Представить сегодня школьника без смартфона или планшета в современном цифровом мире невозможно. Актуально это и для Севастополя. Но, чтобы это не мешало развитию подрастающего поколения, необходимо ограничивать пользование смартфонами и планшетами, заменив его близким общением по душам.
Как реагировать и что делать, если ребенок излишне зависим от электронных гаджетов и модных девайсов, ForPost интересовался у специалистов и участников образовательного процесса.
Достаточно школьной доски и мела
Электронные гаджеты в школах можно запретить полностью, поскольку они на уроках мешают не только самим детям, но и учителям, считает учитель географии школы №54 Евгения Радченко.
«Я требую от детей внимания и сосредоточенности, и гаджеты только мешают. Для нормальной учёбы достаточно материала, который даёт учитель, школьной доски и мела. Если введут полный запрет на использование гаджетов в школе - я буду только "за"», – отметила она.
Кроме того, добавила педагог, у детей есть привычка снимать происходящее на уроке на камеру, а потом выкладывать в сеть, причем делается это чаще исподтишка.
«Я не против, если дети предупреждают <о съёмке>, но когда снимают исподтишка – это не только нарушение моих прав, но и отвратительно с моральной точки зрения», - убеждена Евгения.
А вот вопрос безопасности, которым аргументируется наличие телефона у ребенка в школе многие родители, по мнению учителя, гораздо эффективнее и быстрее может решаться с учителем, чем с учеником.
«Некоторые говорят, что телефон позволяет быстро связаться с ребёнком. Я уверена, что связаться с родителями сможет и учитель, если что-то не так, и сделает это быстрее», - отметила педагог.
Примечательно, что и некоторые учащиеся требование не пользоваться телефонами на уроках воспринимают конструктивно, тем более, что из этих правил есть исключения.
«У нас на уроках телефоны запрещены. Только на одном предмете учитель иногда позволяет пользоваться смартфоном – это иностранный язык, и мы иногда используем переводчик. Ну, и ещё телефоны нам разрешают доставать, если у нас какой-нибудь урок пропадает, и мы просто сидим без дела, тогда нам разрешают «залипнуть» в телефоне. Видимо, чтобы не шумели», – рассказывает семиклассник Иван П.
По словам школьника, сам он несанкционированно телефоном на уроках не пользуется, а когда это делают одноклассники, учителя или забирают телефоны до конца урока или перед занятием сразу просят положить девайсы на край стола, чтобы видеть, что никто не играет под партой в них.
«Вообще я считаю, что гаджеты больше отвлекают, чем помогают в учёбе. Вот в подготовке «домашки» – там да, планшет – это помощь, если надо найти какую-то информацию или сделать доклад. И в принципе, если б в школе ввели полный запрет на телефон, я б не противился», – признался Иван.
Важна позиция родителей
Современная жизнь без электронных устройств и интернета представить себе уже крайне сложно, однако регламентировать пользование гаджетами, по крайней мере, во время учебного процесса, необходимо, считает директор севастопольской школы № 54 Алла Иликбаева.
«Понятно, что без гаджетов сейчас невозможно обойтись, они безусловно нужны, но учителя и особенно родители должны жестко контролировать их использование. Для учебного процесса их использовать необходимо, а всё остальное может привести к игровой зависимости. Мы, конечно, в школе не разрешаем <пользоваться гаджетами>, у нас и приказ есть по школе, и учителя прикладывают все силы, чтобы на уроках это исключить», - рассказала она.
Контролировать процесс «зависания» детей в телефонах педагоги школы №54 стараются даже на переменах, но решить проблему без участия родителей вряд ли получится, считает руководитель учебного учреждения.
«У нас учителя дежурят на этажах и классные руководители проводят работу, но понятно, что есть часть детей – хотя их сейчас стало меньше, чем раньше – которые по ночам сидят в гаджетах и вообще все время в них, и родителям вроде как все равно. Важно, как родители относятся к увлечениям своих детей. Поэтому мы и с родителями проводим работу в этом направлении», – отметила Алла Иликбаева.
Сегодня школьникам, отметила директор школы, требуется освоить большой объём информации по каждому из предметов, и, конечно, в этом плане, интернет – вещь незаменимая. Однако, в том же интернете полно решебников, на которые учащиеся «подсаживаются», и результата от такого обучения нет.
«В младших классах родители ещё как-то пытаются и делают с детьми уроки, контролируют их, а, начиная с шестого класса, не всё у родителей получается, скажем прямо. Уже и родители, и дети начинают пользоваться решебниками, в итоге домашняя работа сделана, а результата на контрольных, самостоятельных работах и устных ответах нет. Некоторые даже пытаются на уроках использовать такие программы, то есть попросту списывают», – пояснила Иликбаева.
При этом, полагает она, тотально запретить гаджеты в школах, конечно, «попробовать можно», но это нереально и большого смысла в этом нет – нужно начинать с семьи.
«Я считаю, что самое действенное решение проблемы – это работа с родителями в первую очередь, и проводить ее с ними должны не только учителя, потому что к нам привыкают и начинают слышать через раз, но и средства массовой информации, где будут выступать специалисты, психологи, которые будут объяснять родителям, каким образом влияет на здоровье их ребенка постоянное пользование гаджетами», – убеждена Алла Иликбаева.
Не хватает близкого общения
Проблема современного подрастающего поколения даже не столько в постоянном пользовании гаджетами, сколько в нехватке близкого общения в реальности. А уже следствием этого является уход в виртуальный мир интернета и соцсетей, считает педагог-психолог и мама троих детей Наталья Вахрушева.
«Я думаю, что это такое веяние времени, где в быстром темпе жизни люди живут не здесь и сейчас, где нет реального контакта глаз, близкого общения, разговоров по душам. Зачастую из-за занятости на работе родители не могут контролировать своих детей или не видят ничего страшного в том, чтобы купить ребенку планшет в три года, на котором он постоянно смотрит мультики», – сказала Вахрушева.
Как и любое новое явление, полагает специалист, гаджеты нужно встроить в нашу жизнь, четко регламентировав условия пользования ими и объяснив ребенку, почему это необходимо сделать.
«Нужно из этого явления взять все хорошее и откинуть негативное. У детей есть определённый страх общаться глаза в глаза, поэтому они чаще общаются через экран, тем более у них эта возможность есть. У меня, например, в детстве не было такой возможности. Для того, чтобы позвонить другу, мне нужно было отстоять в очереди в телефон-автомат, то есть приложить усилия.
Конечно, это полезно, что сейчас можно быстро войти в контакт и общаться друг с другом на расстоянии, но потом нужно все-таки переходить к непосредственному контакту, иначе никогда не научишься близким отношениям», – подчеркнула эксперт.
Кроме того, что все эти электронные девайсы отвлекают детей от учебного процесса, частое их использование еще и вредит физическому и психическому здоровью детей.
«Это очень сильно влияет на зрение, есть опасность получить зависимость от гаджетов. Кроме того, подростки могут стать жертвами непонятных знакомств, получить непроверенную информацию на интересующие их вопросы, в том числе сексуального воспитания, особенно если спросить им не у кого, а родителям некогда об этом поговорить с детьми», – предупредила психолог.
По ее мнению, ограничивать пользование гаджетами - это функция, прежде всего, родителей, которые при этом должны еще и привить своим детям навыки и принципы близкого общению в реальности.
«Нужно родителям понимать важность этого близкого общения, тактильного контакта и теплого общения между собой и учить этому ребенка. Личное общение должно заменить постоянное сидение в гаджетах. И обязательно объяснить ребенку, почему это важно», – отметила Наталья Вахрушева.
***
Вместе с тем цифровой прогресс неумолим и избежать его влияния на процесс обучения современных школьников не удастся. Сегодня в послании Федеральному собранию РФ Президент России Владимир Путин поручил в ближайшие пару лет обеспечить школы доступом к высокоскоростному интернету.
«К концу 2021 года нужно обеспечить школы не просто доступом в Сеть, но доступом к высокоскоростному интернету. В некоторых регионах скорость должна вырасти минимум в 400 раз. Это откроет доступ детям к ценной информации», – сказал Владимир Путин.
Полина Ласькова
Фото zabavnik.club, pixabay.com
Обсуждение (10)
Это проблема! Большая проблема, но решить её можно поднимая культуру пользования устройствами. Скажем, в школе, за её порогом, надо выключать - не выключивший подлежит порицанию окружающих как нарушивший дисциплину, в транспорте, на остановках общественного транспорта, в общественных местах и пр. как можно кратко разговаривать, понимая, что окружающим людям не приятно слушать приватный разговор. И так во всём - с умом и рассуждением, а, главное - культурой!
Есть телефон и есть смартфон. Для безопасности и контроля достаточно наличие у ребенка связи по ТЕЛЕФОНУ. А вот бессмысленное, постоянное бесконтрольное использование ребенком сильно расширенных функций смартфона, действительно может наносить для него огромный вред. В школе не может быть "лишнего" времени для игр и отвлечения внимания на фукции смартфонов. Однако, ... учить детей работе с ГАДЖЕТАМИ НЕОБХОДИМО, одновременно акцентируясь на правильном ВОСПИТАНИИ и ограничениях, и пожалуй пока эту работу должны делать САМИ РОДИТЕЛИ, а у учителей и без того дел навалом.
Нужно не ограничивать технологии, а использовать их во благо. Нужно разрабатывать интерактивные учебники, тесты, обучающий видео контент высокого качества, игровые обучающие системы, симуляторы и системы дополненной реальности, чтобы школьникам не в ютубе было интересно сидеть, а узнавать что-то новое посредством технологий. Да и учителям нужно думать о том, как сделть так, чтобы урок был захватывающим и интересным, тогда и ученики отвлекаться на гаджеты не будут (конечно с текущими зарплатами и бумажной волокитой этого делать никто не будет, но это уже другая проблема). Если мы хотим догнать и перегнать кого-либо, доски и мела уже не достаточно, это нужно понимать.
Нужно ввести электронные книги без доступа к Сети, закачать туда учебники, словари, программные произведения и т.п., чтобы не носить тяжелые учебники.
В
GPS глушилку в каждую школу вам в помощь вот и все.
лучше бы пускали родителей в школы поприсутствовать на уроке, как это было раньше. С цифровыми устройствами дети скоро разучатся 2 плюс 2 складывать. И знание языка они не прибавляют. словарный запас не увеличивают, так как слова не запоминаются, а тупо списываются. Считаю, что это хорошая подмога учителям и врачам но не учащимся.
РС. Слушала недавно встречу Путина с руководителем Ростелекома, где как раз давалось поручение обеспечить все школы и мед. учреждения высокоскоростным интернетом . Хочу заметить, что речь шла о IP и IPTV. Об IP- телефонии речи не было- умные люди яйца в одну корзину не складывают.
взрослые опять сами с собой пообщались, что-то там решили, а детей спросить забыли....
Наверно всё-таки GSM глушилку, так как GPS в классе всё равно не работает, только на школьном дворе. И давать детям только обычную звонилку вместо смартфонов - для безопасности её вполне достаточно и цена вопроса всего 1000 р Не так жалко будет потерять либо разбить и залипать с гаджетами никто не будет. Смартфон - это только для взрослых! Дети пускай лучше учатся и спортом занимаются.
Как реагировать и что делать, если ребенок излишне зависим от электронных гаджетов и модных девайсов, ForPost интересовался у специалистов и участников образовательного процесса.
С каких пор учителя идругие участники образовательного процесса стали специалистами в области зависимости от чего-то?