чт, 05/05/2022 - 18:25

Почему россиян больше не волнуют дорожающие продукты

И как повышение цен разрушило песочные замки продавцов.

Россияне всё меньше интересуются новостями о дорожающей еде. Если в начале года во многих СМИ информация о рекордном росте цен на сахар, подсолнечное масло собирала десятки тысяч просмотров, то сейчас меньше в разы. Кандидат экономических наук Михаил Беляев объяснил, почему граждане перестали реагировать на продовольственную инфляцию.

«Старые дрожжи»

Продовольственная инфляция развернулась задолго до спецоперации на Украине. По данным Банка России, темп прироста цен на продтовары в годовом выражении в январе составил 14,68%, что на 1,38 процентных пункта больше, чем в декабре прошлого года.

Многие продукты питания привязаны к мировой бирже — зимой её лихорадило из-за ковида, поэтому цены ползли вверх. Об этом ForPost подробно рассказал в материале «Биржа летит в тартарары: пора скупать соль и спички?», который вызвал несомненный интерес.

Актуальными «продуктовые» сводки были и в феврале-марте, особенно в тот момент, когда сограждане устраивали кулачные бои из-за «дефицитного» сахара.

Кардинально ситуация изменилась к концу апреля. Предстоящие ли праздники тому виной, когда «всё что есть в печи — всё на стол мечи», но материал «Индекс шашлыка»: стало известно, во сколько обойдётся майский пикник» смотрели не так чтобы с энтузиазмом.

Кандидат экономических наук Михаил Беляев не удивлён снижением «продуктового» интереса.

«Сейчас скачкообразного повышения цен нет. Материалы на эту тему стали менее актуальными. Граждане привыкли к тому, что морковь, свёкла, мясо планомерно дорожают. Этим их уже не удивить», — сказал ForPost Михаил Беляев.

Вторая причина, по которой материалы о продовольственной инфляции стали менее популярными, — перенасыщение новостных лент потребительской аналитикой, считает экономист.

«Конечно, журналисты могут попытаться найти новые объяснения. Однако у них это вряд ли получится. В экономике новая аналитика появляется только тогда, когда возникает экономическое явление. Продовольственная инфляция — это не тот случай. Это старые дрожжи. Из них не сделать пышного теста для вкусного пирога», — объяснил собеседник ForPost.

Читайте по теме: ФАС выяснила, кто стоял за подорожанием сахара в России

Конец ниточки близок

Экономист Беляев уверен: стагнация на продовольственном рынке не только остудила читательский интерес, но и разрушила песочные замки, за которыми скрывалась правдивая информация о дорожающих продуктах.

Ранее некоторые представители крупного ритейла заявляли, что цены на еду привязаны к курсу доллара. В начале марте доллар стоил 120 рублей. Поэтому, например, лук подорожал на 85% в сравнении с прошлым годом — ничего удивительного при таком-то курсе.

Однако сейчас рубль укрепляется, но продукты дешевле в магазинах не стали. Почему?

«Потому что продтовары не привязаны к курсу доллара. Цены на продовольствие устанавливают крупные компании. Это стало очевидно на фоне укрепления рубля», — объяснил экономист.

Собеседник ForPost уверен: сейчас власти должны посмотреть в эту сторону, в противном случае «будут появляться новые объяснения».  

«Сейчас этим вопросом занимается прокуратура. Только при чём здесь она? Руководители крупных компаний объясняют прокурорам, что еда дорожает из-за роста цен на бензин, из-за разрыва логистических цепочек и т. д. Они нагородят много чего. Им ничего за это не будет», — сказал Беляев.

Он уверен: поставщики и производители не хотят откатывать цены назад. Поэтому при укреплении курса рубля они «быстро убирают объяснительную часть повышения цен, связанную с долларом», а на экономические аспекты «просто закрывают глаза».

«И так будет до тех пор, пока власти раз и навсегда не решат проблему с монополией», — резюмировал экономист.

Читайте по теме: Почему при рекордной инфляции россияне живут лучше американцев

Роберт Вочовский

Теги:
Читайте также: