Нефункциональная демократия" и "дешевая" власть
Нефункциональная демократия" и "дешевая" власть | ||||||
После того, как правившая на Украине "оранжевая" коалиция прекратила существование, страна оказалась на грани острого политического кризиса. Свое мнение о расстановке сил в структуре власти, перспективах развития кризисной ситуации и позициях основных действующих лиц на политической арене с BBCRussian.com поделился заведующий кафедрой политической аналитики и прогнозирования Национальной академии управления при президенте Украины, профессор Сергей Телешун. Би-би-си: Какие шаги последуют за развалом правящей коалиции? Означает ли это, что правительство уйдет в отставку? Сергей Телешун: Нельзя однозначно считать, что развалилась одна коалиция или сформирована новая до тех пор, пока основные игроки не предложат сценарии реализации своего президентского потенциала. В данном случае идет разговор о [действующем президенте] Викторе Ющенко, премьере Юлии Тимошенко, лидере оппозиции Викторе Януковиче и, возможно, спикере Верховной Рады Арсении Яценюке. В эту группу может быть включен также экс-спикер Рады Владимир Литвин. Готовы ли они на новый формат политической власти? Да, частично. Премьер готова на коалицию с бывшей оппозицией, а это даст ей конституционное большинство голосов и независимость по отношению к президенту. Вместе с тем, она может потерять процента четыре рейтинга в западных областях, а сейчас у нее около 28%. С другой стороны, Тимошенко в принципе заинтересована в сохранении старой, так называемой демократической, коалиции совместно с "Нашей Украиной" и небольшой фракцией экс-спикера Литвина. Этот вариант позволит ей сохранить влияние на Западной Украине и набрать количество голосов, способствующее тому, что она удержится до президентских выборов на должности премьера. В рейтинге ведет Тимошенко Би-би-си: Кто сейчас на Украине имеет больше реальной власти - президент, парламент, премьер-министр?
С.Т.: Сегодня координирует те или иные финансовые потоки прежде всего премьер-министр и значительная часть оппозиции. Между тем, та часть окружения президента, которая представлена в исполнительной власти, не заинтересована ее терять, потому что это равносильно потере перед президентскими и парламентскими выборами контроля за финансовыми потоками и частично за административными ресурсами. Стоит вести разговор о том, у кого сейчас больше рейтинг и кто, в случае досрочных выборов, наберет большинство голосов. Как ни удивительно, игроки остаются те же. Набирает больше всех премьер Тимошенко, сохраняет или немного теряет Партия регионов, и где-то на уровне проходного барьера остаются пропрезидентские силы. Отсутствие правил игры Би-би-си: Когда и почему изменилась система власти на Украине?
С.Т.: Она и не менялась. Дело в том, что большинство политико-экономических игроков в Украине, прикрываясь демократическими лозунгами, демократической риторикой, не были заинтересованы в стабилизации ситуации. Основные финансово-промышленные группы, которые сегодня интегрировались на Западе - в Америке, Британии, других странах Европы, были заинтересованы в "дешевой" власти, которая не имеет единых правил игры и процедуры. В качестве примера я, возможно, открою секрет полишинеля: на сегодня в Украине не приняты три закона, которых требовала конституция 1992 года. В частности, речь идет о многострадальном законе "О кабинете министров", который до сих пор не принят ни демократами, ни оппозиционерами. Вы будете смеяться, но у нас есть еще закон, который звучит так: "Закон о Президенте Украинской Советской Социалистической Республики" - государства, которого нету. Понятно, что он не отвечает реальности. И, наконец, закон "О регламенте деятельности Верховного Совета", который определяет взаимоотношения между ветвями власти, между президентом, парламентом и кабинетом министров. В результате неоформленность взаимоотношений между ветвями власти провоцирует бизнес-войны, информационные войны, политические войны с обязательным вмешательством третьих стран. Би-би-си: В чем причины частой смены правительств в стране? С.Т.: Причины - в отсутствии единых правил игры, о которых я уже говорил, в наличии свободной собственности и относительно "дешевой" власти, которая дает легкий доступ к деньгам или к административному ресурсу. "Нефункциональная демократия" Би-би-си: Можно ли ожидать в ближайшее время появления стабильной власти? С.Т.: Да, но через семь-восемь лет.
В стране сейчас действует то, что я называю "нефункциональной демократией", при которой демократия присутствует, но не меняются качество власти и качество жизни. А это ведет к разочарованию, и появляется тяга к "сильной руке" или ориентация на какого-нибудь внешнего стратегического партнера. Думаю, через пять-шесть лет после жесткого всплеска, связанного с одними (возможно, внеочередными парламентскими) и другими (президентскими) выборами, произойдет формирование консенсусной власти между основными финансово-политическими игроками. Другими словами, собственность будет распределена, а большая часть ее интегрирована на Запад. Будет происходить откат бизнеса не от политики, а от власти. Тогда внутренние конфликты приобретут публичный характер и не будут такими болезненными для общества. В первую очередь - для европейского сообщества, которое болезненно реагирует на украинские реалии, учитывая, что через Украину идет газовый транзит. Но это произойдет не ранее, чем лет через семь. |