пт, 27/05/2011 - 16:55

Михаил Чалый : «Мы хотим, чтобы севастопольцы смогли прийти на 35 батарею, как на Исторический бульвар – погулять с детьми, пройтись вдоль моря, посидеть в парке…»

Не изменилась, пожалуй, только сама атмосфера на мемориале.

В последние годы наш город активно застраивается. То здесь, то там можно увидеть свечки башенных кранов рядом с каркасами многоэтажных зданий. Располагают их, как правило, на возвышенностях и поближе к центру Севастополя, что вполне объяснимо, учитывая коммерческую составляющую подобных инвестиций.



Но есть в Севастополе объект, который не мозолит глаза, о котором не часто пишут в газетах и вспоминают лишь пару раз в году (3 июля и 30 октября). Речь идет о музейно-мемориальном комплексе «35 Береговая батарея». Уникальность его в том, что это, пожалуй, единственный объект, при сооружении которого не было задействовано ни копейки бюджетных денег, а создатели «народного музея» не преследовали коммерческих целей.



Согласитесь, не часто встретишь такое в наше прагматичное время. Наверное, поэтому декларативный альтруизм инициаторов проекта 35 береговая батарея вызвал бурю эмоций местной общественности в 2007 г., когда городским советом был выделен земельный участок под строительство музея.



Ровно три года назад я впервые посетил это место. Прогулялся по прохладным галереям батареи, познакомился с руководителем проекта Михаилом Чалым и председателем Учреждения объединения граждан «35 Береговая батарея» Татьяной Уманской. В результате этих встреч появилась статья «Вторая жизнь заброшенной батареи», в которой Михаил Чалый подробно и достаточно откровенно рассказывал о планах создателей мемориала.



И вот я снова здесь. Многое изменилось. Появилось современное административное здание, проложена асфальтированная подъездная дорога, Пантеон и Некрополь поражают своей гранитной величественностью. Не изменилась, пожалуй, только сама атмосфера на мемориале. Обилие маков, искореженное взрывом тело батареи, ухоженность территории, торжественная тишина – все здесь свидетельствует об уважительном отношении строителей к месту, на котором приходится работать.



Не изменился и сам Михаил Чалый. По-прежнему такой же откровенный и влюбленный в свое дело. Отвлечь его для интервью в этот раз оказалось гораздо сложнее. Постоянные звонки, переговоры, короткие рабочие совещания.



Наконец, мне удалось обратить на себя внимание: «Михаил Михайлович, давайте вернемся на три года назад и попробуем вместе оценить объем выполненных работ. В том интервью вы говорили, что много времени отнимают подготовительные работы: разминирование, обеспечение безопасности посетителей, Страбонов Херсонес…»



М.Чалый - Да они и не заканчивались. Например, работы по противоминному сопровождению продолжаются и по сей день. Мы обеспечиваем непрерывное противоминное сопровождение всех мероприятий. На сегодняшний день из земли извлечено более 3000 взрывоопасных предметов. Это о чем-то да говорит?



Разумеется, проведена большая работа по сохранению исторических артефактов Страбонова Херсонеса, которые найдены на территории батареи. Проведено сканирование грунта, определены места нахождения городищ, специалистами произведены раскопки. Сейчас эти места огорожены, и мы их даже не касаемся. Для сохранения оборонительной стенки даже пришлось сделать специальный мостик, который как бы нависает над ней.

В целях обеспечения безопасности посетителей вдоль обрыва сделаны ограничительные брустверы с предупреждающими табличками.



А что касается самого музея…



М. Чалый - Сегодня у нас три экскурсионных маршрута. У нас стояла задача создать в музее необходимый микроклимат. Первым делом мы обеспечили гидроизоляцию кровли. Вся верхняя часть батареи залита бетоном. Затем приобрели и смонтировали систему обработки воздуха. Это необходимо для того, чтобы можно было хранить все виды экспонатов (кожа, дерево, металл, бумага). Проходящий через эту систему воздух сушится, при необходимости подогревается или охлаждается.



Электрообеспечение у нас тоже модернизировано. Капитально, на века, смонтирована современная система протяжки кабелей. Введена система видеонаблюдения, сигнализации. Сделана система аварийного освещения, которая в случае отключения электричества может работать около двух часов. Это сделано для того, чтобы в аварийном случае экскурсоводы могли вывести людей. Постоянно совершенствуется сама экспозиция.



В прошлый раз вы рассказывали, что некоторые искатели приключений, рискуя жизнью, пытаются пролезть в батарею. Были даже несчастные случаи. Как с этим обстоит дело сейчас?



М. Чалый – Мы, конечно, не огораживали территорию колючей проволокой. Но, к счастью, количество идиотов значительно сократилось. Мы усилились государственной охраной, заработали камеры видеонаблюдения. Но, думаю, что главное все же не это. Растет авторитет музея. Люди просто привыкают не лазить сюда, чтобы пожарить шашлык и покупаться.



Перечислите, пожалуйста, что было построено с нуля?



М. Чалый – Вы имеете в виду искусственные сооружения? Пантеон-галерея, некрополь, часовня, административный корпус, подстанция, КПП. Оборудован «Окопный парк» со стелой и трапом к памятнику батарейцам. Весь мемориал закольцован брусчаточным покрытием. Сделан бруствер вдоль обрыва. Вы сейчас гуляли по территории и видели, что на него прикрепляют таблички с названиями соединений и частей, защищавших Севастополь. Дорабатывается так называемое «белое пятно». Место, где будет установлена рельефная карта Севастополя с обозначением укрепсооружений 1941-42 г.г. Подобно карте, которая находится на Малаховом кургане, только размером побольше (2,5Х2,5 метра).



Развиваем прогулочную зону. Уже выставили часть скамеек. Они, кстати, тоже оригинальные. Мы старались продумать каждую деталь. Любые попытки найти готовое изделие, которое по своим эргономическим свойствам повторяло бы наши севастопольские скамейки 50-х годов, не увенчались успехом. На огороде мы нашли старую разломанную скамейку, сняли с нее лекала и изготовили новые скамейки…



В чем же их особенность?



М.Чалый – А вы попробуйте, присядьте (улыбается – авт). Через пять минут уже клонит в сон.

Кроме того, мы изготовили исторические урны. То есть, урны именно той формы, которые раньше стояли на Приморском бульваре и по центру города. Мы хотим скопировать уголок старого Севастополя.

Высадили деревья, чтобы со временем появились тенистые аллеи.



Выжженную землю мы специально оставили нетронутой. В Окопном парке производим реставрацию окопов. Причем, не с помощью лопаты, а с помощью щеточки. Мы хотим воссоздать их исторический вид.

Сделана подъездная дорога с карманами для стоянки автотранспорта.



Будут ли сделаны туалеты для посетителей?



М.Чалый - Почему будут? Уже есть. У нас одна женщина даже восторгалась, мол, наконец-то, хоть где-то построили коммунизм.



Есть специальные кабинки для инвалидов. К туалетам сделаны специальные инвалидные перила и подъезды.

Кстати, фишка нашего музея еще и в том, что вы можете пройти по всему мемориалу, ни разу не наступив ни на одну ступеньку. Это сделано специально для посетителей с детскими колясками и людей с ограниченными физическими возможностями.



Что сегодня внутри Пантеона?



М.Чалый - Из технических работ остались установка дверей и оборудование коридоров Памяти. Основной зал для демонстрации фильма уже готов. Вопрос только за самим фильмом. Что же касается коридоров Памяти, то продолжается кропотливая работа по собиранию информации о защитниках Севастополя. Дело это новое. Такого еще никто и никогда не делал. Это технически непросто и исторически непросто. На данный момент мы установили уже около 40 000 фамилий. Это из тех 60-80-ти тысяч человек, брошенных командованием. Сейчас их фамилии превращаются в таблички.



А кто делает кино для главного зала?



М.Чалый - Технические вопросы решают наши севастопольские специалисты. А сам фильм делает москвич.



3 июля мы уже увидим это кино?



М.Чалый - Да, думаю, увидите. З июля в этом году у нас состоится открытие всех основных искусственных сооружений.



То есть открываете мемориальный комплекс?



М.Чалый - Нет, акт сдачи мемориала мы еще подписывать не будем. По договору о землеотводе нам на строительство выделено время до марта 2012 года. Отложим официальное открытие еще на год.



Почему?



М.Чалый - Теперь у нас, наконец, появилась возможность вплотную заняться исследованием так называемой «выжженной земли». С точки зрения поиска артефактов, восстановления окопов, траншей. Много вопросов стоит по озеленению. Здесь очень проблемный климат, поэтому мы решили пригласить специалистов из Никитского ботанического сада.



Кроме того, за этот год мы планируем провести работу по улучшению качества обслуживания посетителей. У нас категорически запрещены спиртные напитки, курение и семечки. А вот места, где посетители могли бы выпить летом стакан воды, а зимой – чашку кофе, необходимо оборудовать. Может быть, места, где можно было бы перекусить, поменять памперс ребенку. Мы хотим, чтобы в будущем севастопольцы могли прийти сюда с детьми просто погулять, как на Историческом бульваре. Пройтись вдоль моря, посидеть в парке, сходить в музей. Здесь будет безопасная охраняемая территория. Это наше завтра. Над этим мы сейчас думаем.



Помнится, три года назад в интернете звучали обвинения в ваш адрес, что строительство музея всего лишь прикрытие других коммерческих целей. Можете ли вы сейчас подтвердить или опровергнуть эти подозрения?



М.Чалый - Ну, а чего здесь подтверждать. Вот уже все объекты сделаны. Пусть придут, попытаются найти здесь гостиницу или платный пляж .



Ну ,хорошо, закончили вы строительство. И что дальше? Передадите все это добро городу?



М.Чалый - Через 25 лет. До этих пор здесь будет существовать музейно-исторический комплекс под нашим патронатом. Типа Исторического бульвара. Только все бесплатно. А дальше я не берусь загадывать.



Планируете ли вы проводить исследовательскую работу?



М.Чалый - Ну, смотрите. За 66 лет после окончания обороны Севастополя были установлены фамилии около 3000 человек из тех, кто был оставлен здесь. В течение последних 3 лет этот список расширился до 40000 человек. Это разве не исследовательская работа?



Думаю, да. Но каким образом? Ведь не только за счет тех людей, останки которых здесь нашли?



М.Чалый - Это огромная и кропотливая работа. И в первую очередь работа с архивами, с письмами, с родственниками.



И сколько же у вас сотрудников, если не секрет, чтобы поднять такую махину? Не считая строителей…



М.Чалый - Не очень много. Пять человек обеспечивают научную часть, семь человек – административно-хозяйственную часть (энергетик, водитель, уборщики и т.д.). Ну вот, получается двенадцать человек.

Еще человек пять постоянных экскурсоводов, которые не состоят на штате. Многие из них имеют вторую работу.



Есть ли какие-то пожелания посетителям?



М.Чалый – В настоящее время сделана асфальтированная подъездная дорога. Большая просьба к посетителям: заходить через центральный вход. Через арку. Мы, конечно, дадим людям некоторое время попривыкнуть, но где-то через месяц пускать через задний вход перестанем.



Опишите поподробнее как теперь к вам заехать…



М.Чалый - Едете по основной трассе. Ни на какую грунтовку более сворачивать не надо. Видите слева остановку и плакат «35 батарея. 200 м.». Доезжаете до первого же поворота налево. Это и есть наша въездная дорога.



Для тех же, кто добирается на автобусе, прямо от остановки к центральному входу мы сделали насыпную дорожку.



Спасибо за откровенные ответы. Удачи и реализации всего задуманного.



Беседовал Сергей Кажанов

Фото автора

Подъезд к мемориалу. Поворот налево.

Новая подъездная дорога

Для инвалидов на переходе продуманы даже понижения бордюров

Административное здание

Арка на входе к мемориалу

 

Пантеон

Вход в Пантеон

Вход в музей

Некрополь

Вид на Пантеон с тыльной стороны

За территорией ухаживают

 

Таблички с наименованием частей, защищавших Севастополь

Часовня

Постамент для рельефной карты Севастополя 1941-42 г.г.

 

Гидроизоляция верхней части музея

Оборудования для обеспечения микроклимата в музее

Те самые скамейки. Уголок старого Севастополя.

Туалет

Вход в туалеты с левой стороны административного здания

Молодые саженцы только начинают приживаться. Начало будущего парка.

Над руинами Страбонова Херсонеса сооружен мостик

Восстанавливаются окопы и блиндажи (выжженная земля). Ниже раскинется "Окопный парк"

Памятник батарейцам

 

Читайте также: