ср, 30/10/2019 - 14:00

Митрополит Тихон не видит в происходящем в Херсонесе ничего страшного

Единственное, что ему не нравится, – это «аляповатая расцветка» тачскринов. 

Митрополит Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре и автор пьесы, по которой был поставлен явленный миру на территории «Херсонеса Таврического» спектакль «Грифон», побывал в Севастополе и раскритиковал тех, кто не доволен происходящим на территории музея-заповедника. Сюжет об этом можно увидеть на сайте телеканала «Первый Севастопольский». 

Спектакли спектаклям рознь

Целью визита, как сообщают коллеги со ссылкой на РИА Крым, было понять, что же заставляет часть севастопольцев активно протестовать против происходящего в Херсонесе. У нас есть причины сомневаться, что цель была именно такой, но об этом позже. Побывав в Херсонесе, архиерей Тихон заявил: концерты, деревянные настилы и информационные киоски – это мировая практика, и бороться с ними не надо.  

«Эти настилы были рекомендованы Институтом археологии РАН и Госэрмитажем. Эта практика  всемирная. Существует антропогенная нагрузка, от которой необходимо защищать памятник. Что здесь может не нравиться? Тем более мы получаем большее количество писем с благодарностью от инвалидов, которые раньше не могли сюда прийти. Тачскрины (информационные экраны – ред.) – это повсеместная практика, чтобы посетители могли сами узнавать, что это за памятник, какие-то подробности. Меня не устраивает их аляповатая расцветка, но это дело поправимое», – подчеркнул митрополит Тихон.

Желающим увидеть, есть ли настилы (по крайней мере, в таком количестве) на территории античных памятников в Греции, Италии, Турции, на Кипре и пр., советуем воспользоваться привычным им поисковиком. Однако на мировую практику ссылается и управляющий директор Фонда гуманитарных проектов Иван Есин, говоря о проведении на территории музея-заповедника концертов и спектаклей. 

«Во многих античных музеях – Римский форум, Акрополь, Троя, Микены – мы видим создание дорожной сети, информационные стенды и другие примеры музеефикации, даже проведение концертов, спектаклей в древних амфитеатрах», – добавил управляющий директор Фонда гуманитарных проектов Иван Есин. По его словам, все работы на территории Херсонеса проводятся с привлечением лучших экспертов, с общественными обсуждениями и обязательной государственной историко-культурной экспертизой.

Заметим: критики происходящего в Херсонесе никогда не протестовали против спектаклей как таковых. Напомним, для Театра им. Бориса Лавренева (он же театр флота) показ спектаклей в античном театре на территории Херсонеса давно стал доброй традицией, и никаких петиций по этому поводу никто не подписывал. А вот петиция, недавно размещенная в интернете реставратором первой категории Анатолием Тумановым, собрала  около полутора тысяч подписей. Дело в том, что театр флота никогда не использовал для своих спектаклей многотонные конструкции, которые завозились в музей-заповедник ради «Грифона» и «Оперы в Херсонесе». 

«Хочешь указать на ошибки – так сначала похвали»

Митрополит Тихон подчёркивает, что конструктивная критика деятельности музея-заповедника приветствуется, однако критикующие ничего не предлагают, а только «воюют» с музеем с помощью петиций в интернете, не предлагая своего видения развития заповедника.

«К сожалению, эта группа из нескольких человек, они не прислали свои предложения в музей. Петиция (с требованием прекратить уничтожение Херсонеса) была опубликована на интернет-порталах. Хотелось бы не просто слышать слова, что «все ужасно, ничего не делается, все разрушается», а какие-то конкретные предложения», – отметил он.

Анатолий Туманов, которого мы попросили прокомментировать новость, не считает эти обвинения сколько-нибудь серьезными. 

«Еще будучи сотрудником «Херсонеса», я, опытный реставратор, восемь раз записывался на прием к тогдашнему директору Светлане Мельниковой, чтобы высказать свои предложения, но попасть к ней ни разу не смог, – говорит он. – Я направил ей несколько письменных обращений – на них ответа также не было. С Еленой Морозовой я пытался встретиться два раза, но каждый раз встречи откладывались. Понятно, что никто никого не собирается слушать. Я даже в Москву дважды ездил, чтобы говорить о проблемах Херсонеса, но на все это закрывают глаза». 

Обвинять тех, кто пытается остановить разрушение Херсонеса, в неконструктивности, вообще несколько странно. Если человек видит, что его дому угрожает огонь, он пытается огонь потушить. В данном же случае получается, что сначала надо высказать ему свои конструктивные предложения, а потом же хвататься за ведро или брандсбойт. 

«Мои предложения высказаны в петиции, – говорит Туманов. – Закон запрещает возведение на территории музея-заповедника любых капитальных объектов. А сколько их уже понастроили в Херсонесе? Возле Башни Зенона, на Уваровском спуске… Постройку на Уваровском спуске ведь даже признали незаконной! На порчу конкретных памятников тоже все закрывают глаза. Знаете, сколько уже обнаружено сколов на древних камнях, которым две тысячи лет? В оборонительную стену вбиваются и всверливаются металлические прутья, к зданию музея сделали незаконную пристройку, потому что нужны были лишние квадратные метры. При этом сломали большой блок древней стены. Нижнюю часть здания, которая является оборонительной стеной, закрыли плиткой. И в эту плитку всверлили арматуру, которая эту плитку держит». 

Этот факт, уверен он, тоже тянет на уголовную статью. Пытался Туманов пообщаться и с самим митрополитом Тихоном, обвинившим его в нежелании внести свои предложения. 

«Зная, что он приедет, я специально встал у того входа, куда он всегда заходил, – рассказывает Анатолий. – Но он только взглянул на меня искоса и пошел вместе со своим гостем мимо». 

Гостем был историк-византинист, академик РАН Сергей Карпов. Он тоже внес свою лепту в критику критиков, обвинив их в отсталости.  

«Существуют разные концепции отношения к памятнику, но мы должны всегда ориентироваться на новые международные стандарты, которые создаются и уже опробованы в той же Италии, Греции, других странах. Нельзя оставаться на уровне XIX века. Есть люди, у которых сознание достаточно архаично само по себе, они привыкли к определенному модулю, утвердились в нем. Но есть и более прогрессивные методики, которым надо следовать. При этом с соответствующей экспертизой, очень бережно и внимательно относясь к каждому памятнику», – цитирует Карпова rambler.ru.  

«Накрыть невзрачные развалины»

О том, что происходящее в Севастополе вызывает категорическое неприятие севастопольских ученых, мы писали не раз. Солидарны с ними и многие их коллеги из других городов и регионов. В частности, резко против превращения Херсонеса в «парк культуры и отдыха» высказался доктор исторических наук, учёный секретарь ФГБУК «Государственная публичная историческая библиотека России» Андрей Сазанов. В своем выступлении на Международной научной конференции «IV Уваровские Таврические чтения. Древности юга России» он цитирует директора Эрмитажа Михаила Пиотровского:

«Как точно отметил М.Б. Пиотровский, «нельзя относиться к музею или заповеднику как к торгово-развлекательному центру. Мы существуем вовсе не для того, чтобы развлекать. Прежде всего мы существуем, чтобы сохранить те ценности, которые нам доверены. Сохранить и передать их будущим поколениям в неприкосновенности». 

Автор этого материала – человек верующий (сообщаю это для тех, кто испытает желание обвинить меня в ненависти к религии и церкви). Однако там, где речь идет о сохранении исторического наследия, мнение специалистов, археологов и музейщиков для меня гораздо важнее мнения митрополита. Надеюсь, Бог простит. 

В завершение хотелось бы процитировать еще одного бывшего сотрудника «Херсонеса Таврического», специалиста по музейному делу Людмилу Гриненко. Ее пост на Фейсбуке был внезапно удален по чьей-то жалобе, хотя этот автор в своих выражениях всегда предельно корректен. Тем не менее сейчас текст Гриненко можно найти на нескольких сайтах. Она тоже подробно разбирает «ошибки», совершенные за последнее время на территории Херсонеса. Но самой показательной, по ее мнению, стала история с решеткой так называемого Подземного храма. 

«Это очень интересный памятник, который был обычно закрыт решёткой. Обычной такой, железной, из толстых прутьев. Однако сквозь неё можно было разглядеть храм, его внутреннее членение – алтарную часть и подобие нефов, вырубленные в скале ступени. Многие после экскурсий говорили мне, что этот храм произвёл на них самое сильное впечатление – своей таинственностью и зримой древностью, Теперь его полностью закрыли красивой решёткой, сквозь которую не видно ничего. Вы подходите и смотрите на решётку. Что сказать? – она дивно хороша ))) Думаю, те, кто заказывал рисунок этой решётки, напоминающий мозаичные полы храмов, те, кто её делал, очень горды собой. Но памятника-то не видно! Он просто исчез, – пишет Гриненко. 

Этот пример, считает она, говорит о нынешних «хозяевах» Херсонеса гораздо больше любых слов. 

«То, что для людей, которые занимаются сейчас «облагораживанием» городища, сами руины ничего не значат, ничего им не говорят и не трогают их сердца и умы, для меня стало абсолютно очевидно именно на этом примере. Они, как мне представляется, хотели бы просто накрыть невзрачные развалины чем-то приличным – чистым-аккуратным, красивым и новым. И всё это с весёлым хохотком и милой улыбкой на холёном лице. Печально. …Херсонес... им не интересен, скучен, они его не знают и не любят сами, а потому не могут рассказать о нём и показать его так, чтобы его полюбили другие. Скользят по поверхности и не чуют, какие под этой поверхностью глубины и сокровища. Он для них просто площадка, на которой можно что-то устраивать, самовыражаться. Печально, да».

Прочитать написанный Людмилой Гриненко текст полностью можно здесь

Ольга Смирнова

Читайте также: