чт, 14/09/2023 - 15:25

Почему россияне не едят крабов

«Очень дешёвый и нормальный краб» скапливается на складах, и его никто не покупает.

Россияне не хотят есть крабов, пожаловался Иван Михнов, руководитель одной из крупнейших в РФ крабодобывающих компаний.

По его словам, в стране есть «очень дешёвый и нормальный краб», а вот культуры их потребления у наших людей нет, и создавать её «нужно бегом», рассказал он РБК.

Понятно, почему посетовал бизнесмен. За рубежом уменьшили закупки крабов, пойманных российскими предприятиями, и не востребованная иностранцами продукция скапливается на складах, рассказали журналисты со ссылкой на Росрыболовство.

«Дешёвый краб сейчас везде. Сегодня краба-стригуна продаём примерно за 500–600 рублей в стране... И хорошего качества. И никто не берёт», — сетует Михнов.

Читайте также: Почему россияне стали забывать вкус рыбы 

Это экзотика

Версия про отсутствие у россиян культуры потребления крабов отчасти верна, считает когнитивно-поведенческий психолог Алексей Сапкин.

Он обратил внимание на то, что крабы в средней полосе России воспринимаются как экзотика, в отличие от Камчатки, где они могут быть дешевле овощей. А деликатесы наши люди на стол предпочитают ставить на праздники, но не каждый день.

«Ананасы — дешевле квашеной капусты, однако никто их ежедневно не покупает, хотя для праздничного стола — это вполне традиционная покупка вместе с шампанским. Или оливье — на его счёт в большинстве наших постсоветских семей вообще существует культурное табу: на Новый год — обязательно, а в другие дни — нельзя, не принято.

Ближе всего к крабам, наверное, креветки. В Москве в супермаркетах они стоят около 700-800 рублей за килограмм, то есть по цене сосисок и дешевле сыра. И что-то я не вижу, чтобы люди их массово скупали, — нет культуры повседневного потребления», — объяснил собеседник ForPost.

Чтобы изменить у россиян стереотипы потребления, поставщикам крабов придётся проводить огромную кампанию, полагает Алексей Сапкин:

«Контекст гастрономических предпочтений очень инертен, а вкусовые предпочтения вообще закладываются в раннем детстве. Чтобы у авокадо появился свой рынок, пиар-агентствам потребовалось продвигать его годами».

Читайте по теме: На 20 процентов могут подорожать шпроты и другие консервы: что остановит рост цен 

Цена проигрышная

Рассуждения об отсутствии культуры потребления крабов, которые подешевели, напоминает фразу Марии Антуанетты «Если у бедняков нет хлеба, то пусть едят пирожные», полагает кандидат экономических наук, профессор факультета рекламы Университета «Синергия» Сергей Зайнуллин.

Культура потребления тех или иных продуктов не возникает по щелчку пальцев, она формируется годами при условии устойчивой доступности, обратил внимание он.

Товар нужно долго продвигать по каналам маркетинговых коммуникаций, чтоб при этом его можно было свободно купить в супермаркете у дома или популярном интернет-магазине, уточнил собеседник ForPost.

«В плане ценовой доступности крабы — минимум 1500-2000 рублей за килограмм — безусловно проигрывают товарам-заменителям: мясу — 300-500, курице — 200-300, рыбе — 500-1000 рублей. Даже если мы посмотрим сегмент морепродуктов, то в супермаркетах доступны креветки стоимостью 300-500 рублей. Таким образом, пресловутая культура потребления тех же креветок растёт. Согласно информации Рыбного союза, по итогам 2021 года за пять лет потребление бюджетных сортов рыбы — скумбрии, наваги, минтая — в среднем выросло на 20%, лососевых — на 55%, осетровых — на 80%, а креветок и мидий — в 3,5 раза», — рассказал экономист.

Культура потребления крабов может сформироваться, но нужно продвижение этого продукта, нуждавшегося в рекламе даже при СССР. Достаточно вспомнить классические постеры 1930-х годов со слоганом «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы!»

Читайте ещё: Рубль падает, и экономисты советуют покупать продукты к Новому году уже сейчас 

Кошелёк «не тянет» крабов

Схожее мнение у декана факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» Московского технического университета информатики и связи Сергея Гатауллина.

В России действительно по большей части отсутствует культура потребления деликатесов, и не только из категории морепродуктов, и тому есть несколько причин, сказал он.

Первая — долгое время этих товаров, экспортируемых за валюту, банально не было в достаточном объёме на внутреннем рынке.

«То есть многие наши сограждане не только не употребляют в пищу деликатесы, но и не знают вкуса этих продуктов», — отметил наш собеседник.

Вторая — экстремально высокая стоимость, по сравнению с реально располагаемыми доходами населения.

«Касаемо так называемой "дешевизны" мяса краба, то в московском регионе у крупного ритейлера, специализирующегося на дорогих морепродуктах, один килограмм мяса краба в розницу стоит около 7000 рублей. Что примерно равно стоимости всей продуктовой части корзины потребления на один месяц. И физически этот продукт представлен в лучшем случае в одном магазине из десяти — именно по причине очень специфичного нишевого спроса. Поэтому сначала необходимо улучшать материальное положение россиян, а затем инструментами рекламы и маркетинга продвигать продукцию на рынке, формируя у желающих культуру потребления», — заключил Сергей Гатауллин.

Читайте также: Цена на свинину бьёт рекорды — Минсельхоз объяснил, почему 

Алексей Лохвицкий

Читайте также: