Полтора года я встречалась с членами семьи, с друзьями, педагогами, с детьми, которые были им спасены. Была на открытии памятника, который на улице Горпищенко, на месте гибели Павла стоит. Мне бы очень хотелось, чтобы этот герой не был забыт.

Парень писал дневник, там такие откровения! Высокодуховные, по-настоящему высокодуховные. Я очень надеюсь, что эта книга будет издана, очень надеюсь.

Потому что современные книги очень часто не доходят до читателя, тиражи небольшие, 3.000 экземпляров, 5.000 экземпляров. Ну кто о таком герое узнает? Для этого нужно большой объем литературы. Если взять, например, “Тимур и его  команда”,  - какое движение было! Если бы о Тимуре прочли 3.000 школьников, получилось бы движение? Наверное, не получилось бы, правда? Была государственная поддержка. Финансовая, идеологическая поддержка.

Сейчас, времена изменились, этого не будет. Но, по крайней мере, севастопольцы должны знать своих героев.

- Мы должны знать это и помнить.

- Конечно.

- Вы работали над этой книгой очень долгое время,  прорабатывали материал, вами полученный, могли бы, может быть, выделить что-то, что вас очень сильно поразило и чему уделено в книге достаточно большое внимание?

-  Вы знаете, меня поразил интеллект Павла,  начиная с самого детства. Я прослеживаю его жизнь, начиная со второго класса. До момента гибели - интеллект и высокая духовность. Это и семейное воспитание, это и умение этого парнишки  замечать красоту вокруг, - это все было. Повесть художественно-документальная, но там, собственно говоря, характер - он совершенно не выдуманный. Он умел прощать, он умел дружить. Там даже в конце у меня приведено письмо, которое он оставил своему племяннику. Так вот, это письмо можно рассматривать, как завещание, наверное, подросткам.

Там невозможно это читать без волнения, без дрожи. Он не подросток на тот момент был. Ему было 24 года, но далеко ли ушел он из подросткового  возраста... Юноша разговаривает со своими практически сверстниками. Он делает это по собственному желанию, его никто не заставлял. За что любой педагог, наверное, его не просто похвалил бы, слов просто не находится, как бы он оценил бы, что он сделал. Это письмо не было передано племяннику,  его обнаружили после гибели Павла. Вот в рукописи и, надеюсь, и в книге мы сможем его впервые прочесть.

- Все-таки, в начале вы рассказали о том, что достаточно большая основа была заложена в детском, подростковом периоде…

- Конечно.

- Как найти тот период, когда нужно уделять значительное  внимание своим детям? Опять же через что -  через книги, через какие-то материалы, произведения?

- Конечно. Он, кстати, очень читающим парнем был. И ему нравилась совершенно разная литература. Он любил фантастику, научно-популярную литературу. Он много читал по психологии  литературы. Но самый интересный момент - в определенное время его жизни они всей семьей - мама, сестра и Павел - они  изучали Библию.

И вот этот момент, он прослеживается на протяжении всей его жизни. Он не стал ортодоксальным поклонником церкви,  скажем. Но мать, сестра, которая помогала матери и заменяла иногда маму, они привили ему, дали  понять, что окружающий мир - это не только то, что мы видим, чем пользуемся, он намного шире, он намного разнообразнее. Он прекрасный. И в зависимости от того, как мы на него глядим, он может меняться.

Если мы от него хотим получать, - он будет один, а если мы хотим ему давать, будет совершенно по-другому.

Немаловажен и такой фактор, что у Павла были замечательные друзья, которые его понимали. Об этом говорилось тоже и в газетах, и на ForPost говорилось о том, что его называли Паша-совесть.

В период взросления, в подростковый период, начало юности - это была шутка, но, тем не менее, когда Павла не стало, называя его Паша-совесть, уже никто не шутил совершенно. И я знаю, что один из его друзей до сих пор по привычке приходит на место его захоронения, чтобы именно там, в тишине, рядом с его могилой, решать свои какие-то сложные проблемы.

- Действительно, о таких людях надо помнить, однозначно следует помнить, будем надеяться, что эту книгу хорошо примут на конкурсе.

- Будем надеяться, ведь сейчас герой - как таковой - он есть, он существует, но вот такой однозначный герой утерян, и мне очень хочется хотя бы для севастопольцев возродить традицию иметь своего настоящего героя, которого любишь и которому хочется подражать.

- Если продолжить тему конкурсов, которую вы начали, лично для вас фестивали, конкурсы, какую роль играют? Для одних это слава, для других признание своей деятельности, своих трудов… Вот для вас - что это?

- Ну, у меня две цели. Первая и основная цель: когда участвуешь в конкурсе, знакомишься с писателями, я член жюри международной литературной премии  имени Владислава Крапивина с 2011 года. То есть я знакомлюсь с литературой других авторов, я с ними общаюсь. Я имею возможность высказать свое мнение, потому что  на конкурс поступает литература очень разная, держа рукопись в руках, хочется сказать: люди, это надо издавать. Это не сериал, это не часть за частью, на что сейчас падки издательства... Это книга, большая книга.

А есть литература, которую хочется отложить. Ну, нравится читать, читайте своим детям, не надо это для всех. Это первая моя такая цель.

А вторая - абсолютно меркантильная: дело в том, что сейчас издаться очень сложно, мне повезло, я не издала за свои деньги пока ни одной книги. Во многом мне сначала, пока мы не были в России, помогала городская программа поддержки развития русского языка и литературы, все книги, которые находятся в библиотеке, мои книги, - они изданы именно по этой программе. А потом я стала участвовать в конкурсах. Когда ты участвуешь в конкурсах, и тебе повезет, тебя заметили, - то, как правило, предлагают издательство. Взять книгу и небольшим хотя бы тиражом дать возможность прочесть читателям.

- Вот еще один значительный конкурс, в рамках России, - это международный конкурс  имени Сергея Михалкова. Насколько мне известно, вы там отметились, что могли бы рассказать касательно этого конкурса, ваших работ? Насколько мне известно, вы там победили. Вторая премия, если я не ошибаюсь.

- Была, два раза участвовала в конкурсе, да, первая книга у меня была «Espressivo», тогда мы еще были в Украине. Она будет издана в Украине, ее издание готовится, а потом она была переиздана уже в России в рамках конкурса. Она была отмечена,  ее детское жюри (там параллельно взрослое жюри  работает и детское) поставило на первое место. Она для меня очень дорога, я ее считаю своей самой лучшей книгой.

- Как называется, еще раз?

- «Espressivo». Это музыкальный термин, это о росте таланта. О непростом росте, музыкального, в частности, таланта. Ну, какая разница - талант, он любой талант и есть, да. Это термин музыкальный, «Espressivo», значит - с полной отдачей. У меня там герои живут с полной отдачей. Вторая книга “Херсонеситы” - это фантастика, боевик, триллер, детектив.

- Много жанров совмещается, да?

- И в то же время это моя дань городу. Я Севастополь очень люблю, у меня никогда не получалось написать о Севастополе стихов, потому что у меня все время больше было внутри, чем я могла сказать. Ну, поэт я, наверное, такой. Кто-то пишет очень много, а у меня не получается.

А вот здесь я изучала, год примерно, ту тему, на которую буду писать. Когда я поняла, что я стою, закрыв глаза, на улицах Херсонеса, могу представить людей, которые ходят, скульптуры, дома, подворотни, дороги, - то я начала писать, - и вот эта книга рассказывает и о Древнем Херсонесе, и о Севастополе. Очень трудно было удержаться, когда начитался очень много - хочется и о том, и об этом. У нас удивительнейшая история в городе, много очень памятников, и когда пишешь, - зацепишься за одно и то же…

- Сразу возникает что-то еще?

-Да, я еле удержалась, чтобы о своем любимом Нахимове не рассказать. О героях Севастополя, потому что это все-таки художественное произведение, а не путеводитель. Все равно написала, а потом выкидывала, страниц, наверное, 60 из книги выкидывала, чтобы путеводитель не получился. Вот она была отмечена, я получила вторую премию, я рада, были очень достойные авторы. Я, участвуя в качестве члена жюри, с трудом понимаю, как и мы жюри, и другие жюри  вообще среди такой массы современной интересной литературы могут отобрать первое, второе, третье место…

- Очень трудно.

- На самом деле - очень. Очень и очень трудно.

- Что касается произведений, в  которых авторы вдохновляются Севастополем, возможно, еще есть книги, в которых отображена специфика, атмосфера этого удивительного города?

-Да, конечно. Я начинала с первой книги, это книга фантастическая, “Белая кошка” Она, кстати, мне кажется, больше всего нравится младшим подросткам. Наш 7-й  филиал, библиотека, принимал участие с буктрейлером во всероссийском конкурсе, и мальчик занял первое место именно с этой книгой. Я надеюсь ее издать. Она издана только для севастопольцев, я готовлю сейчас издание так, чтобы ее могли почитать где-то еще.

 Там фантастическая, подростковая, космическая героика. Там Севастополь узнается, но не особо называется, я старалась его всеобъемлюще сделать. «Espressivo» - это тоже севастопольский вариант, и она посвящена замечательному учителю - Марии Константиновне Чурба, которая рано ушла из жизни, но которая сделала из многих детей, которых я знаю, настоящих музыкантов.

- И напоследок немного советов для родителей: все-таки, какие книги вы бы посоветовали покупать, и какие, строго, - наоборот, запретить к прочтению?

- Ну, наверное, запрещать ничего не надо, потому что это вообще благо, что ребенок обращает внимание на книгу. Бывает книга для развития, и бывает просто ребенок пришел из школы, и ему надо просто так, оторваться немножко. Вот он почитал. Но тенденция определенная есть.

Я постоянно занимаюсь литературной деятельностью с малышней,  последнее время у них одно и то же, они пишут, сочиняют и не могут отойти от этих тем. У одного дар воздуха в каких-нибудь выдуманных мирах, вернее, управление воздухом, управление водой и так далее. Но это дар - никакого труда. Они зацикливаются очень часто на полной фентези, не на фантастике.

Фантастика - извините, на фантастике полет Юрия Гагарина вырос, возможно, вот. Мы вообще в последнее время очень привыкли все получать, и чтобы ничего отдавать не надо было.

Такую литературу – ее, может быть, в каком-то объеме и стоит почитать, но не полностью отдавать себя на литературу, которая ничего совершенно не несет  для развития ребенка. А все остальное - пожалуйста, можно читать. Единственное желание и рекомендации: родители, если вы ребенку покупаете книгу, как бы она ни была красиво оформлена, сколько бы вы денег за нее ни заплатили, - пожалуйста, прочитайте ее самостоятельно сначала. Потому что вы там можете найти все, что угодно, что ребенку совершенно не нужно.

- Спасибо, что пришли к нам в студию и за интересное общение.

- Спасибо.

- Напомню, что с нами была Татьяна Геннадьевна Корниенко, увидимся.

 

Программа подготовлена по заказу БФ "35-я Береговая батарея"

 

714
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (1)

Profile picture for user Odesey
482

побольше бы талантливых людей Севастополю...

Книгу " ESPRESSIVO" стоит прочитать всем начинающим музыкантам, а детские стихи детям

Главное за день

Власти Крыма собрались навести порядок в миграционной сфере

Для трудовых мигрантов разработали более строгие условия пребывания.
18:16
12
1442

Не имеем права забыть: как 80 лет назад Крым освобождали от нацистов

Почему Крымская операция смогла состояться и как повлияла на исход Второй Мировой войны.
14:20
0
518