вс, 07/06/2020 - 13:46

Обновлённые лестницы Севастополя. Спуск на Яшмовый пляж

Архитекторы и туристы расходятся в своих взглядах.

ForPost продолжает рассказывать о самых последних ремонтах лестницах Севастополя. Сегодня — о ремонте самой длинной и одной из самых красивых в Крыму лестниц — спуске на Яшмовый пляж Фиолента. Его за 6,5 миллионов рублей ремонтирует фирма «Технобилдгрупп».

Фотографии, использованные в материале, сделаны в мае, до завершения ремонта. Сдана ли лестница в эксплуатацию сейчас, департамент городского хозяйства не ответил.

Вот та, которая не вызвала претензий экспертов.

 

Вот таким легендарный спуск от Георгиевского монастыря на Яшмовый пляж запечатлён на сайте fiolent.ru.

Те, кто пробовал посчитать здесь ступеньки, называли разные цифры. И правда, что считать ступенькой, а что — нет, было не всегда понятно.

Теперь споров о числе ступенек не будет: после недавнего капитального ремонта их стало 840, и все они пронумерованы снизу вверх.

Кроме того, лестница стала шире и до самого верха «обросла» перилами, которые могут показаться разрушающим первозданность инородным элементом. Согласно проекту, сверху и до дачи Лазарева поручни сделаны из нержавеющей стали, ниже — покрашенная профильная труба.

В марте 2020 года, когда лестница была далека от завершения, севастопольские эксперты уже заявляли: сварочные швы не обработаны для защиты от ржавчины, поручни ненадёжны и болтаются даже при небольшом давлении, соединённое цементом и лишённое единого стиля нагромождение камней в подпорной стене (с кафельными и даже надгробными включениями) больше напоминает сельскую ограду.

Прошедшие месяцы ситуацию не изменили.

«Камни друг к другу пригнаны без тщательности. Перила — некрасивы. К тому же то, что из чёрного металла, будет ржаветь и рассыпаться — деньги на ветер. Но большинству всё, наверное, нравится», — предполагает член севастопольского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Степан Самошин.

Соглашаться на любое «лучше, чем было» нас толкает общий низкий уровень культуры, считает Самошин. При этом он отмечает, что качество бутовой кладки и художественность ограждения в частных домах Севастополя очевидно выше, чем то, что делается для общего пользования.

«Нам, ценителям истории и архитектуры, конечно, всё подавай „как было”, — говорит Степан. — Но пока по фото лестницы я вижу единственный плюс: выложенные натуральным камнем площадки и часть ступеней».

В защиту обновлённой лестницы с математическим прагматизмом выступил председатель турклуба СевГУ «Градиент» Александр Стемковский. Он тоже отмечает «хлипкость» перил из нержавейки, но итоговый вывод у него другой.

«Делать перила всей лестницы из нержавейки неразумно: это очень дорого и велик риск, что украдут и перил просто не будет. Лично я за перила», — говорит он.

Акцент на качестве работ и неграмотном расходовании народных денег при капитальном ремонте лестницы сделала и доцент кафедры архитектуры и градостроительства и урбанистики СевГУ Ирина Фатеева.

«Материал — он, наверное, может быть. Но качество работ — низкое», — говорит она.

Ирина Фатеева также отмечает грубую кладку, плохо сваренные и слабо закреплённые ограждения и обращает внимание на ещё ряд профессиональных моментов:

«У нас сейсмическая зона, а рельеф спуска сложный. Надо было как-то „разрезать” лестницу, чтобы её не сломало и не покорёжило, но я не вижу этих швов. Также я не понимаю, уходит ли со ступеней вода — она ведь будет размывать лестницу, а морозы — растрескают».

Архитектор настаивает на том, чтобы лестница соответствовала требованиям безопасности и удобства: ступени пролёта были одного размера (иначе идущий «на автомате» человек споткнётся и получит травму), их число не было чрезмерным, а между пролётами были площадки для отдыха.

«В некоторых подъёмах ступеней около 30, а в марше допускается до 16 ступеней. И как человек в возрасте может подняться, не мешая другим? Проектировщик мог бы выбрать заранее места для площадок, где это не вредило бы растениям. Но на продуманный проект деньги тратить не стали — и имеем, что имеем», — комментирует Ирина Фатеева.

Архитектор не считает оправданием и смягчающим обстоятельством то, что эта почти горная дорога ведёт к очень небольшому пляжу, что спуск на него изначально был непростым, а строители следовали уже существующим линиям.

«Если брать общенародные деньги, то они должны тратиться один раз, и делаться должно по нормам. Должны быть выполнены требования нормативные — уклон, водоотвод, нормальные крепления перил. А у нас сегодня лестницу слепили, а через три года переделывают», — говорит Ирина Фатеева.

Сложнейший рельеф Фиолента отмечает и профессор МАрХи, архитектор Елена Овсянникова.

«Надо серьезный проект делать, а не просто сварить "на коленке". Это большая работа, требующая обследования территории, так как все может сползти - тут же сейсмика и оползни. Все послевоенные проекты лестниц из бетона и камня делались детально, на основе геосъемки, с участием инженеров», - отмечает она.

Насколько подтвердятся печальные прогнозы экспертов, севастопольцам предстоит проверить.

О том, может ли «некрасиво» служить аргументом в споре с экономными реконструкторами, читайте в материале о Крепостном спуске

Светлана Косинова

Фото: Александр Стемковский

Читайте также: