ср, 28/04/2021 - 15:27

Людоеда людоед приглашает на обед: за что в сети травят актрису Проклову

Мария Дегтерева об откровениях Елены Прокловой о домогательствах и общественной реакции на них.

В интернете не утихает скандал: актриса Елена Проклова выступила с признанием, что в 15 лет её развращал известный актёр, с которым она вместе снималась. Нехитрые манипуляции с википедией и небольшие умственные усилия позволяют вычислить того, о ком идёт речь, но лично я не собираюсь озвучивать никаких имён.

Поговорить хотелось совсем о другом — о реакции на её слова благодарной общественности. Сказать, что я оторопела, глядя на вой, который поднялся в медиа, — не сказать ничего!

Вот, например, актриса Яна Поплавская, исполнившая когда-то роль Красной Шапочки, одарила мир соображением:

«Почему десятки тысяч людей, включив в свой выходной телевизор, должны видеть и слышать поток сознания, присутствовать при выворачивании грязных трусов и мерзких подробностях чьей-то частной жизни? О подобных вещах говорят либо духовнику, либо врачу!»

Я попробую сформулировать свои мысли цензурно, хотя это в данной ситуации и нелегко.

На одной чаше весов в данном случае — трагедия, искалеченная психика ребёнка. И совершенно не важно, какими соображениями руководствовалась Проклова, рассказав о случившемся сейчас, много лет спустя. Любой психолог может поведать стареющей Красной Шапочке о том, что такое психология жертвы, как это сложно — рассказать, да даже вспомнить в деталях о том, что с тобой происходило, каково это — всю жизнь испытывать чувство вины.

На другой чаше весов — коллективная совковая психология. Для поклонников Советского Союза я акцентирую внимание: не советская, а именно совковая, исконно-посконная, хтоническая: «не выноси сор из избы», «да мужик за мягкое место щипнул, что с него взять», «ишь, нашлась королевишна, от неё не убыло» и другое в этом роде. Глубоко бабское (не женское, а именно бабское) и зверино-жестокое по своей сути. Из серии — «юбку надела — сама виновата».

Мы все с вами читали сотни историй в СМИ: отчим годами насиловал ребёнка, мать молчала. И каждый наверняка возмутился, как такое возможно. А очень запросто возможно. Пока общественное мнение сформировано, хоть отчасти, такими Поплавскими — это будет продолжаться. Потому что «о таких вещах говорят либо духовнику, либо врачу», процитирую ещё разок.

Я читала комментарии в соцсетях, и волосы становились дыбом. Сотни и даже тысячи женщин писали абсолютно людоедские вещи. Тезисы, что я озвучила выше, да ещё и похлеще.

Иногда пробивались еле слышные здравые голоса, процитирую свою приятельницу, блестящего автора Алёну Чорнобай:

«Первое, что раздражает — почему она только сейчас решилась? Решиться просто, если есть внутреннее понимание травмы. А с этим у нас проблемы. Она — советский ребёнок, как и многие другие женщины, имя им легион. Новая призма только формируется, общественность и интернет только заговорили об этой проблеме — появились новые названия, новые термины, новые тезисы для осмысления всего, что мы переживали в нашей юности».

Алена приводит ещё множество убедительных аргументов на уровне психологии, логики и устройства социума. Но, боюсь, для наших оппонентов это сложно, поэтому скажу попроще.

Когда состоявшийся во всех смыслах, взрослый человек решается на подобный шаг (зная, в каком обществе мы все живём), — вероятно, человек понимает, какую реакцию вызовет среди населения, ушибленного ржавой скрепой.

Ради чего он это делает? Рейтингов, денег? Подобными категориями мыслит условная Галина Степановна из деревни Злопсы, которая пережила самый яркий момент славы во время выступления в поселковом клубе, а максимальная сумма, которую она держала в руках, позволила купить подержанный мотоцикл «Урал». Да, ещё однажды ей поставили 12 лайков в фейсбуке, теперь она знает всё об общественном внимании и вообще большой специалист по «пиару» и «хайпу» (эти слова она почерпнула в том же фейсбуке).

Успешные люди подобными категориями не мыслят. А те репутационные риски, которые ежедневно падают на их голову, заставляют быть осторожными в высказываниях, запомните уже это, уважаемая Галина Степановна, а лучше запишите. Дважды. На лоб.

Проклова понимала, какой резонанс вызовут её откровения, и всё равно на это пошла. И на месте критиков я бы хоть на минуту задумалась — почему.

Может, хоть одна 15-летняя девочка после этого будет поменьше крутить в голове единственную мысль «что я сделала не так», а осмелится пойти в полицию и к психологу? Может, хоть один взрослый дядька подумает, прежде чем распускать руки?

Если хотя бы одна и хотя бы один — Проклова всё правильно сделала.

Потому что никакая аргументация не может быть выше трагедии ребёнка. Потому что виноват всегда насильник, а не жертва. Потому что Яна Поплавская и ей подобные могут однажды в свой выходной выключить телевизор и включить голову. Так, для разнообразия.

Мария Дегтерева, испытывая смесь глубочайшего ужаса, омерзения и гнева.

Читате по теме: Народ против Собчак: можно ли снимать интервью с маньяком

Теги:
Читайте также: